Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Слайд 21
Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.
Организационные факторы:
· перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
· слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
· неинтересная работа;
· ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
· неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.
|
|
Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
· положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);
· негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).
Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.
Отрицательные последствия стресса проявляются в
· физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
· психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).
Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.
Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.
Слайд 22
Методы самоуправления стрессом:
· разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;
· научиться говорить "нет";
· не соглашаться на противоречивые требования руководителя.
Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:
· оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;
· при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;
· полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;
|
|
· использование ситуационного подхода к лидерству;
· обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;
· развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.
Слайд 23
Управление изменениями в организации.
Слайд 24