Сама Конституция РФ определяет начала независимости суда выделяя суд в отдельную независимую ветвь власти и говоря о том, что суд подчиняется только закону (ст. 120).
И так судьи равны между собой (ст. 2 Закон о статусе судей), суд не подчиняется другим ветвям власти, но это не исключает множество других факторов давления на суд. Чтобы свести к минимуму вмешательство в правосудие законодательством предусмотрены различные гарантии обеспечения (ст. 9 Закон о статусе судей):
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу
Защита государством судьи проявляется непосредственно по заявлению судьи органами внутренних дел (Закон о государственной защите судей… 45-ФЗ). Говоря государственной защите надо понимать, что речь идет и о членах семьи судьи как возможного пути давления на судью (ст. 9 Закона о статусе судей).
Вышеперечисленное ограничивает уменьшают внешнее вмешательство, государством предпринимаются меры по независимости моральных качеств судьи через социальные, материальное обеспечения его и членов его семьи: высокая заработная плата, страхование жизни, здоровья, имущества, обеспечение жильем и т.п. (ст. 19,20 Закон о статусе судей).
Рассматривая вопрос независимости судьи, мы берем во внимание что меры касающиеся гарантии неприкосновенности судьи распространяются также на арбитражных заседателей (ст. 7 ФЗ об арбитражных заседателей) и присяжных заседателей (ст. 12 Закона о присяжных заседателей). Кроме того в обоих случаях предусмотрено материальное обеспечение и гарантии сохранения основных рабочих мест.