Гиффен Роберт (1837-1910) – англ. экономист статистик

Тема 4. Анализ спроса и предложения

  1. Спрос. Факторы, влияющие на его изменение. Закон спроса.
  2. Предложение. Факторы, влияющие на его изменение. Закон предложения.
  3. Равновесие спроса и предложения.
  4. Эластичность спроса и предложения.

 

Спрос. Факторы, влияющие на его изменение. Закон спроса.

«Платежеспособный спрос» ввел английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834)

Спрос – определённое количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по определенной цене в определенный период времени.

Q (кол-во)
P (цена)
D

Факторы, влияющие на изменение спроса (неценовые):

1) Доходы покупателей

2) Цены на другие товары (заменители)

3) Вкусы и предпочтения покупателей

4) Численность и возраст покупателей

5) Ожидание относительно динамики цен в будущем

(менее значимые – тип товара, сезонность, правительственная политика, реклама….)

Закон спроса (I закон экономики) – с повышением цены (P), спрос снижается, а с понижением цены (P), спрос увеличивается.

Математически сформулирован:

А. Курно в 1838 г.

Антуан Огустен (франц. математик, философ, экономист 1801-1877)

Кривая спроса характеризует зависимость количества от цены при прочих равных условиях.Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар при определенном уровне цены.

Выводы из закона спроса:

- ↑P не всегда гарантирует увеличение выручки, а ↓P не всегда грозит падению выручки;

- при определении P должны прикинуть: какова выручка при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на товар по цене.

 

Из закона спроса есть исключения – товары Гиффена – низкокачественные товары первой необходимости.

Гиффен Роберт (1837-1910) – англ. экономист статистик.

Эффект Гиффена - P↑ Qd↑↔P↓ Qd↓

Товары Гиффена – низшие товары, на которые расходуется большая часть семейного бюджета.

 

Виды товаров

 

Нормальные товары Товары низшей категории

(спрос вырастет при росте (спрос снизится при

доходов покупателей) росте доходов)

 

Индивидуальный спрос – спрос определенного покупателя

Рыночный спрос – суммарный спрос на данный товар на рынке, предъявляемый покупателями.

Совокупный спрос – общий спрос в масштабах хозяйства страны, т.е. всех покупателей на все товары (макроэк. зависимость).m

Эффект дохода – при росте дохода (или снижении цен), товар становится к общей величине дохода человека более дешевым он способен купить больше этого товара, не отказываясь от чего-либо другого.

Эффект замещения – замещение дорогого товара дешевым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: