| № п/п | Вид ошибки | Примеры |
| Словообразовательные | ||
| Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное словообразование, Искажение слов | Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает. | |
| “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. | Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); | |
| Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) | мотовщик, рецензист, не оглядаемая. | |
| Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи | ||
| Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | |
| образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного | Я попросила ветерка (вместо: ветерок); | |
| образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного | Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); | |
| изменение рода при образовании падежных форм: | пирожок с повидлой, февральский лазурь; | |
| склонение несклоняемых существительных | играть на пианине; | |
| образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот | поднос чаев, небо затянулось облаком. | |
| Ошибочное образование формы прилагательного | ||
| Неправильный выбор полной и краткой форм | Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон | |
| Неправильное образование форм степеней сравнения: | новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше | |
| Нарушение норм формообразования глагола | Человек метается по комнате; | |
| Нарушение образования деепричастий и причастий | Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам | |
| Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями | |
| Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться | |
| Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы | |
| Синтаксические | ||
| Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. | |
| Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе; | |
| Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, | Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; | |
| Нарушение границы предложения | Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
| Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку. | |
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность); | |
| Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. | |
| Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры | В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи. | |
| Ошибки, связанные с употреблением частиц | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”. | |
| Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
| Разрушение ряда однородных членов | Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн. | |
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. | |
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу. | |
| Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. | Кусты, они покрывали берег реки. | |
| Пропуски необходимых слов. | Владик прибил доску и побежал в волейбол. | |
| Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве. | |
| Отрыв придаточного от определяемого слова. | Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. | |
| Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | |
| Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: | Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. | |
| Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего | Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. | |
| Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |






