Тема 4. Анализ спроса и предложения
- Спрос. Факторы, влияющие на его изменение. Закон спроса.
- Предложение. Факторы, влияющие на его изменение. Закон предложения.
- Равновесие спроса и предложения.
- Эластичность спроса и предложения.
Спрос. Факторы, влияющие на его изменение. Закон спроса.
«Платежеспособный спрос» ввел английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834)
Спрос – определённое количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по определенной цене в определенный период времени.
Q (кол-во) |
P (цена) |
D |
Факторы, влияющие на изменение спроса (неценовые):
1) Доходы покупателей
2) Цены на другие товары (заменители)
3) Вкусы и предпочтения покупателей
4) Численность и возраст покупателей
5) Ожидание относительно динамики цен в будущем
(менее значимые – тип товара, сезонность, правительственная политика, реклама….)
Закон спроса (I закон экономики) – с повышением цены (P), спрос снижается, а с понижением цены (P), спрос увеличивается.
Математически сформулирован:
|
|
А. Курно в 1838 г.
Антуан Огустен (франц. математик, философ, экономист 1801-1877)
Кривая спроса характеризует зависимость количества от цены при прочих равных условиях.Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар при определенном уровне цены.
Выводы из закона спроса:
- ↑P не всегда гарантирует увеличение выручки, а ↓P не всегда грозит падению выручки;
- при определении P должны прикинуть: какова выручка при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на товар по цене.
Из закона спроса есть исключения – товары Гиффена – низкокачественные товары первой необходимости.
Гиффен Роберт (1837-1910) – англ. экономист статистик.
Эффект Гиффена - P↑ Qd↑↔P↓ Qd↓
Товары Гиффена – низшие товары, на которые расходуется большая часть семейного бюджета.
Виды товаров
Нормальные товары Товары низшей категории
(спрос вырастет при росте (спрос снизится при
доходов покупателей) росте доходов)
Индивидуальный спрос – спрос определенного покупателя
Рыночный спрос – суммарный спрос на данный товар на рынке, предъявляемый покупателями.
Совокупный спрос – общий спрос в масштабах хозяйства страны, т.е. всех покупателей на все товары (макроэк. зависимость).m
Эффект дохода – при росте дохода (или снижении цен), товар становится к общей величине дохода человека более дешевым он способен купить больше этого товара, не отказываясь от чего-либо другого.
Эффект замещения – замещение дорогого товара дешевым.