Ставьте точки правильно, а линии проводите точно под их относительными углами

Однажды в вечерней школе я хорошо помню, как Сарджент жаловался, что все только и заняты вопросом приближенного сочленения головы с плечами. Процедура представляла собой аккуратное определение всей позы при первом сеансе, длящемся два часа. Оставшиеся сеансы были посвящены тому, чтобы сделать тщательно проработанный рисунок мелом, придерживаясь оригинальных очертаний, работая от головы вниз, таким образом, на рисунок не влияли случайные отклонения модели от исходной позы. Сарджент никак не мог с этим примириться. Метод, который он пытался привить, это выполнять разметку рисунка заново на каждом сеансе, получая от комбинации усилий завершенную интерпретацию модели. Череп должен правильно насаживаться на позвоночник. То же касается всех конечностей, точная конструктивная легкость и плавность механических движений, при этом с максимальным соблюдением индивидуальных характеристик каждой отдельной фигуры. Достижение, требующее значительной практики и опыта в рисунке углем, но представлявшееся очень желанным, если поставить себе эту цель. Именно этим методом он руководствовался в своей живописи. Для студента это означало постоянно трансформирующийся рисунок, передающий изменения настроения модели.

Применимо к живописи сохранялись те же принципы.

Живопись это интерпретация в тоне через цвет, наносимый кистью. Пользуйтесь большой кистью. Не морите свою палитру голодом. Точно намечайте все массы углем, затем намечайте фон на расстоянии около полдюйма от границы близких тонов, настолько достоверно, насколько это возможно, затем намечайте массу волос, перекрывая рисунок и смешивая тона с фоном, заходя на поверхность лба. На лице наносите полутон плоти, светлый с левой стороны и темный в тени, всегда закрывая рисунок и смешивая тон плоти с фоном. Пишите плоть в фон и фон в плоть, пока не достигнете точного качества, как по цвету, так и по тону, как бы целиком моделируя голову как подставку с париком.

Затем приступаем к самым выдающимся и характерным акцентам черт по расположению и тону, при этом рисунок должен быть максимально точным, специально пишем по влажной поверхности и проверяем себя, постоянно отходя на расстояние, рассматривая работу в целом, что очень важно. После этого принимаемся за едва различимые тона, выражающие удаляющиеся поверхности головы, висков, подбородка, носа и щек с плечами, затем еще более тонкий рисунок рта и глаз, все время смешивая тона друг с другом, пока в заключение не будут заложены наиболее ярко освещенные участки. Это все выполняется на первом сеансе, и если живопись выполнена неудовлетворительно, все безжалостно затирается кистью. При этом непозволительно, чтобы в объекте отдельные части были хорошо проработаны, что противоречит принципу целостности или единства всех частей. Полная затирка пробуждает аппетит со свежим взглядом подойти к проблеме на каждом новом сеансе. При этом каждая попытка в результате дает более полную визуализацию в уме. Процесс повторяется, пока холст не будет завершен.

Сарджент до упора отстаивал тот факт, что тонкости цвета нужно контролировать постоянным созерцанием работы с расстояния.

Отойдите от работы на достаточно большое расстояние, и вы поймете, какую большую опасность таит в себе перебор в тоне. Удерживайте предмет целиком в уме. Тонкие тона, которые сложно определить при близком рассмотрении, можно откорректировать лишь этим способом.

Когда мы собрались перед нашими набросками, выставленными в качестве задания по композиции, и ожидали критики, Сарджент прошелся вдоль всей коллекции, быстро просматривая все и не выделяя никого в частности. В качестве комментария он всего лишь сказал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: