Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.д.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменное конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Технологически новый продукт- это продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

· инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

Существует расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Детальную и оригинальную типологию инноваций дал А.И.Пригожин. Он разделил инновации:

· по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

· по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;

· по преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;

· по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;

По характеру общественных целей различают инновации:

· экономические, ориентированные на прибыль;

· экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

· специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

Технические нововведения могут быть классифицированы не только по основным видам (новый продукт, новый процесс, новая услуга), но и по их наукоемкости или по сумме капитальных затрат и срокам их окупаемости. На рис. 1.1. представлены важнейшие характеристики технических нововведений с указанием видов деятельности, в рамках которой они реализуются, типов нововведений, а также этапов и результатов их внедрения.

 

Нововведения
Виды деятельности НИР ОКР Применение Эксплуатация
Фундаментальные Прикладные Технико-технологические Коммерческие Производство Применение Совершенствование Модификация
Результаты деятельности Новые научные знания Новые знания, необходимые для проведения ОКР Опытный образец Образец, удобный для использования в коммерческих целях Техническое изменение производства Техническое изменение потребления Более качественное изделие Дополнительная модификация
Этапы инновационного процесса Научный Технический Технологический Эксплуатационный
Типы нововве-дений                
Базовые нововведения
               
  Прикладные нововведения
               
        Нововведения по улучшению изделий
               
            Модификационные нововведения
               
Оценка нововведений                
Истинные нововведения  
               
              Несущественные нововведения
               
                   

Рис.1.1. Важнейшие характеристики процесса реализации нововведений.

П. Друкер выделяет семь источников возникновения инноваций:

1. Неожиданное событие (для предприятия или отрасли).

2. Неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней.

3. Нововведения основанные на потребности процесса.

4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках.

7. Новые знания (как научные, так и ненаучные).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: