Смазочное хозяйство буровых и нефтепромысловых предприятий

 

Организация смазочного хозяйства предприятия

Одно из важных условий эффективной эксплуатации и ква­лифицированного ухода за оборудованием — рационально организованное смазочное хозяйство.

Организация использования и хранения смазочных материа­лов при эксплуатации бурового и нефтепромыслового оборудо­вания включает:

учет оборудования, подлежащего смазке; определение потребности в смазочных материалах; правильное хранение смазочных материалов и соблюдение правил пожарной безопасности;

прием и выдачу смазочных материалов в соответствии с тре­бованиями специальных инструкций;

соблюдение графика смазки оборудования; обеспечение рабочих мест смазочным материалом; проведение лабораторных анализов смазочных материалов; регенерацию отработанных масел;

подбор, расстановку и использование штатов работников смазочного хозяйства.

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) с баз к месту потреб­ления доставляют в централизованном порядке. Во время при­ема на базах необходимо проверить наличие пломб на цистер­нах и паспорта на каждый сорт ГСМ; в паспорте должны быть указаны дата проведения полного анализа и его результаты.

При отсутствии пломб, паспортов, поступлении некачествен­ных ГСМ необходимо отправлять пробы в Центральную на­учно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ). Применять эти ГСМ до проведения полного анализа запрещается. Для слива некондиционных ГСМ на базах предусматриваются за­пасные емкости.

Состояние складских помещений, организация приема, хра­нения и отпуска смазочных материалов являются важным зве­ном в смазочном хозяйстве каждого предприятия.

Уровень организации смазочного хозяйства каждого пред­приятия характеризуют следующие факторы:

соблюдение технологической дисциплины в обслуживании оборудования (своевременная смазка оборудования, смена масла и др.);

наличие инвентаря для смазывания оборудования; своевременное обслуживание машин смазкой (не допуска­ется применение одного сорта масла вместо другого, заправка маслом, не пропущенным через сетку, и др.);

правильный учет расхода смазочных продуктов и др.

На предприятиях (в организациях) нефтегазодобывающей промышленности в целях сокращения перевозок практикуется хранение смазочных материалов непосредственно на месте смазки в установленных на прицепы емкостях.

Сбор отработанных масел и их регенерация

Смазка при работе механизма постепенно загрязняется, окисляется и теряет свои смазочные свойства, а попавшие в нее твердые частицы способствуют прогрессивному износу тру­щихся поверхностей зубчатых передач и подшипников качения.

Во время эксплуатации подшипники перегреваются, и меха­низм приходится останавливать. Все это преждевременно вы­водит механизм из строя.

Смазочное масло, находясь в двигателе в течение опреде­ленного времени, изменяет свои физико-химические свойства и теряет смазочную способность.

Старение смазочных материалов в процессе работы сопро­вождается изменением их физико-химических свойств под влия­нием высоких температур и кислорода воздуха, при каталити­ческом ускоряющем действии металлов, их сплавов и продук­тов износа (особенно цветных металлов).

Интенсивное и глубокое окисление смазочных материалов, протекающее обычно при температурах выше 70 °С, приводит к образованию уже в начальной стадии старения низкомолеку­лярных водорастворимых кислот, вызывающих коррозию ме­таллических поверхностей, трудноудаляемых смолистых осад­ков, нерастворимых в масле соединений, отлагающихся в кар­терах, на клапанах, поршневых кольцах и других деталях ма­шин и механизмов.

Масла, проработавшие установленный срок и утратившие первоначальные качественные показатели, считаются отрабо­танными, и их сливают из системы смазки. Сбор отработанных масел производят бригады смазчиков. Отработанные масла сдаются на базы ГСМ, а затем на специализированные пред­приятия по регенерации масел. Сдача отработанных масел на регенерацию и прием регенерированных масел должны оформ­ляться так же, как и для свежих масел. Количество емкостей должно соответствовать количеству сортов собираемых масел, подлежащих раздельной регенерации. Разрешается собирать в одну емкость все сорта веретенных масел; машинные очищен­ные и выщелоченные, близкие по вязкости масла; отработан­ные масла, имеющие одинаковую основу.

Хорошо организованный сбор и регенерация отработанных масел имеют большое народнохозяйственное значение.

Процесс регенерации состоит из следующих операций: обработки масла отбеливающей глиной и водой для созда­ния водомасляной эмульсии;

отделения воды и топлива от масла (предварительно подо­гретого в печи до 250—300 °С) в испарителе с разрежением 13,3—20 кПа, в котором происходит также дополнительное кон­тактирование масла с отбеливающей глиной;

фильтрации масла и смешения регенерированного масла с присадкой ВНИИ НП-360 (ГОСТ 9899—78).

На каждом предприятии необходимо обеспечить сбор отра­ботанного масла и отправку его в сборные пункты для после­дующей регенерации. При правильной организации сбора и ре­генерации отработанных масел расход свежих масел сокраща-

Таблица 1

Смазочные материалы, применяемые в нефтяной промышленности

 

ется на 15—20 % при значительной экономии материальных средств.

Обязательный сбор отработанных масел всеми потребите­лями регламентирован соответствующими документами.

Рекомендации по смазке оборудования

Смазочные материалы широко применяются в нефтегазодо­бывающей промышленности.

Виды и марки смазок для оборудования, поступающего на предприятия, обычно указываются в документации завода-из- готовителя.

Смазочные материалы, применяемые в нефтяной промыш­ленности, приведены в табл. 1.

Разрешается замена смазочных материалов, близких по хи­мическому составу, по согласованию с Управлением главного механика и заводом-изготовителем.

Применение нерекомендованных сортов смазки снижает к. п. д. оборудования и повышает расход энергии; возможен также преждевременный выход агрегатов из строя.

Смазка — это важнейшая операция при эксплуатации обо­рудования. Тара, в которой содержатся масла и смазки, должна быть чистой. Следует исключить попадание влаги и пыли.

Запрещается хранить горючие и смазочные материалы в от­крытых емкостях, а также в помещениях, где работает обору­дование. В зимний период нельзя подогревать горюче-смазоч­ные материалы открытым пламенем. Заправочные средства должны содержаться в исправном состоянии. Для смазки надо пользоваться принадлежностями, поставляемыми с буровой ус­тановкой. Жидкое масло заливают через воронку с фильтрую­щей сеткой, густую смазку подают специальными приспособле­ниями. Топливо, масла и смазки, срок действия которых истек, заменяют. Если оборудование не было в работе более 3 мес., смазку заменяют полностью.

Рекомендации по смазке узлов и оборудования буровых ус­тановок приводятся в документации заводов-изготовителей.

Особое внимание следует обращать на своевременную смену смазки в масляных ваннах механизмов, где применяют залив­ную систему. Необходимо своевременно заменять топливо и масло в соответствии со сменой времени года.

Периодичность смазки бурового оборудования, работаю­щего в районах полупустынь с сильной запыленностью, сокра­щается в 2 раза.

 

Контрольные вопросы

Назовите основные положения системы ППР.

Какие работы включает в себя техническое обслуживание оборудо­вания?

Что такое текущий ремонт и каковы его особенности?

Что такое капитальный ремонт?

Что такое внеплановый ремонт?

Из каких технологических операций состоит процесс ремонта обо­рудования?

Каковы особенности индивидуального и узлового методов ремонта?

Как классифицируются смазочные материалы?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: