Методы расчета рентабельности

По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:

Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) * 100%

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Выражается отношением:

Рпр = (Пр / З) *100%

Рпр – рентабельность продукции, Пр – прибыль от реализации продукции, З - затраты.

Также существует рентабельность собственных средств. Можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.

Р = Чистая прибыль * 100%

Собственный капитал

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, рассчитывается отношением бухгалтерской (чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:

Рф = Пб/(ОФ+МОС)*100%

ОФ – ср. годовая стоимость основных ПФ, МОС – ср. годовая стоимость материальных оборотных средств.[9]

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.[10]

Пути повышения прибыли и уровня рентабельности

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане это следующие мероприятия:

1. Увеличение выпуска продукции;

2. Улучшение качества продукции;

3. Продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

4. Снижение себестоимости продукции за счет более рациональногоиспользования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

5. Диверсификация производства;

6. Расширение рынка продаж.

Из перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.[11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: