со словарем-справочником

В в е д е н и е

 

История средних веков — одна из основных исторических дисциплин цикла всеобщей истории, которая изучается на втором курсе всех форм обучения исторического факультета АГПА (дневная, заочная). Хронологические рамки западноевропейского средневековья охватывают более чем тысячелетие истории стран и народов Западной Европы — от начала Великого переселения народов (конец IV в. до н. э.) до начала Великих географических открытий (конец XV  в.). За этой эпохой следует раннее новое время, начальный период которого (XVI — начало XVII  в.), иначе именуется периодом позднего средневековья. Оно завершается Английской буржуазной революцией (1640–1660). На Востоке средние века имеют еще неустоявшиеся хронологические рамки и заключаются либо в границы первых веков н. э.  — середины XIX в. (Л.С.  Васильев), либо VI–VII — рубежа XV–XVI вв. («История Востока», Т.  II. — М.: Вост. лит., 2002. С. 5).

В данном словаре-справочнике, продолжающем практику издания словарей терминов для студентов, которые впервые были изданы кафедрой всеобщей истории в 1990-е гг. (в 1997 и 1998 гг., по американской истории) представлены термины и понятия по истории средних веков и начала нового времени Запада и Востока (Западная Европа, Византия, исламский мир, Индия, Китай, Япония) из области социально-экономической, политической и культурной истории, а также истории религиозных учреждений. В словаре размещены и краткие сведения-персоналии о ряде выдающихся личностей средних веков и раннего нового времени. Указанные выше географические рамки, а также состав терминов, понятий, персоналий обусловлены содержанием государственного общеобразовательного стандарта II III поколения. Разумеется, представленные термины не исчерпывают всего обширного круга таковых по предмету. Данный словарь-справочник дополнен в соответствии с изменяющимися потребностями вузовского преподавания. Рекомендуемые материалы предназначены в помощь студентам-историкам (студентам стационара и ОЗО) в их самостоятельной работе по курсу «История средних веков».

Методические указания

При работе

со словарем-справочником

 

Медиевистика — наука, изучающая средние века,  — содержит множество терминов, определений и понятий, которые служат своеобразным показателем развития теоретических основ данной науки. С   этими терминами студентам часто приходится сталкиваться во время лекций, практических занятий, при написании курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, при изучении научной и чтении художественной и научно-популярной литературы, при работе с научной периодикой и с документальными публикациями. Владение терминами и понятиями  — необходимое условие понимания истории, постижения специфики средневекового феодального общества, социально-экономических и общественных отношений, политического строя, духовной жизни и меняющихся форм государственности на разных этапах истории и культуры. Работа с терминологией предполагает не только адекватную «дешифровку» терминов и понятий, но также является способом развития профессиональной компетенции.

 

В процессе работы с настоящим изданием следует иметь в виду следующее. Ряд общеупотребительных или хорошо известных читателю-историку понятий приводятся в целях экономии объема издания в сокращении, например: католический — католич.; христианский    — христ.; мусульманский — мусульм.; церковный   — церк.; государство  — гос-во; королевство  — кор-во; королевский — кор.; княжество   — кн-во; княжеский — кн-й; герцогство — герц-во; феодальный   — феод.; бюрократический — бюрократич.; политический  — полит.; литература — лит-ра; византийский  — визант.; руководство  — рук-во; французский   — фр.; испанский — исп.; итальянский  — ит.; монгольский  — монг.; полуостров   — п-ов; революция  — рев-ция; институт — ин-т; хозяйство   — хоз-во; сельскохозяйственный — с/хоз-ный; средневековье, средневековый — ср.-век.; университет — ун-т; и т. д. С той же целью тот или иной термин, которому посвящена словарная статья, будучи упомянутым один раз полностью, в дальнейшем обозначается в сокращении, например: аббат   — а. Принадлежность термина к тому или иному языку обозначается курсивом, например; др. евр. — древнееврейский; лат.    — латинский; греч.    — греческий; и т. д. Курсивом в словарной статье также обозначаются термины, которым посвящены специальные словарные статьи, например: на с.  7–8 указано: «А. (то есть, абсолютная) монархия в интересах буржуазии проводила политику протекционизма и меркантилизма». Это значит, что в соответствующих частях словаря (см. статьи на буквы «П» и «М») читатель найдет материалы, посвященные указанным терминам. Иногда курсивом в словарной статье выделен термин (термины), отдельное ознакомление с которым в данном словаре позволяет предоставить дополнительные сведения о предмете конкретной словарной статьи (например: «Латинская империя — гос-во, основанное в 1204  г. участниками IV крестового похода (см. Крестовые походы) на завоеванной ими византийской территории»).

В тех случаях, когда буквальный перевод термина временно остался неизвестным составителю, дается указание на его принадлежность к стране, государству, в котором он функционировал (например, морта (визант.). Даты в словаре-справочнике даются в европейском летосчислении

Ограниченный объем данного словаря-спра­вочника делает невозможным дать самые подробные сведения о приведенных терминах, названиях, персоналиях. С пространными словарными статьями по ним и более широким кругом таковых по периоду средних веков — раннего нового времени студенты могут ознакомиться в рекомендуемой литературе, список которой приводится в конце настоящего словаря-справочника.

 

 

А

Ага (тюрк. — господин) — в султанской Турции — титул военачальника, офицера, а также начальника некоторых групп придворных слуг; командир янычар. Позднее  — зажиточный крестьянин в турецкой деревне.

Аббат (от др. евр. abba — отец) — с V в. настоятель католич. монастыря — аббатства (настоятельница — аббатиса). Первоначально избирался монахами и утверждался епископом.

Аббатство — католич. монастырь, уп­рав­ляю­щийся настоятелем — аббатом или аббатисой, подчиняющийся только епископу, или непосредственно римскому папе. А. являлись наиболее крупные и богатые монастыри, игравшие в ср. века в Зап. Европе важную роль в религиозной, политической и экономической жизни (Сен-Дени, Клюни, Клерво, Боббио и др.). Владели обширными землями.

Аббасиды — династия араб. халифов в 750–1258  гг. Происходит от Аббаса, дяди пророка Мухаммада. Гос-во А. называют также Багдадским халифатом, так как в 762 г. халиф аль-Мансур перенес столицу в Багдад. Гос-во включало в себя страны Ближ. и Средн. Востока, Сев. Африки. Расцвет династии А. при халифах аль-Мансуре, Харун ар-Рашиде, аль-Мамуне. С кон. VIII в. от халифата А.стали отпадать отдельн. области. Возникли местные династии Идрисидов в Магрибе (совр. Марокко), Аглабидов в Ифрикии (совр. Тунис), Тулунидов в Египте, Тахиридов, Саманидов, Газневидов в Иране и Средней Азии и др. В 945 г. Буиды, захватив Багдад, лишили А. светской власти. После взятия Багдада сельджуками в 1055  г. А. оставались духовными главами мусульман-суннитов, восстановили светскую власть над прилагающей к столице областью. А. давали инвеституру мусульм. правителям Ближнего Востока. Последний халиф из А., Мустансим, после взятия монголами Багдада был в 1258  г. казнен Хулагу-ханом (чтобы не проливать крови священной особы халифа, его завернули в кошму и затоптали ногами).

Абеляр (Abélard) Пьер (1079–1142) — фр. философ, теолог и поэт. Учился в Париже. Знаток античной философии, лат. языка, мастер диспута, великолепный преподаватель. В  1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Рационалистич. направленность идей А. («понимаю, чтобы верить», в отличие от тезиса А. Кентерберийского «Верю, чтобы понимать»), провозглашенный приоритет разума перед верой, вызывала протест ортодоксальных церк. кругов. А., например, сопоставлял цитаты из произведений «отцов церкви», показывая их противоречивость и даже противоположность друг другу, что указывало на необходимость осмысленного отношения к высказываниям любых авторитетов. Учение А., было осуждено соборами 1121 и 1140 гг., а также папой Иннокентием  II. Трагическая история его любви к Элоизе описана в автобиографической «Истории моих бедствий». А. — автор оригинальных латиноязычных философско-теологич. сочинений: «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет» и др. В конце жизни, затравленный преследователями, А. отрекся от своих взглядов и ушел в монастырь Клюни.

Абу Бакр (Абу Бекр; 573–634) — близкий друг пророка Мухаммада, отец его третьей жены Аиши, первый исламский халиф, преемник Мухаммада. Сопровождал пророка во время хиджры. Принял халифат в 632 г.

Абу Ханифа, ан-Нуман бен Сабит (700–767)    — основатель религиозно-правовой школы (мазхаба) ханафитов. Родился в Куфе. Выдающийся ученый-богослов своего времени, он решительно отказывался от высоких должностей, вел жизнь богатого торговца, составил небольшой сборник хадисов, сформулировал основные положения исламской догматики. Его школу (преобладающую среди суннитов), характеризуют относительная терпимость к инаковерующим, следование местным обычаям, сложившимся до ислама и др.

Абсолютизм (Абсолютная монархия) (от лат. absolutus — безотносительный, безусловный, полный)   — форма феод. гос-ва периода его разложения, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При а. централизация гос-ва достигает высшей степени, создаются разветвленный бюрократич. аппарат, постоянная наемная армия, ограничивается или прекращается деятельность сословно-представительных органов. Иногда королевская власть подчиняет себе церковь. Социальной опорой а. являлось дворянство. А. монархия в интересах буржуазии проводила политику протекционизма и меркантилизма. В   рамках а. осуществлялась политика компромисса между дворянством и буржуазией (в  наиболее развитых странах), либо делалась ставка исключительно на дворянские элементы (регионы с отсталыми феод. порядками). А. политика проводилась как монархами крупных государств (Англия, Франция, Испания и др.), так и отдельных княжеств и синьорий (Германия, Италия).

Аверроизм — направление в ср.-век. философии, основателем которого был араб. мыслитель Ибн-Рушд (Аверроэс). Получил распространение в Зап. Европе благодаря переводам на лат. язык (сделаны в арабоязыч. Испании) комментариев к Аристотелю Ибн Рушда. Западноероп. центр а. сложился в Париже (т.  наз. «парижский» а.) в XIII в., а в XIV–XVI вв. — в ун-тах Падуи и Болоньи. Основные силы аверроистов были сосредоточены на артистич. ф-те Парижского ун-та.

Авиньонское пленение пап — период в истории католич. церкви (1309–1377), когда резиденция пап находилась не в Риме, а в южнофр. городе Авиньоне. Она переместилась в Авиньон после поражения папы Бонифация VIII в борьбе с королем Франции Филиппом IV Красивым. Авиньон был имперским леном в окружении фр. владений. Папа был здесь под контролем фр. короля, но формально жил на территории неподвластной последнему. А. п. п. не было реальным пленом, напоминая скорее сотрудничество пап с королями. Все папы этого периода были французами, из французов происходило и большинство кардиналов, избиравших пап. Папство периода А. п. п. утратило былую роль в полит. жизни Европы. Но внутрицерк. роль пап усилилась и приобрела монархич. характер. Епископы и аббаты назначались папой, возросли доходы папской казны, которые взимались с помощью централизован. аппарата и т. п. Иногда историки пишут, что во время А.п.п. папство находилось под охранительным крылом фр. монархии. Гуманист Петрарка охарактеризовал А. п. п. как «вавилонский» плен.

Агиография (греч. Hagios — святой, grapho  — пишу, описываю) — вид церк. лит-ры. К а. могут быть отнесены тексты, существенно различающиеся по своим жанровым и функциональным параметрам: как предназначенные для литургических целей — мартирологи, особые службы и т. п., так и повествовательные тексты  — страсти мучеников, жития святых, сказания об обретении и переносе реликвий, истории о чудесах святых. В  единую классификационную группу они объединены в силу того, что их содержание сфокусировано на образе святого и интерпретации феномена святости — жизнеописания святых. Западная и визант. агиографич. лит-ра имеет ценность для культурной, социальной и языковой истории, так как ее авторы, давая жизнеописания святых, описывали и современный им мир. Данный жанр лит-ры ценен и для познания эволюции духовных представлений ср.-век., изменения идеала святости.

Аграрное общество, аграрная цивилизация (от лат. Agrarius — земельный) — тип со­циально-экономич. отношений. Для «аграрного общества» в Европе характерно доминирование сельского хоз-ва, эффективного только в отдельных странах; сравнительно устойчивый и невысокий спрос на промышленную продукцию; значительное преобладание сельского населения над городским; господство феодально-монархич. строя; неграмотность большей части населения; господство религиозн. идеологии.

Адат (араб. — обычай) — у мусульман обычное право, в отличие от религиозн. права — шариата.

Адскриптиций (энапограф) — приписной колон в ранней Византийской империи. Не имел права покинуть землю господина.

Азаб — 1) воин-пехотинец в Османской империи; 2)  крестьяне на землях азиба.

Азан (араб. — азина — извещать, объявлять). Призыв мусульман к молитве с минарета мечети, предшествующий одной из пяти канонических молитв. В мечети это обязанность муаззина (муэдзина), однако считается, что любой мусульманин может произнести формулу призыва (Аллаху акбар, Бог велик! и др.: суннитский призыв состоит из семи элементов).

Азиб (араб.) — тип земельных пожалований в Османской империи.

Айны (Айну) — автохтонное население Японских островов.

Айюбиды (Эйюбиды) — династия, правившая в конце XII–XIII вв. в Египте, Сирии, Месопотамии, Юж. Аравии. Основана в 1171 г. Салах-ад-Дином. Вели успешные войны с крестоносцами. Основная (египетск.) ветвь была ликвидирована в 1250 г. мамлюками в результате переворота.

Акче — серебряная монета, основная денежная единица в Османской империи до конца XVII века.

Алексей I Комнин (ок. 1057–1118) — визант. император с 1081 г., основатель династии Комнинов; был гибким и хитрым дипломатом, талантливым и смелым военачальником. Опирался на феод. аристократию провинций, сумел оттеснить от управления столичную знать и влиятельных чиновников. А. I. К. вывел империю из тяжелого кризиса. Он добился успехов борьбе с норманнами, в 1091 г. с помощью половцев разгромил печенегов, в 1093 г. — эмира в Малой Азии. Во время первого крестового похода вынудил крестоносных вождей принести ему подобие ленной присяги и с помощью крестоносцев захватил г. Никею. Преследовал еретиков (павликиан, богомилов), реформировал и укреплял гос. аппарат и т. п. При А. I. К. отстраивались города, возрождалось ремесло и торговля. Его правление описано дочерью А. I. К. Анной Комниной в «Алексиаде».

Аллах (вероятно от араб. — илах божество)  — арабское имя Бога. Исследователи единодушны в том, что термин «Аллах» имеет общесемитический корень «Эл» («Ил») «ha Эlohim», что означало — сверхъестественный дух, божество: ср. с именем Миха ил — «Кто как Бог»; или Баб- или, Вавилон — «Врата Бога». А. в исламе  — единый, единственный и всемогущий Бог. «Нет у него товарищей, не породил он никого и никем не порожден, нет равного ему»... «Ни дитяти и нет у него соправителей в царстве его»... «Он один, но не чувствует себя одиноким и нет у него друзей»... «Он единственный в своем роде и нет при нем ничего, он существует вне пространства, он создал все посредством своей силы» (К.: 59:10). А. считается полностью трансцендентным, общающимся с людьми через посредство ангела, такого как Джибрил, как это было в случае с Мухаммадом. Считается идентичным Богу иудеев и христиан. А.  — творец мира и господин Страшного суда. Он не имеет конкретного образа и не может быть изображен. Известны 99 имен А., которые свидетельствуют как о его Божественной сущности (Милостивый, Всезнающий), так об обладании им человеческими качествами.

Аллиленгий (визант.) — «круговая порука», уплата общиной налогов за своих неимущих членов.

Аллод (др.-герм. Allod от al — полный, весь и ōd  — владение) — индивидуально-семейн. земельн. собственность в варварских кор-вах на территории бывшей Зап. Римской империи, в раннефеод. гос-вах Зап. Европы. Различается ранний и поздний а. Ранний а. — собственность на движимое имущ-во и ограниченное право наследования (по муж. линии) на недвижимое имущ-во. Поздний (полный) а. (allodium plenum) — полная, свободно отчуждаемая собственность малой семьи и отдельных ее членов. Собственностью стала земля; она могла быть предметом завещаний, дарений, затем — купли-продажи.

Алой и Белой Роз войны 1455–1485 гг. — междоусобная война в Англии за престол между двумя ветвями династии Плантагенетов — Ланкастерами (в гербе алая роза) и Йорками (в гербе белая роза). Ланкастеров поддерживали крупные феодалы севера Англии, Йорков   — часть крупных феодалов южных и восточных районов страны, а такжен часть нового дворянства и богатых горожан. Война велась с огромным ожесточением, сопровождалась многочисленными убийствами и казнями. За 30 лет она унесла почти четверть населения Англии, 80 сеньоров кор. крови, множество феод. родов. Знать, ведущая родословную от покоривших когда-то Англию норманнов, была истреблена почти полностью. Гибель в войне главных представителей обеих династий и значительной части знати облегчила установление абсолютизма Тюдоров — младшей ветви Ланкастеров. Два враждовавших цветка были объединены Генрихом VII Тюдором в одном гербе — гербе Англии Тюдоров.

Али бен Аби Талиб (597–661). Двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, четвертый «праведный халиф» суннитов и первый имам шиитов. Шиитским имамом А. стал в результате его родства с Мухаммадом, назначения его преемником пророка в Гадир ал-Хумме (озеро в местности между Меккой и Мединой, где Мухаммад назначил А. своим преемником во время возвращения из прощального паломничества) и брака с дочерью пророка Фатимой. Став халифом в 656  г., неудачно боролся за власть с наместником Сирии Муавией (в молодости секретарем пророка). Часть сторонников (хараджиты), покинули А., за что он убил в сражении многих из них. В 661 г. был при выходе из мечети убит одним из хариджитов.

Альбигойцы (от назв. г. Albi на юге Франции) — участники еретич. движения XII–XIII вв. в Южной Франции, гл. обр., ремесленники, к к-рой примыкали кр-не и мелк. феодалы. Противопоставляя земной жизни («мир дьявола») мир духовный («божий»), отвергали церковь и ее обряды, власть папы. А. были разгромлены в результате Альбигойских войн, начатых папой Иннокентием III в 1209 г. В них приняли участие северофранцузские феодалы-крестоносцы под предводительством Симона де Монфора. В  1224  г. в войны с а. вмешался фр. король Людовик IX, захвативший ряд земель на юге Франции. Последний оплот а. крепость Монсегюр пал в 1244 г.

Альберт Великий, Альберт фон Больштедт (между 1193 и 1206–1280) — нем. философ, богослов, алхимик, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Учитель Фомы Аквинского, вместе с которым боролся против аверроизма, хотя испытал на себе влияние арабоязыч. философии. Пытался схоластизировать Аристотеля и создать единую систему католич. богословия. Автор сочинений «Сумма теологии» и «О причинах и возникновении всеобщего». Славился своей эрудицией, но не создал самостоятельн. учения. Написал ряд естественнонауч. трактатов (о минералах, о растениях, о животных). За энциклопедичность знаний А.В. получил от католич. церкви титул «doctor universalis».

Альберти Леон Батиста (1404–1472) — ит. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства. А. создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика А. — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. А. возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении А. получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека А. объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли А., развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Этич. концепция А. исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной соц. ячейкой А. считал семью. А. — архитектор оказал большое влияние на формирование стиля Высокого Возрождения. Автор сочинения «Десять книг о зодчестве» (1452).

Алькабала (исп. alkabala — взимание) — налог на торговые сделки в Испании и ее владениях, взимаемый с XII в. С 1342 г. — гос. налог, включавший 10%-ный налог с купли-продажи движимого, 5%-ный — недвижимого имущества и 1%-ный — со всех недвижимых и движимых имуществ.

Аль-Кинди Абу Юсуф Ибн Исхак (ок. 800 — ок. 870)   — араб. философ. Автор 238 трактатов. Имел энциклопедич. познания. Его трактаты посвящены медицине, геометрии, астрономии, метереологии, музыке и др. В связи с комментариями трудов Аристотеля мыслитель разрабатывал различные стороны философских проблем, в особенности логики и гносеологии. Первый философ арабов скептически относился к Корану, говоря, что «в нем нет порядка, стиля, изящества или тонкости композиции», что он полон противоречий. Отдавая дань мусульм. традиции с почтением относиться к вероучению ислама, А. К. шел самостоятельным путем поиска причинно-следственных связей вещей и явлений, придя к выводу, что не богословие, а философия способна открывать эти связи. Вопросы материи, пространства, времени, движения, части, целого и др. А. К. решал в ключе стихийно-материалистич. детерминизма. «Материя  — это то, что принимает, не будучи само принимаемо... Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется... Материя — это то, что, не уничтожаясь, принимает противоположности» (А. К. «Книга о пяти сущностях»). Большинство трудов А. К. было уничтожено мусульм. схоластами. Трактаты А. К. в латинском переводе были широко известны в ср.-век. Европе. Благодаря трудам А. К. было положено начало традиции философско-научных связей между мусульм. Востоком и Европой.

