Секция 2 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

 

Правовое регулирование посмертного изъятия органов для трансплантации в Российской Федерации

Банникова Елизавета Андреевна

студентка 2 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Пибаев Игорь Алоександрович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

АННОТАЦИЯ

 

Статья посвящена анализу проблемы согласия донора на осуществления посмертного изъятия органов. Автором предлагается один из вариантов ее урегулирования.

Ключевые слова: трансплантация, донор, реципиент, презумпция согласия.

 

Bannikova E.A.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Legal regulation of post mortem removal of organs for transplantation in the Russian Federation

Annotation:

The article is devoted to the analysis of donor provision problems on the basis of postmortem removal of organs. The author suggests one of the ways to solve this problem.

Key words: transplantation, donor, recipient, presumption of consent

 

Трансплантация органов человека затрагивает права и интересы всех участников данного процесса: доноров и реципиентов, а также врачей, что вызывает необходимость детальной правовой регламентации общественных отношений в сфере трансплантологии и донорства.

В частности, современное российское законодательство не в полной мере охватывает отношения связанные с изъятием органов и тканей у трупа. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" позволяет врачам не информировать родственников «потенциальных доноров» о возможности после констатации смерти изъятия у них органов [1]. Таким образом, родственники узнают об изъятии органов уже после его совершения, что явно ограничивает их права, а также зачастую служит причиной конфликтов и даже судебных разбирательств, подрывающих доверие между трансплантологами и обществом.

В законодательстве имеет место коллизия между статьей 8 Закона о трансплантации и Законом РФ «О погребении и похоронном деле», согласно которому осуществлять посмертное изъятие органов для трансплантации в случаях отсутствия волеизъявления доноров и согласия их родственников не разрешается [2].

В Российской Федерации количество доноров на миллион населения существенно ниже, чем в странах, в которых действует презумпция несогласия, иначе называемая презумпцией испрошенного согласия [3].

Из вышеуказанного очевидно, что есть необходимость усовершенствования механизма правового регулирования трансплантации для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие трансплантологии в Российской Федерации, повысить уровень доверия между обществом и врачами. Для устранения всех противоречий, необходимо заменить презумпцию согласия посмертного изъятия органов на презумпцию испрошенного согласия.

 

Примечания

 

1. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. ст. 146.

3. Паперная Г. Жизненная необходимость: Как устроено посмертное донорство органов в России // Коммерсантъ Власть. 2015. №28. С. 20.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: