Слайд 1
(титул.)
| Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
|
Слайд 2
| Утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики. Речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.
Возникает вопрос, что же такое инновация?
|
Слайд 3
| Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Таким образом педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
|
Слайд 4
| Источниками инновационных идей могут быть:
· неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
· различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
· потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
· появление новых образовательных моделей;
· демографический фактор;
· изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
· новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
|
Слайд 5
| Проблемы инноваций в сфере образования.
Проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Нововведения всегда связаны с большим риском, и нет уверенности в том, что он будет оправдан.
Специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:
Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее.
Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени.
Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый.
Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.
|
Без слайда
| Существуют другие классификации:
1. По новизне:
· абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
· содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
· обновление школы;
· обучение и воспитание;
· социализация учащихся;
· сохранение здоровья учащихся.
3. по масштабам их внедрения:
· в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;
· по всей стране, региону;
· использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
· результат коллективного творчества;
· индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
· внешний заказ;
· собственный замысел.
|
Слайд 6
| В качестве примера успешных инноваций хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.
1«Школа для жизни, через жизнь»
Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому.
2Школа «свободного воспитания»
Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.
3«Открытые школы»
4«Круглогодичная школа»
Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.
5«Снежные классы» и «Морские классы»
Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.
6«Неградуированные школы»
7«Трудовые школы»
Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.
|
Без слайда
| В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Можно выделить следующие инновационные технологии.
|
Слайд 7
| МАССОВОЕ ОТКРЫТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(англ. Massive Open Social Learning) – организация сетевого коллегиального обучения в процессе прохождения МООК (Массовых Открытых Онлайн Курсов).МООК курсы сегодня уже не являются абсолютной новинкой в мире, но именно в последнее десятилетие они получили серьезное распространение. По мнению президента Стэнфордского университета Дж. Хэннесси, эти курсы являются не просто прорывом, это «наш удачный выстрел»
|
Слайд 8
| Перевернутый класс (англ. Flipped Classroom) – это новейший метод обучения. Заключается он в том, что обучение сначала происходит в домашних условиях: теоретическая часть разбирается учеником самостоятельно, при прослушивании (возможно и в записи). Ученик прорабатывает материал, готовит его. Затем все ученики собираются в аудитории, чтобы решить коллегиально более сложные практические примеры, создать совместный проект и т.д. Учитель выступает в роли тьютора, к которому обращаются в случае необходимости.
|
Слайд 9
| BYOD
Bring your own devices — это модель, при которой для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников.
|
Слайд 10
| Событийное образование (англ. Event-Based Learning) – такой подход в организации педагогического процесса, когда процесс обучения строится на событиях. Такими событиями могут выступать образовательные фестивали, интеллектуальные конкурсы, ярмарки технологий и достижений и т.д.
|
Слайд 11
| Бриколаж в образовании (англ. Bricolage) – подход, при котором в процессе организации учебы используются все подручные материалы, кроме специально созданных для этой цели учебников
|
Слайд 12
| Сторителлинг в обучении (англ. Learning Through Storytelling) – способ построения процесса обучения в виде истории
|
Слайд 13
| Образовательный контент вместо учебника (англ. Educational Content Instead of Textbook) – учебник это линейный способ представления информации, тогда как контент подразумевает нелинейный способ взаимодействия с информацией.
|
Слайд 14
| Заключение
Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям.Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.
|