Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий: ознакомление со способом действий, сравнение, наложение, описание географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты.
- Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
- Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
|
|
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
- В какой части материка расположены горы?
- В каком направлении вытянуты горы?
- Какова их протяженность?
- Какова наибольшая высота?
- Где расположены наивысшие точки гор?
- В чем особенности горных хребтов?
- К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
Какими данными карты они воспользовались.
По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
- описание отдельных объектов,
- описание отдельных территорий
- комплексное описание ТПК
- экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
Чтение карты предполагает использование приема сравнения.
|
|
На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:
- Выбери объекты для сравнения.
- Отбери необходимые карты.
- Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
- Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
- Объясни причины различий и сходства.
Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:
- Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
- Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
- Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
- Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.
Опыт и практика моей работы подтверждает, что для наиболее эффективного формирования знаний у учащихся, надо особое внимание уделять работе на уроках с картами. Главное, что объединяет, структурирует разнородные географические знания – карта. Лишь научившись вдумчиво всматриваться в карту, читать ее учащиеся будут воспринимать географические знания как единую систему, обладающую мощным объяснительным и развивающим потенциалом.