Альменда (ср.-в.-нем. Allmende — то, что принадлежит всем) — в раннефеод. Зап. Европе земельные угодья (выгоны, леса, пустоши), находящиеся в общем пользовании членов общины (за исключением пахотных земель). Постепенно а. захватывали феодалы, которые требовали с крестьян платежи за пользование этой землей.

Аль Фараби Абу Наср (870–950) — восточный философ. Выходец из тюркской среды, уроженец местности Фараб в Южном Казахстане. Его называли «вторым учителем» после Аристотеля. Как и Аль-Кинди, посвятил немало трудов разбору философии Аристотеля. А. Ф. творил в русле тогдашнего энциклопедизма, уделяя основное внимание проблем логики, гносеологии, физики, гос. устройства. Вместе с тем, его интересовали проблемы психологии, этики, музыки, религии, космологии и др. В  трудах А. Ф. проявлялись две тенденции — дань мусульм. традиции, признающей Аллаха первопричиной мира, и ограничение его абсолюта законами самой материи, что было смелым философск. подвигом для мыслителя Востока. А. Ф., вслед за Платоном и Аристотелем, пытался определить тип идеального социальн. устр-ва. Он порицал социальн. неравенство, паразитизм, фанатизм, стяжательство и пр. явления феод. об-ва. А. Ф. был гуманистом, взгляды которого актуальны по сей день. Он считал, что счастье  — это свобода человека, свобода его выбора материальн. и духовн. жизни; счастье — это радость общения с другими, помощь нуждающимся; счастье — это деятельность, творческий созидательный труд. А. Ф. резко расходился с фаталистической предопределенностью поступков человека по Корану. Центральной этич. категорией на пути к счастью у А. Ф. выступает добро: «Счастье — это добро, искомое ради самого себя». Он считается автором около 100 работ, из которых до нас дошли немногие. Часть работ А. Ф. была переведена на лат. язык и пользовалась известностью в Европе.

Алхимия (позднелат. — alchemia) — название химии, данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIII–X вв. получила большое развитие у араб. ученых. Цель а. — превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото, серебро), при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральн. и растительн. красок, стекол, эмалей, сплавов, кислот, щелочей, а также разработаны или усовершенствованы методы лабораторн. исследований: перегонка, возгонка, фильтрование. Европ. а. представлена именами таких крупных ученых как Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Роджер Бэкон.

Анабаптисты (букв. «перекрещенцы», от греч. anabaptizo — вновь погружаю, т. е. вновь крещусь) — представители радикальных простестантских сект эпохи Реформации, критически относившиеся ко многим церк. обычаям и ритуалам, в частн. не признававшие крещения младенцев, т. к. по их мнению, выбор исповедания может быть лишь свободным и осознанным актом. Движение а. возникло преимущественно среди соц. низов в нач. период Реформации в Швейцарии, быстро распространилось в соседних с ней странах. А. не рассматривали Священ. Писание как абсолютный авторитет, считая основой религии личную веру, выступали за упразднение феод. и церк. привилегий и нередко  — за уравнит. и коллективн. землевладение. Осуществление этих требований а. считали началом практич. реализации Царства Божьего на земле. А. составляли гл. силу повстанцев в периоды Крестьянской войны в Германии (1524–1525) и Мюнстерской коммуны (1534–1535). Потерпев поражение, бежали в Голландии. Англию, Чехию, Моравию. Позже многие а. переселились в Сев. Америку.

Анафема (греч. anathēma — проклятие) — с 451  г. в христианстве высшая кара, церк. проклятие, отлучение от церкви. В католицизме выносится решением папы римского. В ср. века отлучение от церкви имело самые тяжелые последствия для человека, вплоть до смертной казни. Предание а. лишало человека всяких шансов на загробное спасение, которое-то и было главным для члена ср.-век. общества (см. сотериология). Но и сама земная жизнь человека превращалась в кошмар, т. к. с ним разрывались все общественные связи, освящаемые церковью (которая, например, отказывала находящемуся под отлучением в заключении законного брака). Но и само достойное завершение жизненного пути (соборование, погребение) было невозможно. Яркий пример  — судьба графа Раймунда VI Тулузского. Отлученный от церкви за связи с катарами, он так и не был похоронен, и его останки, ограбленные, изъеденные крысами, четыреста лет пролежали в деревянном ящике на кладбище тулузских г оспитальеров, пока не истлели совсем.

Ангелы — династия визант. императоров (1185–1204), выходцы из крупной землевладельческ. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил с 1185 по 1195 г. и с 1203 по 1204 г. — совместно с сыном Алексеем IV) и его брат Алексей III Ангел (1195–1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налог. гнет, растрачивали казну на пиры и увеселения. Время правления А. — период ослабления гос-ва и династич. борьбы. Армия ослабла, флот пришел в упадок. Казна опустела. Во время IV крестового похода (см. Крестовые походы) А. были свергнуты с престола. В 1204–1318 гг. А.  — династия правителей Эпирского царства.

Англиканство одно из направлений протестантизма, развившееся в ходе английской Реформации. Нередко его характеризуют как «средний путь» между протестантской традицией и реформированным католицизмом. Поворотным событием в истории а. было провозглашение парламентом в 1534 г. независимости английской церкви от римской курии. Главой церкви стал король («Акт о супрематии»). В Англии произошло закрытие монастырей и были секуляризированы церк. земли. Резких перемен в обряде и доктрине в тот момент не произошло. В дальнейшем гос. церковь все дальше шла по пути отхода от католицизма. В  1571 г. был принят а. символ веры — 39 статей (XXXIX Articles), в котором в компромиссном духе были соединены положения католицизма (учение о единоспасающей силе церкви и таинства — крещение и причащение) и протестантизма, как лютеранства (Библия   — единственный источник веры, оправдание верой), так и кальвинизма (догмат о предопределении) и др. Духовенство, церк. иерархия, литургия, церк. десятина (взималась в пользу короля) сохранялись, но власть папы римского, практика индульгенций, почитание икон и мощей, монашество окончательно отвергались. Это был дипломатический шаг, направленный на усиление социально-политической опоры англ. абсолютизма, получившего в то время широкую поддержку дворян и буржуазии. В  дальнейшем в Англии шло противоборство между а. и пуританизмом (пресвитерианством), завершившееся в 1660 г. окончательной победой а.

