Отдача оружия (образование угла вылета)

Движение ствола и связанных с ним деталей оружия в сторону, противоположную движения пули (снаряда), во время выстрела под действием давления пороховых газов называется отдачей.

В явлении отдачи нас интересует ее скорость и энергия, а также характер движения оружия. В орудиях сила отдачи воспринимается танком или БМП через противооткатное устройство, при стрельбе из стрелкового оружия – рукой, плечом, установкой или грунтом. Энергия отдачи тем больше, чем мощнее оружие: от 20 Н/м у пистолета до, например, 120 Н/м у 100 – мм пушки. Направление действия силы отдачи и силы сопротивления отдаче расположены со смещением на некотором плече. Образующая при этом динамическая пара сил приводит к круговому перемещению оружия. Отклонения могут также происходить вследствие влияния действия автоматики стрелкового оружия и динамического изгиба ствола при движении по нему пули. Эти причины приводят к образованию угла между направлением оси канала ствола до выстрела и ее направлением в момент вылета пули из канала ствола. Этот угол называется углом вылета, величина которого в вертикальной плоскости приводится в таблицах стрельбы стрелкового оружия. Величина отклонения дульной части ствола оружия (угла вылета) тем больше, чем больше плечо этой пары сил.

после выстрела
Ось

Ось канала ствола до выстрела
угол вылета

Рис. 6. Пары сил, отклоняющие ствол пистолета или револьвера верх и влево

 

При стрельбе из пистолета (револьвера) отдача воспринимается
кистью руки. Противодействие кисти также является той силой реакции, которая направлена в противоположную сторону и равна силе отдачи.
Поскольку при обхвате рукоятки пистолета или револьвера средняя часть кисти находится ниже и правее оси канала ствола, сила отдачи и сила реакции создают пары сил, вращающие оружие в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Рассмотрим явление отдачи самозарядного пистолета со свободным затвором.

Под действием давления пороховых газов пуля разгоняется по каналу ствола от 0 до Vн, одновременно затвор под действием тех же пороховых газов через дно гильзы разгоняется в противоположном направлении со скоростью от 0 до Vотд (принцип работы автоматики оружия со свободным затвором). Когда пуля покидает канал ствола, пороховые газы перестают воздействовать на затвор, который, набрав скорость Vотд, продолжает по инерции двигаться назад, экстрактируя стреляную гильзу, взводя курок и сжимая возвратную пружину. На взведение курка и сжатие возвратной пружины затвор затрачивает часть кинетической энергии. При этом его скорость снижается до Vк, с которой затвор в конце отката ударяется в рамку пистолета. Именно в этот момент рука стрелка будет ощущать основную отдачу.

Скорость отдачи свободного затвора для ПМ будет равна 7,68 м/сек.[1]

Если принять допущения, что скорость пули нарастает по линейной зависимости, величина пути пули по стволу определяется исходя из геометрических параметров пистолета и равна 82,85 мм. Время выстрела для ПМ будет равно 0,00053 сек.

Когда пуля покидает канал ствола, затвор смещается назад на 2 мм, при этом рука стрелка практически ничего не ощущает, а угол вылета достаточно мал.

Угол вылета для конкретного оружия является практически постоянной величиной и учитывается при приведении оружия к нормальному бою.

Непосредственно отдачу рука начинает воспринимать при взведении затвором курка и сжатии возвратной пружины, а основной толчок происходит от удара затвора со скоростью 3,82 м/сек. о рамку пистолета через 0,007 сек. после вылета пули, которая за это время успевает удалиться от пистолета на 2,2 м по расчетам для ПМ.

Из всего сказанного нужно сделать важнейший вывод: отдача у ПМ на точность стрельбы не влияет! Если удерживать пистолет только кончиками большого и среднего пальцев, а указательным нажимать на спусковой крючок, то пуля все равно прицельно попадает в мишень, хотя оружие при отдаче будет вырывается из руки.

Для уменьшения отдачи и угла вылета в стрелковом оружии устанавливаются устройства – компенсаторы, дульный тормоз – компенсатор.

Дульными тормозами называются приспособления, соединенные с дульной частью ствола и служащие для уменьшения энергии отдачи. Дульные тормоза бывают активного, реактивного действия и комбинированные:

– дульные тормоза активного действия – передняя стенка имеет большую поверхность;

– дульные тормоза реактивного действия – окна, грани которых срезаны под углом назад;

– комбинированный тормоз сочетает принцип действия активного и реактивного тормозов.

Дульные тормоза поглощают до 30–40% энергии отдачи. К недостаткам дульных тормозов следует отнести следующие факторы:

– поток пороховых газов отклоняется в сторону стрелка;

– увеличивается резкость звука выстрела;

– оружие демаскируется пылью, поднимаемой газами, ударяющимися о поверхность земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: