Первый набор 5241 | Второй набор |
Третий набор1372 | Четвертый набор 7106 |
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
· ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
· наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
· количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
· коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
ПК = А + С / n,
где ПК – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов. Для анализа результатов пользуются оценкой уровней объема кратковременного запоминания, приведенной в таблице 22.
|
|
Таблица 22
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти /ПК/ | Уровень кратковременного запоминания |
8-9 6-5 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Задание 4.
Исследование опосредованного запоминания
Цель: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.
Ход работы
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с.
|
|
После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке.
Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования см. в таблице 23.
Таблица 23