Ансары (ал-ансар — араб. — помощник) — 1.  Жители Медины, поддержавшие Мухаммада и его сподвижников, мухаджиров, после хиджры из Мекки, предоставив им убежище в своем городе, оказавшие материальную поддержку и признавшие Мухаммада своим духовным вождем. Между ансарами и мухаджирами шло соперничество, которое после смерти пророка вылилось в борьбу за пост халифа, окончившуюся победой мухаджиров. 2. Политическое движение суфийских активистов в Судане.

Антропоцентризм (от греч. ánthrŏpos — человек и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

Апанаж часть наследственных земельных владений и вытекающих в связи с собственностью на землю баналитетных прав, которые передавались членам кор. семьи (сыну или брату) в компенсацию за предоставление короны старшему в роду. Наделенный а. принимал на себя обязательства верности и подчинения королю (или принцу). Выморочное имущество вновь присоединялось к кор. достоянию.

Апор (от греч. αζορος — бедный, неимущий)  — в Византии раннего ср.-век. обедневший, свободный общинник, который был принужден сдавать свою землю более состоятельным людям из-за отсутствия средств и возможности для ее обработки.

Арабские завоевания — военные походы арабов в сер. VII — нач. IX вв., явившиеся следствием их объединения на основе религии ислама. Проходили под знаменем джихада. Завершились завоеванием Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы. В ходе а.з. происходила арабизация и исламизация покоренного населения, которое могло и сохранять свою традиционную культуру и религию (зиммии, ахл-аль-китаб), но при условии выплаты хараджа и джизьи. В  результате а.з. был создан Халифат — теократич. гос-во. Вначале он представлял собой арабскую империю, в которой правила династии Омейядов. Был налажен гос. аппарат, устроенный по персидскому образцу, создавалась инфраструктура для функционирования громадного гос-ва, олицетворявшегося халифом, распоряжавшимся от имени Аллаха. Гос. казна пополнялась за счет налогов, причем мусульмане платили положенный по Корану закят, не считавшийся обременительным, а основной налоговый гнет падал на немусульман. Но расходы гос-ва становились всё большими и халиф Абд-аль-Мелик (685–705) был вынужден распространить земельную подать и на мусульман. Важнейшим следствием переворота Аббасидов в 749 г. была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы, реально сравнялись в правах, и это способствовало быстрой исламизации восточной половины Халифата. Халифат из арабской империи превратился в исламское гос-во. Вероисповедание реально стало важнее для определения статуса человека, чем его этническая принадлежность. Тем самым, сформировался исламский суперэтнос, т. е. общность, в которой конфессиональная (вероисповедная) принадлежность ставилась выше этнической. Взаимодействие арабов и завоеван. народов привело к складыванию ср.-век. араб. науки и культуры, давшей целую плеяду замечательных деятелей (см. Бируни, Ибн Рушд, Ибн Сина, О. Хайям, Рудаки, Саади, Фирдоуси, Хафиз и др.). Освободительная борьба народов Средней Азии, Ирана, Закавказья (2-я пол. IX–X  вв.) (см. Аббасиды), а также Испании (Реконкиста, VIII–XV  вв.), шедшие процессы децентрализации привели к распаду арабского Халифата и возникновению на значительной части территории Южного и Среднего Востока и Северной Африки ряда самостоятельных гос-в. В результате а.з. сложился исламский мир, сыгравший огромную роль в истории ср.-век.

Аргировул (визант.) — жалованная грамота, скрепленная серебряной печатью. Давалась императором, часто деспотом.

Арианство — течение в христианстве IV–VI  вв., названное по имени его основателя, александрийского священника Ария (Arius) (ум. в 336), который утверждал, что Христос — Сын Божий «не по существу, а по благодати», он лишь «превосходное творение» бога-отца. А. отрицал двойственную природу Христа как Бого-человека. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына. А. было осуждено церковью (Никейский собор 325 г., Константинопольский в 381) и объявлено еретич. движением.

Арманьяки и Бургундцы (Бургиньоны)    — феод. группировки во Франции, боровшиеся между собой за власть в ходе Столетней войны между Англией и Францией во время правления слабоумного Карла VI. Партию б. возглавлял герцог Бургундии (Восточная Франция) Иоанн (Жан) Бесстрашный, а. — герцог Орлеанский, которого поддерживал его тесть — Бернар VII, граф Арманьяка.

Архонт (греч. árchōn — начальник) — понятие, часто употреблявшееся визант. историками в самом широком смысле по отношению к своим и иноземным чиновникам, правителям.

Асассины (assassini, от араб. — хашшашун — потребители гашиша) — члены шиитской исмаилитской группы (ордена) низаритов. На Ближнем Востоке назывались также батинитами (по Ибн аль-Каланиси, сирийскому автору XII в.). Террористическая деятельность а. во время крестовых походов была направлена как против «франков», так и против сельджукских правителей-суннитов. А. совершали свои террористические акты в состоянии наркотич. опьянения, достигая его благодаря гашишу (хашиш), и были прозваны хишишиййа, хашиши, хашишины (хашашун), наконец — а. Это слово во французском языке до сих пор означает — «убийца».

Асикага — династия японских сёгунов (второй сёгунат). Имеет второе название — Муромати, по названию квартала в г. Киото, где располагалось военное правительство Японии бакуфу. Сёгунат А.-М. просуществовал с 1336 по 1573 г. С  переходом власти в руки А. в Японии начались междоусобные войны, продолжавшиеся до конца XIV в. Свергнутый А. император Годайго бежал в горы, где основал Южный двор, а А. посадили в Киото на трон императора Комё. Двоецарствие продолжалось до 1392  г., когда обе династии объединились и столицей снова стал Киото.

Аскетизм (от греч. αδχητης — подвижник)  — ре­ли­гиозно-этическое учение, проповедующее подавление чувственных желаний во имя спасения в потустороннем мире. А. должен быть для верующих основным нравственным принципом жизни; воспитывал в человеке отказ от удобств, поощрял ограничения в пище и сне, причинение себе физических страданий и т. п., с помощью которых, например, в христианстве можно соучаствовать в страданиях Спасителя во искупление грехов. А. являлся составным элементом как христианства, так и ислама, буддизма, брахманизма.

Аутодафе (исп. и португ. auto da fe — акт веры) — торжественное оглашение и исполнение приговора инквизиции в Испании и Португалии, главным образом, публичное сожжение осужденных, практиковавшееся с XIII  в. Последнее а. было совершено в 1826 г.

Ахл-аз-Зимма (араб. люди, находящиеся под покровительством) — см. Зимми, зиммии.

Ахл-ал-Китаб (араб. люди Писания). Термин, появившийся в Коране, первоначально относился к иудеям и христианам, которые получили Откровение от Бога. По мере распространения ислама в Индию и Китай, термин распространился и на представителей других религий. Принадлежность к группе а.а.к. давала человеку другой веры предпочтительный статус в исламском праве в качестве а хл-аз-Зимма, зиммиев.

Ахмад бен Ханбал (780–855) — основатель ханбалитского мазхаба, наиболее жесткого в суннитском исламе. Вел борьбу с му‘тазилитами. Основное произведение А.б.Х. — Муснад, содержащий более 30 тыс. хадисов. Основанная А. б. Х. школа стремилась очистить ислам от всех нововведений, не имеющих оснований в Коране и Сунне. Учение А.б.Х. благодаря Ибн Таймийе в будущем оказало большое влияние на ваххабизм и салафитов.

 

Б

Бабур Захиреддин Мухаммад (1483–1530) — основатель гос-ва Великих Моголов, потомок Тимура. Первоначально правитель удела в Средн. Азии. Изгнанный оттуда в 1504 г., завоевал Кабул. В 1526–1527 гг. завоевал большую часть Сев. Индии, победив в 1526 г. в битве при Панипате правителя Дели. Границы гос-ва Б. простирались от Кабула до Бенгалии. Написал автобиографию («Бабур-наме»). Известны лирич. стихи Б.

Басилей (василевс) (греч. basileus) — в Древней Греции правитель небольшого поселения, вождь племени. В Спарте и затем в эллинистических гос-вах царь. В  древнегреч. лит-ре вообще обозначение царя (включая и римского императора). В Византии титул императора.

Бакуфу (япон. — полевая ставка) — военное правительство в сёгунатской Японии.

Баллада (от позднелат. ballo — танцую) — популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Зап. Европы с XIII в., но первые записи были осуществлены только почти спустя два столетия. Все это время б. существовала в устн. традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом б. является психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой б.  — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная б. связана с сюжетами героич. эпоса, многие б. имеют историч. истоки. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робину Гуду.

Бальи — кор. чиновник в ср.-век. Франции, ведавший управлением (гл. образом судом) на территории бальяжа — адм. единицы Сев. Франции. На юге Франции бальи и бальяжу соответствовали сенешал и сенешальство.

Баналитет (от фр. banalites — повинности, от banal  — принадлежащий сеньору) — в Зап. Европе феодально-монопольное право сеньора на имущество общественного значения (мельницу, печь и т. п.), за принудительное пользование которым взимались поборы.

Банн (от нем. bann — публичное объявление) — юридический термин, означающий право главы гос. осуществлять высшую судебную, административную и военную власть. В эпоху Каролингов этим правом наделялись императоры и их представители графы. В эпоху феод. раздробленности б. перешел к сеньорам, дойдя до самых низших ступеней феод. иерархии, и стал разновидностью иммунитета. В Германии создание округов Б. с 1106 г. явилось началом формирования системы территориальных княжеств.

Барон (от позднелат. baro — человек, мужчина; по другой версии — от франкск. ber — сильный человек) — в Зап. Европе в период становления феод. иерархии  — непосредствен. вассал короля, позднее — дворянский титул. В последние века ср.-век. титулом б. наделялись дворяне, стоявшие на феод. лестнице соц. иерархии сразу же после виконтов. Баронами именовались также представители высшего титулованного дворянства вообще.

Барщина — отработочная рента, форма феод. земельной ренты, бесплатный принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работавших с собственным инвентарем в хоз-ве феодала.

Безант (бизантин) — название золотой визант. монеты-номизмы, получившей широкое распространение в Европе, особенно в ср. века и здесь называвшейся б. Подражания б. чеканили, гл. обр., правители крестоносных государств. Вес б. составлял в среднем 3,2 г.

Беатификация (от лат. — beatus — блаженный и facere — делать) — в католич. церкви акт причисления к блаженным. Официальной категорией канонического права б. была признана папой Урбаном VIII в 1635  г. С   этого времени б. стала рассматриваться как низшая ступень при подготовке к канонизации (акт причисления к святым).

Бейлербей («бей над беями»), командир ополчения тимариотов и заимов в Османской империи. Имел право наделять тимариотов за заслуги.

Бейт (араб.) — двустишие в арабо, фарси — и тюркоязычной поэзии, а также поэзии на урду. Делится на 2 полустишия (мисра) с одинаковым количеством слогов и в целом должно заключать в себе законченную мысль. В  фольклоре нек-рых народов назв. б. применяется для четверостишия.

Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние)  — 1.  Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы — придворной, административной, но гл. обр. военной. В случае смерти получателя либо жалователя возвращался собственнику или его наследникам; 2. В католич. церкви — доходная должность или земельн. участок, получаемые духовными лицами как вознаграждение (с нач. VI  в.).

Бернар Клервоский (1091–1153) — фр. региозн. и полит. деятель. В 1115 г. основал монастырь Клерво, где стал аббатом. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших. Б.К. был ярым сторонником папской теократии, активно боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения П. Абеляра и др. Имел огромный авторитет в католич. церкви и светских кругах. Диктовал свою волю папам, фр. королю Людовику VII. Б.К. был главным идеологом и организатором II крестового похода (cм. Крестовые походы) и одним из главных вдохновителей организации ордена тамплиеров (написал его устав). Канонизирован в 1174 г.

Библия (греч. biblia — книга) — свод священных книг христиан. Состоит из более ранних по времени создания (XII–II вв. до н. э.) книг Ветхого завета (считаются священными у иудеев и христиан) и Нового завета (2-я пол. I в.   — нач. II в. н. э.) (прибавленного христианами и признаваемого только ими). За этой терминологией стоит христ. представление о том, что «завет» (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. В католицизме в ср. века использовалась Вульгата (лат. перевод Б.), труднодоступная для прихожан. В протестантизме с самого начала используются переводы Б. на родной язык верующих: нем. перевод Лютера и реформаторская «Цюрихская Б.» (XVI в.), англ. перевод («Библия короля Якова», 1611) и др. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение и изучение Б., в отличие от католицизма и православия, где чтение Б. рядовыми прихожанами ограничено и обставлено рядом условий.

Бируни (Беруни) (Абу-р-Райхан ибн Ахмад аль-Бируни) (973 — ок. 1050) — среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в Хорезме. В 1017–1018 гг. был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Писал на арабском языке. Был одновременно астрономом, математиком, врачом, историком, географом, философом и при этом наряду с учеными трудами переводил на арабский язык персидские повести и писал арабские стихи, считая это занятие забавой, шуткой. Идеи Б. превосходят представления о материи и античных философов, и философов Востока. Над его взглядами не довлела идея первоматерии, Бога, неподвижности и т. п. Он был близок к пониманию материи как объективной реальности с ее бесконечными свойствами. Б., по отзывам европейцев, был автором «несравненного» астрономич. канона, а также обширного труда «Описание Индии» о хронологич. системах всех народов и замечательной по широте взглядов и научному беспристрастию книги о науке и религии Индии, с данными о которых он ознакомился по санскритск. подлинникам, к которым он имел доступ. Многие сведения сообщены Б. на основе виденного во время длительного пребывания в Индии, куда он попал в качестве сопровождающего султана Махмуда Газневи, совершавщего свои завоевательные походы (1018–1030). Вклад Б. в мировую науку велик. Он высказал догадки о вращении Земли и движении ее вокруг Солнца (предвосхитив взгляды Коперника и Галилея); идеи о возникновении живых существ и человека, как результат развития природы (созвучно эволюционной теории Дарвина); пришел к выводу о постепенном возникновении различных слоев Земли в ходе остывания ее поверхности; и т. д.

Богдыхан (от монг. богдохан — священный государь)  — термин, которым в русских грамотах XVI–XVII  вв. называли императоров Китая.

Богомилы — массовое антифеод. народно-еретич. движение на Балканах в X–XI вв., распространенное на территории Болгарии и сопредельн. областей. Как и для павликиан, для б. был характерен дуализм — разделение мира на две части: царство Бога и Дьявола, мир духовный и телесный и т. п. Для их учения характерно отрицание земной соц. иерархии, осуждение богатства, стремление к раннехрист. порядкам. Богомильство было распространено как среди крестьян, так и горожан. Идеи б. были восприняты катарами (альбигойцами).

Божий суд — ср.-век. обычай выявления виновности путем испытания огнем, раскаленным железом, водой (холодной и кипящей). Невиновность устанавливалась по степени заживания раны. Разновидность Б.с. — судебн. поединок, когда побежденный считался неправым. В основе Б.с. лежит представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога.

Божий мир (лат. pax. Dei) — особая форма «мира», ограничения открытого насилия, одна из подобных, получившая распространение в ряде регионов Зап. Европы в конце X–XIII в. В узком значении понятия, Б. м  — лишь его древнейшие формы, до распространения в 40-х  гг. XI   в. т. н. treuga Dei, божьего перемирия. Б. м. связан с миротворческ. деятельностью церкви, с идеей церк. реформы. С другой стороны, светск. государи стремились использовать движение за Б. м. для укрепления своей территориальн. власти. Очевидная и народная подоплека движения за Б. м., имевшая антисеньориальную направленность, когда терроризируемые феодалами крестьяне искали защиты у церкви, чем та пользовалась для укрепления своего положения. Изначально Б. мир провозглашался на представительных ассамблеях свободных людей. Принятые постановления закреплялись в канонах церк. соборов, которые брали под защиту Б. м. безоружных  — духовенство, крестьян, купцов, женщин; материальные ценности — скот, виноградники и т. п. Б. м. мыслился как одно из средств к установлению Царства Божьего на земле посредством коллективн. покаяния. Это явление можно считать частью важных перемен, которые происходили в ментальности западноевропейцев после 1000 г., в том числе внутренней христианизации общества.

Боккаччо Джованни (1313–1375) — ит. писатель, представитель гуманистич. лит. Возрождения. Происходил из купеч. семьи. Автор поэтич. и прозаич. произведений, написанных на волгáре  — народном ит. языке; новатор ренессансной новеллы. Вершина творчества Б. — «Декамерон» (1350–1353) — сборник, состоящий из 100 новелл. Имел огромный успех у современников. В новеллах Б. высказал ряд гуманистич. идей, выступил со светск. концепцией человека: благородство человека коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести. Б. выступил против аскетич. морали церкви, высмеял лицемерие монахов и священнослужителей; талантливо изобразил ит. общество эпохи Треченто (см. Возрождение) — купцов, врачей, школяров, дворян, ремесленников, судей и др.

Бонифаций VIII (1235–1303) — римский папа с 1294  г. Ревностный сторонник теории папской теократии. Добивался решения расширения круга гос-в, зависимых от папства; вмешивался в вопросы замещения королевск. престолов, притязал на верховенство над светскими государями. В 1300 г. ввел празднование юбилейных годов, санкционировал широкую продажу индульгенций. Запрещал королям взимание налогов с духовенства без разрешения папы. В 1302 г. издал буллу («Unam sanctam», т. е. «Единая, святая», 1296), где ставил власть папы выше любой другой и в теократическом духе вменял королям полное подчинение воле римск. понтифика. В результате возникшего конфликта с фр. королем Филиппом IV Красивым, которому оказали поддержку Генеральные Штаты, потерпел поражение и умер.

Братство — сообщество, призванное поддерживать религиозные чувства верующих и сохранять память об их членах. Оно также выполняло функции кассы взаимопомощи. Каждое братство имело свой алтарь и церкви и организовывало праздник в честь святого, покровительствовавшего их союзу. Организация братства происходила в соответствии с уставами.

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (ок. 1525–30–1569), нидерл. живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерл. искусстве XVI  в. Б. с огромной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущения народа в канун Нидерландской буржуазной революции. Творчески переработав уроки ит. живописи Высокого Возрождения, Б. создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, достоинство жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). Во многих произведениях Б. иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев под исп. игом («Избиение младенцев», «Перепись в Вифлееме» (1566), «Сорока на виселице» (1568) и др.). Б. также заложил основы нидерл. национального пейзажа «Сумрачный день». «Охотники на снегу», 1665, и др.). Творчество Б. оказало большое влияние на современное ему нидерл. искусство и заложило основы развития иск-ва Голландии и Фландрии в XVII в.

Бруни Леонардо (1370 или 1374–1444) — крупнейший ит. гуманист. Б. служил секретарем в папской курии, был крупным полит. деятелем, а в 1427–1444 гг.  — канц­лером Флоренции. Б. — сторонник респ. строя, основоположник гражданск. гуманизма; разработал концепцию республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократии. Свобода и равенство означали свободу от тирании, равенство всех перед законом. Б. считал, что только в условиях свободы, равенства, справедливости можно сформировать совершенного гражданина; он выражал настроения пополанов  — торгово-ремесленных слоев городов Сев. и Центр. Италии XII–XIV вв. Многие принципы Б. были зафиксированы в конституции Флоренции. Б. оставил сочинения по истории, этике, полит. теории, педагогике и филологии. В произведении «О научных и литературных занятиях» изложено понимание Б. роли гуманизма. Самая известная работа Б. — «История флорентийского народа» (1439), написанная по заказу коммуны, заложила основы ренессансной историографии. Б. — автор многочисленных переводов на лат. яз. сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта и Демосфена.

Буддизм— одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основные направления: хинаяна и махаяна. Из Индии б. распространился в ряде стран Юго-Восточной и Центральной, отчасти Средней Азии, а также Сибири. Б. ассимилировал элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к XII в. б. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. В центре б. — учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение  — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание      — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Принцип т. н. срединного пути рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Б. отрицает потусторонность освобождения; в нем нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития б. в нем сложился культ Будды и бодхисатв (просветленных), ритуал, монашеские общины и т. д. Б. не был связан с защитой кастового строя и в этом отношении он оказался более гибким в социально-политической сфере, особенно такое его течение, как махаяна. Он даже смог играть роль полит. авангарда в народно (а впоследствии и национально) — освободительных и социальных движениях. Однако социально-политические возможности б. ограничены. Мировоззренческой основой б., как и индуизма, является установка на человека, ищущего спасения от мира сансары (т. е. бесконечной смены рождений и смертей), наполненного страданиями, с его кармическими перерождениями индивидуальной души. А в протестантизме (кальвинизме) присутствует совершенное иное — ценность именно земного пути человека, отношение к страданиям не как к бедствию, а свидетельству особой избранности кальвиниста. В особой форме б.  — ламаизме — главный упор был сделан на соблюдение этических норм и ритуалов. Согласно учению гэлугпа от каждого человека требовалось беспрекословное повиновение своему наставнику и учителю. Это само по себе исключало возможность свободного выбора, не говоря уже о личной свободе.

