Последовательность изучения тем представлена в содержании курса. Курс синтезирует наиболее значимые положения о возрастной динамике развития, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологические содержание этих явлений. Тем не менее, курс также затрагивает некоторые аспекты социально-психологического и дифференциально-психологического изучения личности.
Хотелось бы обратить внимание на поэтапность подачи материала для более эффективного его усвоения. Прежде всего, студенты знакомятся с базовыми стратегиями изучения динамики развития личности в психологии. Завершает лекционный курс материал, посвященный характеристике отдельных стадий онтогенеза.
Для эффективного освоения курса рекомендуется использовать научно-методический комплекс по данной дисциплине. Следует ознакомиться с такими его составляющими как словарь по дисциплине, содержание основных рассматриваемых тем, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий и вопросы для итогового контроля по предмету.
Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при разработке творческих и аналитических проектных работ для семинарских занятий, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе.
В качестве итогового контроля предусмотрен устный экзамен по билетам. Для подготовки к нему необходимо использовать как лекционные, так и дополнительные материалы.
Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, раскрывая содержание основных теоретических понятий, связанных с изучением динамики развития личности. Курс в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии. Поэтому в курсе вскрываются теоретические положения различных концепций развития личности, и показывается, как эти положения могут быть применены к решению важных задач психологической практики.
VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Примерные темы контрольных работ
- Психическое развитие и его основные показатели.
- Методы возрастной психологии.
- Ведущий вид деятельности как показатель психического развития.
- Факторы психического развития.
- Показатели психического развития.
- Движущие силы психического развития.
- Проблема возрастной периодизации.
- Понятие нормы в возрастной психологии.
- Психическая депривация и ее признаки.
- Генетические и пренатальные факторы развития.
- Психофизиологическая характеристика младенш.
- Речь и её эволюция в раннем возрасте.
- Развитие социальных эмоций в раннем детстве.
- Развитие познавательной сферы дошкольника.
- Роль игры в психическом развитии дошкольника.
- Кризисные явления шести лет.
- Основные показатели готовности ребенка к обучению в школе.
- Особенности познавательных процессов младшего школьника.
- Причины подросткового кризиса.
- Динамика социальных отношений подростка.
- Особенности социализации в ранней юности.
- Проблема выбора профессии в ранней юности.
- Период взрослости и его стадии.
- Общение и развитие личности в геронтогенезе.
- Особенности развития конкретных психических процессов на разных стадиях онтогенеза по выбору студента.