Общий КПД привода

где
– КПД пары цилиндрических зубчатых колес с опорами,
= 0,97
[1,табл.9.1];
– КПД ременной передачи [табл.9.1];
– КПД муфты [табл.9.1];
– КПД пары подшипников качения [табл.9.1].
Требуемая мощность электродвигателя
10,6
.
Принимая электродвигатель марки 4А132М4У3 [1, табл.18.1], мощность которого
, синхронная частота вращения
, скольжение s =2,8%. Диаметр выходного конца ротора
, а его длина
[1, табл.18.2].
Номинальная частота вращения вала электродвигателя
.
Номинальная угловая скорость двигателя
.
Общее передаточное отношение

где
– передаточное отношение редуктора;
– передаточное отношение ременной передачи;
(предварительно принимаем согласно рекомендаций [1, табл.9.2]).
Предварительное передаточное отношение редуктора

Предварительное передаточное отношение тихоходной ступени редуктора [1, табл.9.2]

Предварительное передаточное отношение быстроходной ступени редуктора

Из ряда стандартных значений [1, табл.10.1] и с учетом рекомендаций [1,табл.9.2] принимаем
и 
Расчетное передаточное отношение редуктора
.
Расчетное передаточное отношение ременной передачи

Кинематические параметры привода по валам:
быстроходный вал редуктора
,
,
промежуточный вал редуктора
,
,
тихоходный вал редуктора
,
,
выходной вал привода (ведущий вал машины)
,
,
Силовые параметры привода по валам:
,
,
,
,
,





Данные для расчета сводим в таблицу 1.
| Наименование | Индекс Вала | Частота
вращения
n,
| Угловая
скорость
ω,
| Мощность
P,
| Момент
T,
|
| Вал электродвигателя | дв | 1458,0 | 152,6 | 10,6 | 69,7 |
| Быстроходный вал редуктора | 600,0 | 62,8 | 10,07 | 160,4 | |
| Промежуточный вал редуктора | 120,0 | 12,56 | 9,77 | ||
| Тихоходный вал редуктора | 30,0 | 3,14 | 9,48 | 3019,1 | |
| Ведущий вал машины | 30,0 | 3,14 | 9,2 | 2929,9 |
Таблица 1 – Кинематические и силовые параметры привода по валам
2 РАСЧЕТ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные для расчета:
10,6
;
;
;
– относительное скольжение [1, табл.9.2].
При данных силовых и кинематических параметрах ременной передачи и для сокращения количества ремней примем узкий клиновидный ремень сечения УА [1, табл.12.1]. Для данного ремня минимальный расчетный диаметр меньшего шкива
.
Рекомендуемый расчетный диаметр меньшего шкива
.
Расчетный диаметр меньшего шкива принимаем из стандартного ряда
= 132
, [1, табл.12.1].
Расчетный диаметр большего шкива
,
принимаем
.
Фактическое передаточное отношение передачи

Расхождение с тем, что было получено по первоначальному расчету,
, что менее допускаемого
.
Межосевое расстояние ременной передачи
,
где к = 1,1 [1, табл.12.5].
Расчетная длинна ремня

принимаем L p = 1500 мм [1, табл.12.1].
Межосевое расстояние при принятой длине ремня

Угол обхвата меньшего шкива

Скорость ремня
,
Коэффициент длины ремня

Где
– базовая длина ремня[1, табл.12.3].
Коэффициент угла обхвата

Число ремней в передаче

где Р 0 = 4,5 кВт – мощность, передаваемая одним клиновидным ремнем сечения УА (L 0 =2500
,) [1, табл.12.4];
K F = 1, 15 – коэффициент динамической нагрузки [1, табл.12.4];
C P = 1, 0 – коэффициент режима работы (при односменной работе) [1,табл.12.4];
C i = 1, 13 – коэффициент передаточного числа [1, табл.12.4];
C z = 0, 95 – коэффициент количества ремней [1, табл.12.4].
Принимаем z = 3.
Предварительное натяжение ветви ремня
,
где
= 0,12
– коэффициент, учитывающий центробежную силу [1,табл.12.6].
Сила давления на валы
.
Ширина шкива
,
где
– параметры канавки шкива [1,табл. 12.7].
Диаметр ступицы ведущего шкива (материал шкива чугун СЧ20)
,
где
– диаметр выходного конца ротора двигателя (см.п.1).
Длина ступицы ведущего шкива
,
где
– длина выходного конца ротора двигателя (см.п.1).
Диаметр ступицы ведомого шкива (материал шкива чугун СЧ20)
,
где
– диаметр выходного конца быстроходного вала редуктора (см.п.3.3.1).
Длинна ступицы ведомого шкива с учетом длинны шпонки в сопряжении «вал – шкив» (п.3.4) и ширины шкива
,
Конструкция ступиц ведущего и ведомого шкивов – симметрична относительно торцов обода [1, табл.12.7].
3 РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
3.1 Расчет быстроходной ступени
3.1.1 Выбор материала и расчет допускаемых напряжений
Так как в техническом задании нет ограничений по габаритам, то выбираем материал с твердостью до 350
, [1. табл.10.2]: принимаем для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, средняя твердость
= 280
; для колеса - сталь 45, термическая обработка – улучшение, но средняя твердость (с учетом диаметра заготовки) на 80 единиц ниже
= 200
. Разность средней твердости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса более 70
приводит к увеличению нагрузочной способности передачи, уменьшению ее габаритов и металлоемкости.
Допускаемые контактные напряжения
,
где
– предел контактной выносливости при базовом числе циклов[1. табл.10.3];
– коэффициент долговечности;
– коэффициент безопасности [1. табл.10.3].
Ресурс привода
,
где
– срок службы привода;
– продолжительность смены;
– число смен в сутки.
Действительное число циклов нагружения:
для колеса
циклов;
для шестерни
циклов.
Число циклов нагружения, соответствующее пределу контактной выносливости,
циклов,
циклов [1,табл.10.3]. Так как
и
, то коэффициент долговечности
.
Допускаемые контактные напряжения для материала
шестерни
;
колеса
.
Расчетные допускаемые контактные напряжения (передача косозубая и разность твердости материалов шестерни и колеса более 70
,) [1,табл.10.3]
.
Требуемое условие
выполнено.
Допускаемые напряжения изгиба (нагрузка односторонняя)
,
Предел выносливости при изгибе при базовом числе циклов для стали 45
[1, табл.10.4]:
для шестерни
;
для колеса
.
Число циклов нагружения, соответствующее пределу выносливости при изгибе, для всех сталей
циклов. Так как
и
(определены выше) больше
, то коэффициент долговечности
.
Коэффициент безопасности

где
– коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала [1, табл.10.4];
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса [1, табл.10.4].
Допускаемые напряжения изгиба
для шестерни
;
для колеса
.
3.1.2 Проектировочный расчет передачи
Принимаем коэффициент концентрации нагрузки при несимметричном расположении колес
1,2 [1, табл.10.5]; коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию с учетом твердости материала
0,315 [1, табл.10.1].
Межосевое расстояние из условия прочности по контактным напряжениям
,
где
1/3 – для косозубых колес.
Стандартное межосевое расстояние
[1, табл.10.1].
Нормальный модуль зацепления с учетом твердости колес [1, табл.10.1].
,
принимаем
[1,табл.10.1].
Угол наклона зубьев должен находиться от
до
[1, табл.10.1]. Предварительно принимаем угол наклона зубьев
.
Число зубьев шестерни

принимаем
.
Число зубьев колеса 
Фактическое значение
. Отклонения фактического передаточного отношения от расчетного нет (допускается
).
Угол наклона зубьев


Основные размеры шестерни и колеса
диаметры делительные
;
;
проверка
;
диаметры вершин зубьев
;
;
диаметры впадин зубьев
;
;
ширина зубчатого венца колеса и шестерни
;
.
3.1.3 Проверочный расчет зубьев колес по контактным напряжениям
Коэффициент ширины шестерни по диаметру

Окружная скорость колес
.
При данной скорости принимаем 8-ю степень точности [1, табл.10.7].
Коэффициент нагрузки

где
– коэффициент концентрации нагрузки [1, табл.10.9];
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [1.табл.10.11];
– коэффициент динамической нагрузки [1, табл.10.10].
Прочность зубьев по контактным напряжениям

Недогрузка 
Допускается недогрузка не более 15 %, а перегрузка не более 5 %.
3.1.4 Силы в зацеплении
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
;
радиальная
;
осевая
.
3.1.5 Проверочный расчет зубьев колес по напряжениям изгиба
Коэффициент нагрузки

где
– коэффициент концентрации нагрузки [1, табл.10.9];
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [1,табл.10.9];
– коэффициент динамической нагрузки [1, табл.10.10].
Эквивалентное число зубьев:
у шестерни 
у колеса 
Коэффициенты формы зуба
;
[1, табл.10.8].
Коэффициент наклона зуба

Прочность зуба шестерни и колеса на изгиб


Условие прочности выполнено.
3.2 Расчет тихоходной ступени
3.2.1 Выбор материала и расчет допускаемых напряжений
Материал для зубчатых колес тихоходной ступени примем такой же, как и для быстроходной ступени: для шестерни сталь 45 [1. табл.10.2],, термическая обработка - улучшение, средняя твердость
= 280
; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но средняя твердость (с учетом диаметра заготовки) на 80 единиц ниже
= 200
.
Допускаемые напряжения материала зубчатых колес тихоходной ступени будут иметь другое значение, в отличие от быстроходной ступени, только в том случае, если отличаются коэффициенты долговечности.
Действительное число циклов нагружения:
для колеса
циклов;
для шестерни
циклов.
Число циклов нагружения, соответствующее пределу контактной выносливости,
циклов,
циклов [1,табл.10.3]. Так как
и
, то коэффициент долговечности
.
Так как материалы колес и коэффициенты долговечности для быстроходной и тихоходной ступеней одинаковы, то и допускаемые напряжения материалов колес равны (см.п.3.1.1).
Расчетные допускаемые контактные напряжения
.
Допускаемые напряжения изгиба
для шестерни
,
для колеса
.
3.2.2 Проектировочный расчет передачи
Принимаем коэффициент концентрации нагрузки при несимметричном расположении колес
1,2 [1, табл.10.5]; коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию с учетом твердости материала
0,35 [1, табл.10.1].
Межосевое расстояние из условия прочности по контактным напряжениям
,
где
1/3 – для косозубых колес.
Стандартное межосевое расстояние
[1, табл.10.1].
Нормальный модуль зацепления с учетом твердости колес [1, табл.10.1].

принимаем
[1,табл.10.1].
Угол наклона зубьев должен находиться от
до
[1, табл.10.1]. Предварительно принимаем угол наклона зубьев
.
Число зубьев шестерни

принимаем
.
Число зубьев колеса 
Фактическое значение
. Отклонения фактического передаточного отношения от расчетного нет (допускается
).
Угол наклона зубьев


Основные размеры шестерни и колеса
диаметры делительные
;
;
проверка
;
диаметры вершин зубьев
;
;
диаметры впадин зубьев
;
;
ширина зубчатого венца колеса и шестерни
;
.
3.2.3 Проверочный расчет зубьев колес по контактным напряжениям
Коэффициент ширины шестерни по диаметру

Окружная скорость колес
.
При данной скорости принимаем 8-ю степень точности [1, табл.10.7].
Коэффициент нагрузки

где
– коэффициент концентрации нагрузки [1, табл.10.9];
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [1.табл.10.11];
– коэффициент динамической нагрузки [1, табл.10.10].
Прочность зубьев по контактным напряжениям

Недогрузка
.
Допускается недогрузка не более 15 %, а перегрузка не более 5 %.
3.2.4 Силы в зацеплении
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
;
радиальная
;
осевая
.
3.2.5 Проверочный расчет зубьев колес по напряжениям изгиба
Коэффициент нагрузки

где
– коэффициент концентрации нагрузки [1, табл.10.9];
– коэффициент распределения нагрузки между [1,табл.10.9];
– коэффициент динамической нагрузки [1, табл.10.10].
Эквивалентное число зубьев:
у шестерни 
у колеса 
Коэффициенты формы зуба
;
[1, табл.10.8].
Коэффициент наклона зуба

Прочность зуба шестерни и колеса на изгиб


Условие прочности выполнено.
3.3 Проектировочный расчет валов редуктора
Материал валов принимаем сталь 45, термическая обработка – улучшение.
Проектировочный расчет валов выполняем по касательным напряжениям от кручения, то есть не учитываем напряжения от изгиба, влияния концентраторов напряжений и циклический характер действия напряжений. Поэтому для компенсации приближенности проектировочного расчета допускаемые напряжения принимаем заниженными: 
3.3.1 Быстроходный вал
Диаметр выходного конца вала
.
Принимаем из стандартного ряда [1, табл.14.1]
.
С учетом типоразмеров подшипников качения и необходимости на валу буртика определенной высоты [1, табл.14.1] для упора ступицы полумуфты при сборке редуктора, принимаем диаметр вала под подшипниками
.
Предполагаемый диаметр вала под шестерней
. Условие совместного изготовления вала заодно с шестерней
[1, табл.10.12].
Расстояние от впадин зубьев до шпоночного паза
,
где
– глубина шпоночного паза во втулке [1, табл.7.1];
– диаметр впадин зубьев шестерни (см. п.3.1.2).
Окружной модуль зубьев колес зубчатой передачи
,
где
;
– см.п.3.1.2.
, изготовляем вал – шестерню (материал сталь 45).
Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
3.3.2 Промежуточный вал
Диаметр выходного конца вала
.
Принимаем из стандартного ряда [1, табл.14.1]
.
С учетом типоразмеров подшипников качения
.
Условие совместного изготовления вала заодно с шестерней
[1,табл.10.12].
Расстояние от впадин зубьев до шпоночного паза
,
где
– глубина шпоночного паза во втулке [1, табл.7.1];
– диаметр впадин зубьев шестерни (см. п.3.2.2).
Окружной модуль зубьев колес зубчатой передачи
,
где
;
- см.п.3.2.2.
, шестерню изготавливаем отдельно от вала.
Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
3.3.3 Тихоходный вал
Диаметр выходного конца вала
.
С учетом типоразмеров муфты в сопряжении «вал-полумуфта» [1,табл.16.1], принимаем из стандартного ряда[1,табл.14.1]
.
С учетом типоразмеров подшипников качения и необходимости на валу буртика определенной высоты [1, табл.14.1] для упора ступицы муфты при сборке редуктора, принимаем диаметр вала под подшипниками
.
Диаметр вала под колесом
.
Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
3.4 Проектировочный расчет шпоночных соединений
Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок принимаем по ГОСТ 23360–78 [1, табл.7.1].
Материал шпонок – сталь 45, термическая обработка – нормализация.
Рабочая длина шпонки из условия прочности
,
где
– вращающий момент на валу;
– диаметр цапфы вала в месте шпоночного соединения;
– геометрические размеры шпоночного соединения согласно стандарту.
Допускаемые напряжения смятия неподвижных шпоночных соединений при циклическом нагружении и стальной ступице
, а при чугунной ступице
[1, табл.7.6].
Быстроходный вал. Шпонка на выходном конце вала, сопряжение “вал – – ведомый шкив”.
;
;
[1, табл.7.1];длина ступицы полумуфты, материал полумуфты – чугун марки СЧ20.
Рабочая длина шпонки
.
Минимальная расчетная длина шпонки (исполнение 3)
.
С учетом ширины ведомого шкива(см.п.2) и стандартного ряда длин шпонок принимаем шпонку длиной
(Шпонка3-
ГОСТ 23360-78).
Промежуточный вал. Шпонка под шестерней и колесом, сопряжение “вал - ступица зубчатого колеса”
;
;
[1, табл.7.1]; материал ступицы колеса – сталь 45.
Рабочая длина шпонки
.
Минимальная расчетная длина шпонки (исполнение 1)
.
С учетом стандартного ряда длин шпонок принимаем шпонку длиной
(Шпонка
ГОСТ 23360-78).
Тихоходный вал. Шпонка под колесом, сопряжение “вал - ступица зубчатого колеса”.
;
;
[1, табл.7.1]; материал ступицы колеса – сталь 45.
Рабочая длина шпонки
.
Минимальная расчетная длина шпонки (исполнение 3)
.
С учетом стандартного ряда длин шпонок принимаем шпонку длинной
(Шпонка
ГОСТ 23360-78).
Шконка на выходном конце вала, сопряжение “вал – ступица полумуфты”.
;
;
[1, табл.7.1]; материал ступицы полумуфты – чугун марки СЧ20 [1, табл.16.1].
Рабочая длина шпонки
.
Минимальная расчетная длина шпонки (исполнение 3)
.
С учетом стандартного ряда длин шпонок и с учетом стандартной длины полумуфты
[1, табл.16.1] принимаем шпонку длинной
(Шпонка3 -
ГОСТ 23360-78).
3.5 Конструктивные размеры зубчатых колес
Шестерня, размеры которой определены выше, выполнена заодно с валом.
Геометрические параметры зубчатого колеса [1, табл.10.12]:
диаметр ступицы
;
длина ступицы с учетом ширины зубчатого венца (см. п.3.1.2) и длины шпонки в сопряжении “вал - ступица зубчатого колеса” (см. п.3.4)
;
толщина обода
;
принимаем
;
толщина диска
;
диаметр центровой окружности
;
диаметр отверстий
.
Геометрические параметры шестерни тихоходной ступени: учитывая длину шпонки в сопряжении «вал – шестерня» (см.п.3.4) и незначительные радиальные размеры шестерни (см.п.3.2.2) выполняем ее плоской (дискового типа) с осевой шириной
.
Геометрические параметры колеса быстроходной ступени:
диаметр ступицы
;
длина ступицы с учетом ширины зубчатого венца (см.п.3.2.2) и длины шпонки в сопряжении «вал – ступица зубчатого колеса» (см.п.3.4)
;
толщина обода
,
принимаем
;
толщина диска
;
диаметр центровой окружности
;
диаметр отверстий
.
3.6 Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки [1, табл.17.1]:
;
;
принимаем
.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки [1, табл.17.1]:
верхнего пояса корпуса и крышки
;
;
нижнего пояса корпуса без бобышек
.
Диаметры болтов [1,табл.17.1]:
фундаментных
,
принимаем болты с резьбой М 22 [1, табл.6.13];
крепящих крышку к корпусу подшипника
,
принимаем болты с резьбой М 16 [1, табл.6.13];
соединяющих крышку с корпусом
,
принимаем болты с резьбой М 12 [1, табл.6.13].
3.7. Эскизная компоновка редуктора
В соответствии с рекомендациями [1, табл. 15.14] для опор валов редуктора назначаем шариковые радиальные подшипники. Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников
,
и
(см.п.3.2). Параметры подшипников согласно ГОСТ 8338-75
[1, табл.15.1] приведены в таблице 2.
В соответствии с рекомендациями [1, табл. 19.3] смазывание подшипников осуществляем маслом в картере за счет брызг при работе редуктора, так как окружная скорость колес
(см. п.3.1.3).
Таблица 2 - Параметры подшипников.
| Вал | Условное Обозначение подшипника | Размеры,
| Грузоподъемность,
| |||
| d | D | B | Динамическая C | Статическая
| ||
| Быстроходный | 52,7 | 30,0 | ||||
| Промежуточный | 71,5 | 41,5 | ||||
| Тихоходный | 108,0 | 69,5 |
Эскизную компоновку (рис. 2) выполняем в двух проекциях в следующей последовательности:
а) намечаем расположение проекций компоновки в соответствии со схемой привода и наибольшем размером зубчатых колес;
б) на горизонтальной проекции проводим две вертикальные параллельные линии на расстоянии аТ и аБ (см. п.3.1.2 и п.3.2.2), которые являются осевыми линиями валов редуктора;
в) вычерчиваем упрощенно зубчатые пары колес в виде прямоугольников в соответствии с геометрическими параметрами, полученными в результате проектировочного расчета (см. п.3.1.2 и п.3.2.2), с учетом того, что шестерня выполнена заодно с валом;
г) проводим контур внутренней стенки корпуса на расстоянии
от торцов колес для предотвращения их контакта во время работы редуктора; при этом зазор между наружным диаметром подшипников и контуром стенок должен быть не менее величины
; расстояние между дном корпуса редуктора и поверхностью колес должен быть не менее
;
д) вычерчиваем контуры подшипников согласно размерам, приведенным в таблице 2; в соответствии с принятой системой смазки размещаем подшипники в корпусе редуктора, углубив их от внутренней стенки корпуса на
;
е) на выходных концах быстроходного и тихоходного валов вычерчиваем гнезда под подшипники; глубина гнезда
, где
- толщина стенки корпуса (см. п.3.6), а
- ширина верхнего фланца корпуса, определяемая по табл.17.1 [1] с учетом диаметра болтов
, соединяющих крышку с корпусом (см. п.3.6);
ж) вычерчиваем торцовые крышки узлов подшипников в соответствии с размерами [1, табл.17.6];
з) вычерчиваем ступени валов на соответствующих осях по размерам, полученным выше (см. п.2 и п.3.3); ступени выходных концов быстроходного и тихоходного валов располагаем на расстоянии
от внешнего торца крышки подшипников, при этом длина ступени соответственно равна длине ступицы ведомого шкива
(см. п.2) и длине полумуфты
(см. п.3.3. и табл. 16.1 [1]);
и) измерением устанавливаем расстояние между точками приложения реакции опор валов и силами в зацеплении зубчатых колес:
,
,
,
,
,
,
, а также между точками приложений реакции опор и консольными силами
,
; при этом точку приложения силы давления
на вал от ременной передачи принимаем к середине выходного конца быстроходного вала, а точку приложения силы давления муфты
в торцовой плоскости выходного конца тихоходного вала.
3.8 Проверочный расчет подшипников
3.8.1 Опоры быстроходного вала
Из предыдущих расчетов:
,
,
,
;
,
,
(см. рис.2).
Нагрузка на вал от ременной передачи
(см. п.2).
Составляющая нагрузки на вал от ременной передачи по осям (рис.3,б)
;
;
Реакции опор от силы в зубчатом зацеплении (рис. 3, б):
в плоскости хz
;
;
;
;
проверка:
;
в плоскости уz
;
;
;

проверка:
;
Суммарные реакции опор
;
;
Эквивалентная нагрузка
,
в которой
;
(вращается внутреннее кольцо); коэффициент безопасности
[1, табл.15.11];
[1, табл.15.12].
Отношение
этой величине соответствует
0,25
[1, табл.15.9].
Рассмотрим подшипник опоры 1.
поэтому следует учитывать осевую нагрузку. Тогда
[1, табл.15.9].
.
Рассмотрим подшипник опоры 2.
поэтому следует учитывать осевую нагрузку. Тогда
[1, табл.15.9].
.
Так как
, расчет долговечности подшипников






