Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

§ федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местных бюджетов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные — такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции Российской Федерации, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты.

Статья 2 Бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую входят:

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов;

-законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов;

-муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;

иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются ко всем отношениям, возникшим после введения актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции.

20. Независимый (аудиторский) финансовый контроль.

 

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) - этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

19. Правовые основы организации внутрихозяйственного контроля.

Финансовый контроль предусматривает собой часть, подсистему контроля финансово-хозяйственной деятельности организации. Эта система надзора, наделенная контрольными функциями за финансово-хозяйственной деятельностью организации, подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства. Финансово-хозяйственный контроль как самостоятельный элемент управления экономикой и отрасль экономических знаний един и неделим. Существование различных видов этого контроля вызвано сложностью и многогранностью его функций на разных уровнях хозяйственного управления. Контроль финансово-хозяйственной деятельности организации подразделяется на три вида в зависимости от его субъектов:

1) внутрихозяйственный контроль;

2) ведомственный контроль;

3) внешний аудит.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Главное назначение внутрихозяйственного контроля – непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в форме:

1) предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступающих главному бухгалтеру на подпись, а также визирования договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

2) текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризации товарно-материальных ценностей;

3) последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации.

Ведомственный контроль – это контроль, осуществляемый главными производственными управлениями, головными организациями за деятельностью подчиненных организаций. Преимущества этого вида контроля – в непосредственной связи с функцией управления разветвленным предприятием, специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства. Ведомственный контроль осуществляется преимущественно в форме ревизий.

Внешний аудит – осуществляется аудиторскими фирмами на основе договора. Главная цель аудита – подтвердить достоверность финансовой отчетности. Внешний аудит может выполнять частично и функции внутреннего контроля.

18. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).

1. В число субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, входят банки и другие финансово-кредитные органы.

Банковский контроль представляет собой гибкую и все­объемлющую форму денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, который осуществляется бан­ками и иными кредитными учреждениями в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

В число основных целей данного вида финансового конт­роля входят повышение эффективности использования бан­ковских ссуд и укрепление платежной дисциплины.

2. Осуществление банковского контроля (предварительно­го и текущего) происходит в процессе проведения денежных операций посредством проверки представленных документов, установления права хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведения платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показателями хозяйственной деятельности субъекта и т.д. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материаль­ных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным ба­лансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Обес­печение кредита позволяет контролировать целевое использо­вание заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Ком­мерческие банки в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. № 2167-1 «О безот­лагательных мерах по реализации налично-денежного обраще­ния в Российской Федерации» и «Положением о правилах ор­ганизации наличного денежного обращения на территории РФ», утвержденным Советом директоров Банка России 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. указания ЦБ РФ от 21 января 1999 г. № 488-У) обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу организаций с денежной наличностью.

Принимая поручение хозяйствующего субъекта на пере­числение денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен произво­диться за поставленный товар либо произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в норма­тивном акте, основании. Объектом банковского контроля вы­ступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверя­ют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснован­ным, в противном случае причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

17. Счётная палата как орган государственного финансового контроля.

 

Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: