Хеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально
Созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного про-
Живания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей
Средой понимают определенное пространство, организационно оформ-
Ленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения
Потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духов-
Ном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространс-
Твенной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельнос-
Ти ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих
Проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению
Средствами.
Основные требования
К организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то осо-
Бых специальных требований к оснащению развивающей предметно-про-
|
|
Странственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо
Требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
Финансирования, программа может быть реализована с использованием
Оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,
Соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространс-
Тва, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга-
низации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
В издательстве «Мозаика-Синтез» готовится специальное пособие, в
Котором помимо принципов организации развивающей предметно-про-
Странственной среды будут приведены подробные перечни материалов и
Оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкаль-
Ного и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.
Основные принципы
Организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть бе-
Зопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развива-
Ющим. Мебель должна соо тветствовать росту и возрасту детей, игрушки —
Обеспечивать мак симальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насы-
Щенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
Самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского
|
|
Возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разгра-
Ниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим
Количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
Творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны
Быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби-
Рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс
С учетом индивидуальных особенностей детей.