Понятие и особенности международного права
Момент возникновения международного права связывают с моментом возникновения первых государств.
!!! МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – СИСТЕМА НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ МП ПУТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ ИХ ВОЛЬ И ОБЕСПЕЧИВАЕМОЕ В НЕОБХОДИМЫХ СЛУЧАЯХ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕРАМИ ПРИНУЖДЕНИЯ.
Специфика – согласительная природа. Во внутригосударственном праве – согласование воль редко.
Особенности МП:
1) ПРЕДМЕТ – межгосударственные отношения межвластного характера. (МП – межгосударственное право) – международное публичное право.
2) МЕТОД – несмотря на то, что право публичное, императивных норм немного, т.к. согласование воль. Поэтому метод рекомендательный. Soft law – мягкое право – новое понятие. Государства обладают суверенитетом, поэтому мягкое регулирование. НО не все признают существование рекомендательного метода, рекомендательных норм, т.к. норма права – это общеобязательное правило поведения. Специалисты по международному праву признают, что рекомендательные нормы права есть.
3) СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ:
* государства.
* международные организации – молодые субъекты с начала 20 века – Почтовый союз. ООН – в 1945 году.
* нации (народы), не имеющие своей государственности и борющиеся за свою независимость – не все эту группу выделяют, т.к. все народы уже государственно-организованные, следовательно, от их имени выступает государство.
* субъекты особого рода – sui generis – государственно-подобные образования – которые имеют признаки государства, но не все. Ватикан – Святой престол. Мальтийский орган. Они имеют свои представительства при ООН, консульства, представительства.
*ИНДИВИД НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В РФ. ЗАПАДНАЯ ДОКТРИНА РАССМАТРИВАЕТ! Т.К. ЕСТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. НО ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТОМ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИРОДЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, ИНДИВИД НЕ МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
4) ИСТОЧНИКИ - международный договор и международный обычай. Никаких НПА нет!!! Даже Европейская конституция – также договор!
5) НОРМООБРАЗОВАНИЕ – нормы создаются самими субъектами международного права путем согласования воль. Договор или молчаливое признание – обычай. Другие источники права согласительной силой не обладаю, поэтому их нет!!!
6) ПРИНЦИПЫ – базовые нормы, на которых должна строиться вся система международного регулирования. Это императивные нормы! Ius cogens – обязательные нормы. Большинство – в уставе ООН. Принцип неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государства, уважения государственного суверенитета, территориальной целостности…
7) РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ – по большей части реализуются добровольно. Государство никто не заставляет признавать нормы. В случае неисполнения норм МП их реализация обеспечивается путем применения специальных мер принуждения самими субъектами международного права. То есть система санкций есть! Поэтому это все-таки право. Контрибуции, сатисфакции, ресторации, реституции… Нормы МП направлены на предупреждение международных преступлений.
МП представляет собой систему норм, в которой может быть выделена общая и особенная часть. Общая – источники, принципы, субъекты, ответственность. В Особенной части МП – отрасли права: экологическое, воздушное, планетарное…
Субъекты международного права
1. Понятие субъекта МП.
2. Государство как основной субъект МП.
3. Международные организации.
4. Нетрадиционные субъекта МП – не всеми выделяемые.
1. Понятие СМП.
2 подхода к определению СМП:
1) СМП – субъект права вообще – участник международных ПО. Не отражает специфику СМП.
2) СМП обладает определенными особенностями:
* суверенитет
*автономность воли
* наличие правообразующих функций – способность участвовать в создании норм МП.
* международная правосубъектность – правоспособность и дееспособность не разграничиваются, следовательно, используется термин «праводееспособность». То есть все субъекты дееспособны.
СМП – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ ДЕЙСТВУЮЩИЙ СУВЕРЕННЫЙ УЧАСТНИК МПО, СПОСОБНЫЙ ОБЛАДАТЬ МПиО И НЕСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ УЧАСТВУЮЩИЙ В СОЗДАНИИ МП НОРМ.
Не любой субъект права является субъектом правоотношений. Субъект права – потенциальный участник ПО, а субъект правоотношений – действующий участник. Малолетний ребенок – потенциальный участник. Это имеет значение для решения вопроса о том, является ли индивид субъектом права.
4 группы субъектов:
- государство
- международные организации
- нации и народы, не имеющие своей государственности
- субъекты особого рода – sui genеs.
1) первичные субъекты – в силу самого факта существования являются СМП (как только появились, не требуется специальных документов), обладают полной международной правосубъектностью. – государство, нации народы без государственности. Проблема непризнанных государств.
2) производные субъекты, которые создаются первичными субъектами и обладают ограниченной международной правосубъектностью – международные организации и субъекты особого рода.
2. ГОСУДАРСТВО – основной субъект МП.
Специфическими свойствами государства как субъекта МП выступают:
1) суверенитет (имеется в виду внешний суверенитет – независимость. Есть принцип суверенного равенства государств, поэтому верховенства быть не может).
2) полная международная правосубъектность.
Проблема федеративных государств: могут ли субъекты федерации быть субъектами МП? Или это прерогатива федерации? Участником международных отношений может быть только федерация в целом. Субъекты не обладают суверенитетом. Им обладает только федерация в целом. ФЗ от 4 января 1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Субъекты РФ вправе:
1. осуществлять международные и внешнеэкономические связи, но только в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной и культурной областях. В политической – ничего решать не могут.
2. только с субъектами или АТЕ иностранных государств.
3. заключать в рамках данных связей международные соглашения, которые согласно ст. 7 не являются международными договорами.
4. участвовать в деятельности международных организаций, но только в рамках специально созданных для этого органов.
5. вправе открывать на территории иностранных государств свои представительства, но не наделять их статусом дипломатических или консульских.
Есть доктрина разделенного суверенитета, в федерациях суверенитет поделен между федерацией и субъектом. - Арановский. Но как может быть независимость разделена? Как может быть неполной независимость?
А так-то в К написано республики (государства), т.к. К писалась с К США, а там state = штат, государство.
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это особые объединения государств, созданные на основе МД для выполнения определенных целей, имеющие систему постоянно действующих органов, обладающие международной правосубъектностью и учрежденные в соответствии с МП.
Признаки:
· Договорная основа
· Система постоянно действующих органов
· Автономность воли (суверенитет – для государства, а для МО – автономность воли).
Они стали рассматриваться в качестве СМП позднее, чем государство. Впервые – XIX век – появился всемирный почтовый союз. Это производные субъекты. А их международная правосубъектность была признана вообще в середине XX века благодаря деятельности ООН. ООН сама себя провозгласила СМП через международный суд ООН в 1949. Он в одном из решений указал, что ООН не является государством и тем более сверх государством, а выступает международным лицом.
· МО относятся к производным СМП и обладают вследствие этого ограниченной международной правосубъектностью, то есть могут участвовать только в тех МО, которые соответствуют целям и задачам их деятельности, закрепленным в договоре. Имеется обычно учредительный договор.
Есть НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ МО – Европейский союз. Наднациональность состоит в том, что МО получает право обсуждать вопросы, традиционно относящиеся к внутренней компетенции государства, и принимать по ним решения, обязательные (а не рекомендательные) как для государств-членов, так и для физических и юридических лиц.
Надо отличать от МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, которые созываются для решения определенных задач и носят при этом временный характер.
4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ СУБЪЕКТЫ МП
· НАЦИИ, НАРОДЫ, НЕИМЕЮЩИЕ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – появились благодаря принципу самоопределения народов. Не любая нация может рассматриваться как самостоятельный СМП. Требования:
1) народ должен быть лишен своей государственности, государственно неорганизован. Иначе в качестве субъекта – государство.
2) народ должен создать определенные властные органы, способные от его имени выступать на международной арене.
Раньше это были колониальные народы, которые боролись за свою независимость. Согласно международной практике в качестве таковых народов могут рассматриваться:
1) народы колоний – сейчас нет.
2) народы, проживающие на территории государства, К которого предусматривает право выхода из него – сецессия. Сейчас нет таких К.
3) народы, проживающие в государстве, которое нарушает принцип равноправия и самоопределения народов. МП признает возможность самоопределиться и создать самостоятельное независимое государство. И в промежуточный период до создания нового государства это будет данный СМП.
СУБЪЕКТЫ ОСОБОГО РОДА – государственноподобные образования. Они имеют признаки государства, но не все.
Ватикан – святой престол. Независимость Святого престола в 1984 признана Италией договором. Ватикан – не государство. У него нет населения. Чиновники – не население.
Может быть участником только определенных международных отношений.
Мальтийский орган – в 1889 году получил МП статус – официальное религиозное формирование с международно-признанными функциями. Суверенитет – фикция.
Источники МП
1. Понятие нормы МП.
2. Специфика нормообразования в МП.
3. Классификация норм МП.
4. Понятие и виды источников МП.
1. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается субъектами МП в качестве юридически обязательного. Таким образом, главный признак – юридическая обязательность, которая возникает в силу признания субъектами. Мораль, обычаи не обязательны.
Содержание МПН составляют права и обязанности, которыми наделяются СМП. Нормы объединяются в институты, отрасли, подотрасли, т.е. образуют систему.
Нормы МП имеют определенную специфику:
1) специфический предмет регулирования: межгосударственные отношения.
2) структура: редко содержат конкретные санкции.
3) способы реализации: нормы МП реализуются по большей части добровольно.
4) способ образования.
5) специфические формы закрепления.
2. Специфика нормообразования в МП.
Нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования воль.
Процесс создания норм МП включает 2 стадии:
· Согласование относительно содержания правил поведения (готовится проект договора)
· Согласование относительно обязательности правила (ратификация МД).
Специфические черты процесса образования норм права:
1. согласованность воль. Речь идет именно о согласованности, но не об идентичности.
2. взаимообусловленность данных норм – согласие государства на признание правила поведения в качестве юридической нормы дается при условии аналогичного согласия другого или других государств.
3. Юридическое равенство субъектов в процессе создания норм МП. Оно означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства.
Согласование воль может быть явно выраженным – МД – или молчаливое – тогда нормы международного обычая.