Культура Междуречья (Месопотамии)

Тема №1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

В IV тыс. до н.э. в низовьях рек Тигра и Евфрата возникла первая цивилизация, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья).

Культуру Месопотамии делят на несколько периодов:

по названию городов-государств Шумер и Аккад на севере культура Месопотамии IV – II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской.

по Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) - ассиро-вавилонской.

новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдей-ской культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжался в художест-венных традициях Персии.

• Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Частые, а времен-ами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песча-ные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

• Храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повы-шенной влажности требовали постоянного обновления.

• Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление зиккурата – многоступенчатого хра-ма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше преды-дущего. Самый известный зиккурат – Вавилонская башня.

• На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святили-ще, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

• Строились оборонительные сооружения (Вавилонская стена). В Вавилоне было воздвигнуто одно из семи чудес света – Сады Семирамиды.

• Изобразительное искусство Месопотамии представлено главным обра-зам рельефами, которые украшали внутренние покои парадных залов ассиро-вавилонских дворцов. А также скульптурами, в том числе и произведениями мелкой пластики. Предпочтение отдавалось баталь-ным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крыла-тых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрожда-ющейся весенней природы.

• В III тыс. до н.э. в Месопотамии была изобретена письменность. Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками.

• От сложного пиктографического письма, не позволяющего передать многозначный смысл того или иного слова или понятия, вскоре приш-лось отказаться. Один и тот же знак приобрёл несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зави-симости от контекста.

• Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенных от всяких примесей тростниковыми или деревянными палочками, зато-ченными таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали и хранили в течение длительного времени. Так пиктография превратилась в клинопись.

• В городе Ниневия была создана библиотека царя Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.). Его отец Асархаддон предполагал сделать Ашшурбанипала верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к ним до конца жизни. Сохрани-лось около 30 000 табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были раз-ложены в определенном порядке и имелся каталог. Здесь находилась самая древняя в мировой литературе эпическая поэма о Гильгамеше.

• Развивались научные знания в области математики, астрономии и медицины.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: