При сопоставлении прогнозов Центр «Антистихия» при МЧС России использует данные Росгидромета, Авиалесоохраны, Минздрава России, Минсельхоза России, Российской академии наук. На основе собранной информации Центр готовит следующие виды прогнозов:
· долгосрочный стратегического планирования (прогноз на год);
· долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-
зимний период;
· долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним снеготаянием;
· долгосрочный прогноз ситуаций, обусловленных пожарами;
· среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на месяц;
· краткосрочный декадный прогноз чрезвычайных ситуаций;
· оперативный ежедневный прогноз;
· экстренное предупреждение.
Показатели оправдываемости прогнозов и предупреждаемости чрезвычайных ситуаций природного характера представлены в табл. 2.
![]() |
Таблица 2
![]() |
Показатели оправдываемости прогнозов и предупрежденноести
чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и природно-техногенного характера
| Федеральн | Достоверн | Оправдывае | Оправдывае | Оперативный | ежедневный |
| ый округ | ость | мость | мость | прогноз | |
| долгосроч | среднесроч | краткосроч | Оправдываем | Предупреждае | |||
| ного | ного | ного | ость,% | мость,% | |||
| прогноза | прогноза | прогноза | |||||
| циклическ | ЧС | наЧС,% | |||||
| их | ЧС, | месяц,% | |||||
| обусловле | |||||||
| нных | |||||||
| весенним | |||||||
| снеготани | |||||||
| ем,% | |||||||
| Дальневост | |||||||
| очный | |||||||
| Сибирский | |||||||
| Уральский | |||||||
| Приволжск | |||||||
| ий | |||||||
| Южный | |||||||
| Северо- | |||||||
| Западный | |||||||
| Центральны | |||||||
| й | |||||||
| В среднем | |||||||
| по РФ | |||||||

В соответствии с прогнозами Центра «Антистихия» МЧС России на 2000-х гг. ожидалось увеличение количества значимых (редко повторяющихся) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Прогноз оправдался — период гг. был отмечен опасными и редкими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Достаточно вспомнить селевую катастрофу в Кабардино-Балкарии и разрушительное наводнение на Лене, аномальные по
продолжительности снегопады в Краснодарском крае, массовый сход катастрофических лавин на перевальной автодороге в Республике Северная Осетия — Алания.
Как показала практика, эффективность информационного взаимодействия между подразделениями министерств и ведомств, работающих в области мониторинга и прогнозирования источников чрезвычайных ситуаций, становится наиболее актуальной при возникновении чрезвычайной ситуации федерального уровня, аналогичной сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) в период прохождения весеннего половодья в мае 2001 г.
На основе комплексного анализа информации, полученной от Росгидромета, Министерства природных ресурсов России, региональных центров МЧС России и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) субъектов Российской Федерации, Центром «Антистихия» в марте-апреле 2001 г. были сделаны долгосрочные прогнозы
о высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций федерального уровня, обусловленных прохождением половодий в ряде регионов, прежде всего в Республике Саха (Якутия). При этом отмечалось, что механизмом аномального развития паводка на территории республики будут являться заторные явления, поскольку сложились условия для формирования редких по повторяемости и параметрам заторов. Повторяемость складывающейся ситуации оценивалась на уровне один случай в 50-70 лет.








