Логопедическое обследование

Изучение анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помощью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся сведения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, безусловные врожденные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте новорожденных отмечается:

– характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро истощающийся, всхлипывание;

– захват соска: сильный, слабый, невозможность;

– сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, невозможность;

– глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вытекание жидкости из носа;

– дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное;

– наличие асимметрии лица (обследование невропатолога);

– врожденные безусловные рефлексы (обследование невропатолога);

– мышечный тонус (обследование невропатолога);

– звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания.

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

Те же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с родными.

Анализируются сведения о раннем периоде речевого развития ребенка. Отмечаются появление первых слов; фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окружающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с логопедом, посещал ли логопедическую группу; как характеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении в школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: