Зубарев А. Е.
Концепции современного естествознания: Методические материалы и рекомендации для студентов-заочников гуманитарных и экономических специальностей. - Калуга, 2005. –
В данном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом конспективно изложены основные разделы курса «Концепции современного естествознания. Пособие рекомендуется студентам-заочникам гуманитарных и экономических специальностей в соответствии с учебным планом Калужского филиала Северо-Западной академии государственной службы.
ББК 20я73
© Северо-Западная академия государственной службы
Предисловие
Курс «Концепции современного естествознания» введен в качестве обязательной дисциплины общекультурного блока государственного образовательного стандарта.
Подготовка студентов любой специальности должна гармонично включать элементы обеих культур – естественнонаучной и гуманитарной. В современных условиях всеобщей гуманитаризации, основанной на национально-этнических и общечеловеческих ценностях, требуется оптимальный баланс двух культур, где достойное место должны занять естественные науки. Любому специалисту гуманитарного профиля – юристу, экономисту и др. - необходим целостный взгляд на культуру, место в ней науки для осознания своего места и роли в обществе.
|
|
В государственном образовательном стандарте выбраны наиболее значимые теоретические принципы, которые излагаются через исторический диалог науки и культуры. Излагаемый материал отражает структурные уровни организации материи от простого к сложному на основе идей саморазвития и эволюции.
В пособии освещены вопросы, составляющие основной объем изучаемого курса. В начале каждого раздела дается краткий план, показывающий структуру изучаемого учебного материала.
За основу разработанных методических материалов положено учебное пособие Т. Г. Грушевицкой и А. П. Садохина «Концепции современного естествознания», которое дополнено авторскими материалами и разработками.
Наиболее важные термины и понятия выделены курсивом или жирным шрифтом.
Государственный стандарт
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. История естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Структурные уровни организации материи. Пространство, время. Принципы относительности, симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Принцип возрастания энтропии.
|
|
Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.
Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.
Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера. Необратимость времени.
Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.
Тема 1. «Основы науковедения»
План
1. Наука и ее роль в культуре.
2. Структура и функции науки.
3. Критерии науки.
4. Научная теория и ее структура.
5. Методы науки.
6. Системный подход.
7. Концепция самоорганизации материи.