Впервые слово стресс употребил известный канадский ученый-физиолог Ганс Селье в 1953 году. Он определил стресс как напряжение, тревога, боль, угроза, беда. Селье разработал научную концепцию стресса, объединил усилия ученых многих стран в решении проблем по преодолению стрессовых ситуаций.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации.
Стресс может быть вызван различными причинами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. К организационным, широко распространенным и понятным причинам стресса относится перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, - задание, которое следует совершить за конкретный период времени.
Таким образом, чрезмерный стресс может быть вызван:
- слишком большим или слишком маленьким объемом работы,
- конфликтом ролей,
- неопределенностью ролей,
- скукой,
- физическими факторами,
- различными событиями личного характера.
Чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса, необходимо:
· разработать систему приоритетов в своей работе;
· научиться говорить «нет», когда объем работы достигнет предела, после которого вы не можете взять на себя еще больше работы;
· наладить особенно эффективные и надежные отношения с вашим «боссом»;
· не соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей);
· сообщить своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей);
· обсудить чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем;
· находить каждый день время для отключения и отдыха;
· соблюдать режим питания;
· поддерживать себя в форме с помощью физических упражнений;
· пытаться достичь общего равновесия в жизни.
Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:
1. Оценить способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам;
2. Разрешить вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если для этого есть достаточно оснований;
3. Использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
4. Обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
5. Выступать в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.