Букэ — самурайский город.

Бурбоны — династия, правившая в различных странах Зап. Европы (Франция, Испания, Королевство обеих Сицилий). Фр. Бурбоны правили в 1589–1792 гг., 1814–1815 гг., 1815–1830 гг. Главные представители: Генрих IV, Людовик XIV, Людовик XVI, Людовик XVIII.

Булла (лат. bulla — шарик) — 1. Металлический шарик, затем округлая металлич. подвесная печать, скрепляющая обычно папские, императорские и кор. грамоты; 2. Грамота, постановление или распоряжение, послание, обращение рим. папы, скрепленное круглой печатью, императорский или кор. указ. Название Б. упрочилось за особыми важными грамотами пап, скрепленными оловянными печатями.

Бургграфы — до XIII века начальники (графы) укрепленного города (бурга), назначались королем (императором) или епископом — сеньором города из представителей знати; обладали административной, военной, судебной властью; впоследствии один из феод. титулов.

Бург (позднелат. — burgus: служить убежищем, укрывать; нем. — burg: крепость) — в Зап. Европе в ср. века — крепость, укрепленный пункт, затем   — укрепленный город. Б. называют еще торговый комплекс, образовавшийся рядом с центром города (или аббатства), первоначально отделенный от него собственными городскими стенами. Впоследствии интегрировался в городскую черту, став его кварталом. Отсюда название горожан — бюргеры, буржуа.

Буржуа (фр. bourgeois) — первоначально выходец из бурга, буржуа постепенно стал жителем города; отличался от остального населения наличием у него собственности (чаще всего, небольшого торгового дела), обладал свободой и пользовался привилегиями, свойственными городу его проживания. Статус буржуа не распространялся на всех горожан, и наделение им оговаривалось в хартиях городских вольностей.

Бургомистр — выборный правитель в ср.-век. германском городе, глава городского самоуправления.

Буси — воин, самурай, представитель воинского сословия в ср.-век. Японии, считавшийся идеалом гармоничного человека, способного сохранить мир как с помощью искусства, так и военными средствами. Возникновение б. как класса можно отнести к XIII в. Ряды самурайского сословия укреплялись за счет представителей низких классов — пеших воинов — асигару. Многим из асигару удалось подняться по соц. лестнице и войти в верхнюю прослойку класса б. благодаря выдающимся способностям воина. В 1591 г. Тоётоми Хидэёси запретил переходы из одного сословия в другое и прекратил доступ в сословие б. выходцам снизу.

Бусидо (япон. «путь воина») — кодекс самурайской чести. Б. требовал бесконечной преданности и верности своему господину, доблести, самосовершенствования (закаливания духа и воли), самоотвержения («человек без собственного Я») и самообладания, признания единственным занятием военного дела, предпочтения самоубийства (сэппуку, харакири), бесчестию и позору. У самураев смерть в бою или на циновке, где совершалось сэппуку, расценивалась как геройство. Б.  — это изначальный дух японской нации, ставший традицией.

Бхакти (санскр. — «любовь к Богу») — религиозно-мистич. учение в Индии, возникшее еще в раннее ср.-век. и получившее второе дыхание в XV — начале XVI  в. В нём переплелись идеи ислама и индуизма, отразив тем самым их сближение и синтез. Бхакты проповедовали единобожие вне зависимости от кастового статуса и религиозн. принадлежности. Один из вождей б. Кабир (1440–1518), являвшийся ранним современником М. Лютера, отвергал притязания брахманов и мулл на роль посредников в общении с Богом, отвергал культовую обрядность религии, отрицал подвижничество и аскетизм как средство познания Бога. Под влиянием Кабира сложился и ранний сикхизм (существующий в Индии и поныне). Он, как и другие течения б., утверждал мысль о равенстве всех перед Богом, отрицал извечность различий в соц. положении людей. Сикхи отказались от сложной обрядности и признания посреднических функций священнослужителей. Гуру сикхов учили, что настоящий сикх — это глава семьи, домохозяин, занятый своим делом — торговлей, ремеслом, земледелием — на благо людей и свое. Во всём этом много общего с лютеранством. Впрочем, сикхи шли ещё дальше и считали, что для того, чтобы общаться с Богом и постигать его, не обязательно даже знать священ. книги.

Тем не менее, при всех своих антифеод. потенциях и сходством с раннебурж. учениями Европы, б. учения, отражая социальн. антагонизмы, кризисн. явления в феод. строе Индии, не стали провозвестниками радикальн. перемен в соц. и духовн. жизни этой страны, которая, как и прежде, следовала по пути традицион. верований.

Бэкон Роджер (ок. 1214–1292) — выдающийся англ. философ, естествоиспытатель, монах-францисканец, «doctor mirabiles» («удивительный доктор»), как его называли современники. Автор «Большого труда» (1267–1268) — энциклопедии, в которой рассмотрел причины многих человеческих ошибок, соотношение теологии и философии, важность изучения языков для той и другой, принципиальный характер математики для всех наук (прежде всего для оптики и астрономии). Изложил вопросы этики, предсказал возможность создания увеличительных оптич. приборов, раскрыл секрет явления радуги. В «Малом сочинении» (те же годы) излагаются алхимия и причины упадка теологии. Б. впервые в Европе составил рецепт пороха, установил способы получения фосфора, магния и висмута, пытался изучать силу пара. Б. высказал ряд гениальных догадок о создании в будущем судов без гребцов, управляемых одним человеком, быстрых колесниц, передвигающихся без коней, летательных аппаратов, подводных лодок, и др. Б. принадлежит крылатая фраза: «Знание — сила!». За свои опыты был заключен в церк. тюрьму, где просидел около 14 лет. Все сочинения Б. были осуждены церковью.

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) — англ. философ и гос. деятель. Лорд-канцлер при короле Якове I. В его главном труде «Новый органон» (1620) был намечен научный метод, названный им индуктивным, для увеличения власти человека над природой. Он резко критиковал предложенный Аристотелем метод установления истины из априорных предположений и предлагал производить множество опытов, которые способствуют ускорению темпа и строгости научного открытия. В конце жизни написал утопию «Новая Атлантида».

 

 

В

 

Ваганты (от лат. clerici vagantes — «бродячие клирики») или голиарды. Так было принято называть стихотворцев-клириков, бедных бродячих школяров, сочинителей лат. стихов, преимущ. любовных и сатирических, расцвет деятельности которых в ср. века в странах Зап. Европы относится к XII–XIII вв. Источниками поэзии в. были античность и Библия. В. первоначально были самые малокультурные низы духовн. сословия, нравы которых сильно беспокоили власть и осуждались соборами. Оживление культурн. жизни с XII в. привело к тому, что церк. молод


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow