Студент выполняет контрольную работу в форме ответов на задания. Для этого он выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Контрольная работа будет считаться выполненной, если даны полные ответы на все задания и имеется ссылка на литературу или адреса сайтов.
Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Её, желательно, сдавать в отпечатанном виде. Формат бумаги А4, кегль 14, через один компьютерный интервал, поля – слева, справа, сверху, снизу – 2 см.
Контрольную работу можно писать и от руки, но аккуратно. Образцы правильного оформления титульного листа и списка литературы – в приложении №№ 1,2.
Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену не допускается.
Варианты контрольных работ
Вариант 0
1. Проследите основные этапы экономического развития России, начиная с образования государства у восточных славян и до конца ХХ века, назовите их особенности;
|
|
2. Сравните основные направления общественного движения России XIX века (декабристы, западники и славянофилы, народники, социал-демократы); выделите общее и особенное;
3. Каковы последствия распада СССР?
4. А) Негласный комитет;
Б) Алексей Михайлович Тишайший;
В) Индустриализация.
Вариант 1
1. Крепостное право в России: причины и этапы закрепощения крестьян, развитие крепостничества, отмена;
2. Сравните две войны, которые вела Россия (на выбор). Параметры для сравнения – причины, состав участников, ход, положение в стране, итоги;
3. Сравните две аграрные реформы России (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты.
4. А) РККА;
Б) Ярослав Мудрый;
В) Культурная революция.
Вариант 2
1. Сделайте в табличной форме сравнительный анализ Киевской Руси, периода раздробленности. Московского государства и Российской империи (параметры для сравнения: органы власти, законодательство, экономика, категории населения, положение церкви, основные тенденции развития культуры, направления внешней политики) IX-XVIII вв.;
2. Историческое значение Октябрьской революции;
3. В чём отличия между Второй мировой войной и Великой Отечественной войной?
4. А) ВСНК;
Б) Отцеубийца. Кого из правителей так прозвали?
В) Коллективизация.
Вариант 3
1. Сравните двух отечественных правителей и их правление (на выбор);
2. Проследите изменения социальной организации российского общества (по основным категориям населения), начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Объясните причины происходивших изменений;
|
|
3. Раскройте взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР конца 1920-х – 1930-х гг.
4. А) Приказы;
Б) Владимир Красное Солнышко;
В) Капище.
Вариант 4
1. Сравните три типа княжеств (Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское) в период раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Параметры для сравнения – географическое положение, природно-климатические условия, экономическое развитие, социальный состав населения, система управления;
2. Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с 1917 г. до 1991 г.);
3. Покажите положительные и отрицательные стороны русской крестьянской общины.
4. А) Земский собор;
Б) Василий II Тёмный;
В) Изгои.
Вариант 5
1. Функции истории. Роль исторической науки в жизни общества;
2. Сравните три российские революции (1905-1907 гг., Февральскую и Октябрьскую в 1917 г.): выделите сходства и отличия. Параметры для сравнения - причины революций, задачи, их характер, участники, ход событий, результаты;
3. Проследите эволюцию советского строя, созданного большевиками (с 1917 г. до 1991 г.). Параметры для сравнения – органы власти, экономика, национальная политика, внешняя политика, культура.
4. А) Синод;
Б) Иван Калита;
В) Гражданская война.
Вариант 6
1. Значение природных и географических факторов в истории России и формировании менталитета;
2. В чём сходство и различие индустриализации нашей страны при С.Ю. Витте и И.В. Сталине?
3. Роль ХХ века в мировой и российской истории.
4. А) боярская Дума;
Б) Рюрик;
В) Посессионные крестьяне.
Вариант 7
1. Сравните две отечественные реформы (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты;
2. Сравните в табличной форме основные российские партии начала ХХ века (эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, монархисты). Параметры для сравнения – возникновение, лидеры, программы, социальная база, работа в Госдуме, поведение в 1917 г.;
3. Причины распада СССР?
4. А) СССР;
Б) Иван Грозный;
В) Старообрядцы.
Вариант 8
1. Влияние монголо-татарского ига на развитие России;
2. Проследите эволюцию Российской империи с начала XVIII века до 1917 г. (органы власти, социальная структура, экономика, направления внешней политики, образование);
3. Каковы особенности советского строя, созданного большевиками и просуществовавшего до начала 1990-х гг.?
4. А) Коллегии;
Б) Владимр Мономах;
В) Опричнина.
Вариант 9
1. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и И.В. Сталине;
2. Сравните два периода истории России:
1) конец XVI начало XVII века;
2) конец XX начало XXI века. Почему их часто называют Смутой?
3. Место и роль России в истории человечества и в современном мире.
4. А) Министерства;
Б) Олег;
В) Политика «военного коммунизма»
Перечень контрольных вопросов к экзамену
1. История как наука. Подходы к изучению истории
2. Русские историки и основные этапы отечественной историографии
3. Новые социально-экономические явления в XVII веке
4. Особенности российской истории и менталитета
5. Восточные славяне в древности
6. Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
7. Киевская Русь – раннефеодальное государство
8. Основные категории населения Киевской Руси
9. Принятие христианства
10. Период феодальной раздробленности
11. Монголо-татарское нашествие. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
12. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы
13. Органы власти и управления в Московском государстве в XVI веке
14. Основные категории населения Московского государства
15. Правление Ивана IV Грозного
16. Смутное время
17. Реформы патриарха Никона. Начало формирования абсолютизма во II половине XVII века
|
|
18. Реформы Петра I
19. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века
20. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
21. Выбор пути исторического развития в начале XIX века при Александре I
22. Движение декабристов
23. Консервативная модернизация при Николае I
24. Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы
25. Отмена крепостного права и её последствия
26. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века
27. Движение народников
28. Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX начале XX века
29. Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX начале XX века
30. Первая русская революция 1905-1907 гг.
31. Столыпинская аграрная реформа
32. Политические партии начала XX века
33. Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных Дум
34. Россия в годы Первой мировой войны
35. Февральская революция 1917 г. Россия - от Февраля к Октябрю
36. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
37. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»
38. НЭП
39. Образование СССР
40. Индустриализация
41. Коллективизация
42. Культурные преобразования в 20-30-е гг. XX в.
43. Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
44. СССР накануне Великой Отечественной войны
45. Великая Отечественная война
46. Проблемы послевоенного развития СССР (1945-1953 гг.)
47. Реформы Н.С. Хрущёва (1953-1964 гг.)
48. Нарастание кризисных явлений в середине 1960-середине 1980-х гг. «Холодная война»
49. Перестройка 1985-1991 гг.
50. Россия в 1990-е гг.
Литература
1. Горинов М.М. История России с древнейших времён до конца XX века / М.М. Горинов и др. – М.: 2008
2. Деревянко А.П. История России: учеб. Пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.: 2011
3. История России. В 3-х кн. / под ред. Л.В. Милова. – М.: 2006
4. История России от древнейших времён до начала XX века: учеб. Пособие для вузов. Электр. Ресурс. / Под ред. И.Я. Фроянова. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Books/History/Frojan/index.php.
|
|
5. Орлов А.С. История России: учебник/А.С. Орлов и др. – М.: 2011
6. Словарь-справочник по отечественной истории. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса очной и очно-заочной форм обучения / Сост. Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко. – Ижевск: 2004
Интернет-ресурсы:
1. http://www.humanities.edu.ru/ - образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
2. http://www.hrono.info/index.php - сайт «ХРОНОС - всемирная история в Интернете»: хроника, документы, библиотека.
3. http://www.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ.
4. http://www.edu.ru/istrorijarossii.narod.ru/ - Библиотека учебной и научной исторической литературы, документы.
5. http://www.qumer.info/bibliotek_Buks/History/Orl/index.php - История России с древнейших времён.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1