УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«__» _____________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«комплексный экономический анализ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 38.03.01 Экономика
профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Комплексный экономический анализ ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 27с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки38.03.01 Экономика.
Автор: | К.э.н., доцент | Д.Е.Гаврилов |
Рецензент: | к.э.н, доцент | М.М.Леонтьева |
Одобрен на заседании кафедры экономики. Протокол от 05 февраля 2016г. № 7.
Заведующий кафедрой экономики | А.Г.Мокроносов |
Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ. Протокол от 15.02. 2016 г. № 7.
|
|
Председатель методической комиссии института ГСЭО | В.П.Фалько | |
Зам. директора Н.Б | Е.Н. Билёва | |
Директор института ГСЭО | Н.В. Третьякова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 © Д.Е.Гаврилов, 2016 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Комплексный экономический анализ»является получение целостного представления о комплексном экономическом анализе как важнейшей функции управления организациями, а также получение практических навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Задачи дисциплины:
- научить обосновывать основные направления анализа и диагностики хозяйственной деятельности, последовательность и взаимосвязь их проведения;
- сформировать умения применять различные методики экономического анализа;
- научить анализировать технико-экономический уровень производства и обосновывать тенденции его развития;
- выработать умение проводить анализ результатов деятельности организации, ее производственного потенциала;
- научить всесторонней оценке финансового состояния организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Б.1Базовая часть.М3. Расчетно-экономический модуль
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Финансы, денежное обращение и кредит»:
|
|
Знания: основные категории дисциплины; методы и подходы, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы;
Умения: использовать приемы и методы для анализа экономической ситуации; оценивать экономические факторы развития предприятия.
Владения: навыками оценки финансовой отчетности предприятия.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Корпоративные финансы»,
«Налоги и налогообложение»,
«Конкурентоспособность предприятия»
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Комплексный экономический анализ» выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные направления комплексного экономического анализа;
· методы экономического анализа, которые применяются на разных этапах и направлениях анализа;
· приемы выявления и оценки резервов производства;
· направления использования результатов комплексного экономического анализа;
· обоснованно формулировать задачу распознавания для диагностики кризисных состояний предприятия;
Уметь:
· осуществлять выбор показателей состояния предприятия, исходя из анализа его финансовой, маркетинговой и производственной деятельности;
· провести экономический анализ в организации и основных ее структурных подразделениях;
· оценить производственный потенциал организации и его использование;
· определить финансовое состояние организации и тенденции его развития;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методами анализа, систематизации и обобщения данных при оценке финансово-хозяйственной деятельности организации;
· навыками экономического чтения бухгалтерской, статистической отчетности;
· алгоритмами расчета системы показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность организации.
4.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них: аудиторная работа - 86 часов; самостоятельная работа – 130 часов.
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Общая трудоемкость дисциплины | 6 (216) | 6 (216) |
Переаттестация | ||
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
курсовая работа | ||
контрольная работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к экзамену | ||
подготовка к зачету | ||
Вид промежуточного контроля | Курсовая работа 6 | Курсовая работа 8 |
Экзамен 6 | Экзамен 8 |
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||
1. | Научные основы экономического анализа и информационное обеспечение анализа | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1. | ||||||
2. | Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | ||||||
3. | Анализ производства и реализации продукции | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 3. | ||||||
4. | Анализ состояния и эффективного использования основных средств | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4. | ||||||
5. | Анализ эффективности использования материальных ресурсов | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 5. | ||||||
6. | Анализ использования трудовых ресурсов | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в практ. занятии –6 | ||||||
7. | Анализ затрат на производство | Еженед. | Собесед. –7, Участие в практ. занятии – 7 | ||||||
8. | Анализ финансовых результатов деятельности | 8,9 | Еженед. | Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9. | |||||
9. | Анализ финансового состояния организации | 10,11,12 | Еженед. | Участие в практ. занятии – 10,11,13 | |||||
10. | Система показателей для оценки деловой и рыночной активности | Еженед. | Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 13 | ||||||
11. | Анализ эффективности использования капитала предприятия | Еженед. | Участие в практ. занятии – 14. Тестирование – 14. | ||||||
12. | Диагностика финансового кризиса предприятия | Еженед. | Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 15. | ||||||
13. | Курсовая работа | ||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||
Всего за курс | экзамен | ||||||||
|
|
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Научные основы экономического анализа и информационное обеспечение анализа
Цели и задачи курса «Комплексный экономический анализ». Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России. Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук. Понятие экономической информации; основные требования к информации: достоверность, актуальность, оперативность, точность. Виды источников информации. Правила подготовки информации к анализу.
|
|
Тема 2. Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа
Общая схема экономического анализа деятельности организации. Классификация видов экономического анализа. Содержание, задачи и методика проведения текущего анализа. Краткая характеристика видов экономического анализа.
Приемы экономического анализа, их классификация и краткая характеристика. Методы экономического анализа, их особенности, краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа.
Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям. Анализ производства продукции в натуральном выражении (номенклатура, ассортимент, структура). Анализ ритмичности производства, качества продукции. Зависимость между производственным снабжением, процессом производства и реализацией готовой продукции.
Показатели объема реализации продукции; оценка динамики реализации продукции организации; факторы, влияющие на объем реализации; анализ влияния изменения остатков готовой продукции на складе на объем продаж.
Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации..
Тема 4. Анализ состояния и эффективного использования основных средств
Анализ движения основных средств. Анализ состава и структуры основных средств состояния основных средств. Оценка технического состояния основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. Анализ эффективности использования основных средств. Оценка влияния экстенсивного и интенсивного использования средств труда на приращение объема производства и реализации продукции. Резервы повышения эффективности использования основных средств