Субъекты международного права

Понятие и особенности международного права

 

Момент возникновения международного права связывают с моментом возникновения первых государств.

 

!!! МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – СИСТЕМА НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ МП ПУТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ ИХ ВОЛЬ И ОБЕСПЕЧИВАЕМОЕ В НЕОБХОДИМЫХ СЛУЧАЯХ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕРАМИ ПРИНУЖДЕНИЯ.

 

Специфика – согласительная природа. Во внутригосударственном праве – согласование воль редко.

 

Особенности МП:

 

1) ПРЕДМЕТ – межгосударственные отношения межвластного характера. (МП – межгосударственное право) – международное публичное право.

2) МЕТОД – несмотря на то, что право публичное, императивных норм немного, т.к. согласование воль. Поэтому метод рекомендательный. Soft law – мягкое право – новое понятие. Государства обладают суверенитетом, поэтому мягкое регулирование. НО не все признают существование рекомендательного метода, рекомендательных норм, т.к. норма права – это общеобязательное правило поведения. Специалисты по международному праву признают, что рекомендательные нормы права есть.

3) СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ:

* государства.

* международные организации – молодые субъекты с начала 20 века – Почтовый союз. ООН – в 1945 году.

* нации (народы), не имеющие своей государственности и борющиеся за свою независимость – не все эту группу выделяют, т.к. все народы уже государственно-организованные, следовательно, от их имени выступает государство.

* субъекты особого рода – sui generis – государственно-подобные образования – которые имеют признаки государства, но не все. Ватикан – Святой престол. Мальтийский орган. Они имеют свои представительства при ООН, консульства, представительства.

 

*ИНДИВИД НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В РФ. ЗАПАДНАЯ ДОКТРИНА РАССМАТРИВАЕТ! Т.К. ЕСТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. НО ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТОМ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИРОДЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, ИНДИВИД НЕ МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 

4) ИСТОЧНИКИ - международный договор и международный обычай. Никаких НПА нет!!! Даже Европейская конституция – также договор!

5) НОРМООБРАЗОВАНИЕ – нормы создаются самими субъектами международного права путем согласования воль. Договор или молчаливое признание – обычай. Другие источники права согласительной силой не обладаю, поэтому их нет!!!

6) ПРИНЦИПЫ – базовые нормы, на которых должна строиться вся система международного регулирования. Это императивные нормы! Ius cogens – обязательные нормы. Большинство – в уставе ООН. Принцип неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государства, уважения государственного суверенитета, территориальной целостности…

7) РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ – по большей части реализуются добровольно. Государство никто не заставляет признавать нормы. В случае неисполнения норм МП их реализация обеспечивается путем применения специальных мер принуждения самими субъектами международного права. То есть система санкций есть! Поэтому это все-таки право. Контрибуции, сатисфакции, ресторации, реституции… Нормы МП направлены на предупреждение международных преступлений.

 

МП представляет собой систему норм, в которой может быть выделена общая и особенная часть. Общая – источники, принципы, субъекты, ответственность. В Особенной части МП – отрасли права: экологическое, воздушное, планетарное…

 

Субъекты международного права

1. Понятие субъекта МП.

2. Государство как основной субъект МП.

3. Международные организации.

4. Нетрадиционные субъекта МП – не всеми выделяемые.

 

1. Понятие СМП.

 

2 подхода к определению СМП:

 

1) СМП – субъект права вообще – участник международных ПО. Не отражает специфику СМП.

 

2) СМП обладает определенными особенностями:

 

* суверенитет

*автономность воли

* наличие правообразующих функций – способность участвовать в создании норм МП.

* международная правосубъектность – правоспособность и дееспособность не разграничиваются, следовательно, используется термин «праводееспособность». То есть все субъекты дееспособны.

 

СМП – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ ДЕЙСТВУЮЩИЙ СУВЕРЕННЫЙ УЧАСТНИК МПО, СПОСОБНЫЙ ОБЛАДАТЬ МПиО И НЕСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ УЧАСТВУЮЩИЙ В СОЗДАНИИ МП НОРМ.

 

Не любой субъект права является субъектом правоотношений. Субъект права – потенциальный участник ПО, а субъект правоотношений – действующий участник. Малолетний ребенок – потенциальный участник. Это имеет значение для решения вопроса о том, является ли индивид субъектом права.

 

4 группы субъектов:

 

- государство

- международные организации

- нации и народы, не имеющие своей государственности

- субъекты особого рода – sui genеs.

 

1) первичные субъекты – в силу самого факта существования являются СМП (как только появились, не требуется специальных документов), обладают полной международной правосубъектностью. – государство, нации народы без государственности. Проблема непризнанных государств.

2) производные субъекты, которые создаются первичными субъектами и обладают ограниченной международной правосубъектностью – международные организации и субъекты особого рода.

 

2. ГОСУДАРСТВО – основной субъект МП.

 

Специфическими свойствами государства как субъекта МП выступают:

1) суверенитет (имеется в виду внешний суверенитет – независимость. Есть принцип суверенного равенства государств, поэтому верховенства быть не может).

2) полная международная правосубъектность.

 

Проблема федеративных государств: могут ли субъекты федерации быть субъектами МП? Или это прерогатива федерации? Участником международных отношений может быть только федерация в целом. Субъекты не обладают суверенитетом. Им обладает только федерация в целом. ФЗ от 4 января 1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Субъекты РФ вправе:

1. осуществлять международные и внешнеэкономические связи, но только в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной и культурной областях. В политической – ничего решать не могут.

2. только с субъектами или АТЕ иностранных государств.

3. заключать в рамках данных связей международные соглашения, которые согласно ст. 7 не являются международными договорами.

4. участвовать в деятельности международных организаций, но только в рамках специально созданных для этого органов.

5. вправе открывать на территории иностранных государств свои представительства, но не наделять их статусом дипломатических или консульских.

 

Есть доктрина разделенного суверенитета, в федерациях суверенитет поделен между федерацией и субъектом. - Арановский. Но как может быть независимость разделена? Как может быть неполной независимость?

А так-то в К написано республики (государства), т.к. К писалась с К США, а там state = штат, государство.

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это особые объединения государств, созданные на основе МД для выполнения определенных целей, имеющие систему постоянно действующих органов, обладающие международной правосубъектностью и учрежденные в соответствии с МП.

 

Признаки:

 

· Договорная основа

· Система постоянно действующих органов

· Автономность воли (суверенитет – для государства, а для МО – автономность воли).

 

Они стали рассматриваться в качестве СМП позднее, чем государство. Впервые – XIX век – появился всемирный почтовый союз. Это производные субъекты. А их международная правосубъектность была признана вообще в середине XX века благодаря деятельности ООН. ООН сама себя провозгласила СМП через международный суд ООН в 1949. Он в одном из решений указал, что ООН не является государством и тем более сверх государством, а выступает международным лицом.

 

· МО относятся к производным СМП и обладают вследствие этого ограниченной международной правосубъектностью, то есть могут участвовать только в тех МО, которые соответствуют целям и задачам их деятельности, закрепленным в договоре. Имеется обычно учредительный договор.

Есть НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ МО – Европейский союз. Наднациональность состоит в том, что МО получает право обсуждать вопросы, традиционно относящиеся к внутренней компетенции государства, и принимать по ним решения, обязательные (а не рекомендательные) как для государств-членов, так и для физических и юридических лиц.

Надо отличать от МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, которые созываются для решения определенных задач и носят при этом временный характер.

 

4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ СУБЪЕКТЫ МП

 

· НАЦИИ, НАРОДЫ, НЕИМЕЮЩИЕ СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – появились благодаря принципу самоопределения народов. Не любая нация может рассматриваться как самостоятельный СМП. Требования:

 

1) народ должен быть лишен своей государственности, государственно неорганизован. Иначе в качестве субъекта – государство.

2) народ должен создать определенные властные органы, способные от его имени выступать на международной арене.

 

Раньше это были колониальные народы, которые боролись за свою независимость. Согласно международной практике в качестве таковых народов могут рассматриваться:

1) народы колоний – сейчас нет.

2) народы, проживающие на территории государства, К которого предусматривает право выхода из него – сецессия. Сейчас нет таких К.

3) народы, проживающие в государстве, которое нарушает принцип равноправия и самоопределения народов. МП признает возможность самоопределиться и создать самостоятельное независимое государство. И в промежуточный период до создания нового государства это будет данный СМП.

 

СУБЪЕКТЫ ОСОБОГО РОДА – государственноподобные образования. Они имеют признаки государства, но не все.

 

Ватикан – святой престол. Независимость Святого престола в 1984 признана Италией договором. Ватикан – не государство. У него нет населения. Чиновники – не население.

 

Может быть участником только определенных международных отношений.

 

Мальтийский орган – в 1889 году получил МП статус – официальное религиозное формирование с международно-признанными функциями. Суверенитет – фикция.

 

Источники МП

1. Понятие нормы МП.

2. Специфика нормообразования в МП.

3. Классификация норм МП.

4. Понятие и виды источников МП.

 

1. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается субъектами МП в качестве юридически обязательного. Таким образом, главный признак – юридическая обязательность, которая возникает в силу признания субъектами. Мораль, обычаи не обязательны.

 

Содержание МПН составляют права и обязанности, которыми наделяются СМП. Нормы объединяются в институты, отрасли, подотрасли, т.е. образуют систему.

 

Нормы МП имеют определенную специфику:

 

1) специфический предмет регулирования: межгосударственные отношения.

2) структура: редко содержат конкретные санкции.

3) способы реализации: нормы МП реализуются по большей части добровольно.

4) способ образования.

5) специфические формы закрепления.

 

2. Специфика нормообразования в МП.

 

Нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования воль.

Процесс создания норм МП включает 2 стадии:

· Согласование относительно содержания правил поведения (готовится проект договора)

· Согласование относительно обязательности правила (ратификация МД).

 

Специфические черты процесса образования норм права:

 

1. согласованность воль. Речь идет именно о согласованности, но не об идентичности.

2. взаимообусловленность данных норм – согласие государства на признание правила поведения в качестве юридической нормы дается при условии аналогичного согласия другого или других государств.

3. Юридическое равенство субъектов в процессе создания норм МП. Оно означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства.

 

Согласование воль может быть явно выраженным – МД – или молчаливое – тогда нормы международного обычая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: