Обработка результатов. Поведенческий портрет личности

Поведенческий портрет личности

1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремиться в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.

2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

3. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.

4. Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм. стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

5. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

7. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

8. Поведение в основной деятельности (учебной, рабочей)

9. Примеры характерных индивидуальный вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт. Примеры, характеризующие наиболее специфические акты.

10. описание психотипа (данные темперамента + акцентуация характера) (темперамент и Акцентуацию характера)


 

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

Вопросы

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения9

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты9

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов

Экстраверсия находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0—10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15—24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11—14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0—10, то — эмоциональная устойчивость.

Если И—16, то — эмоциональная впечатлительность.

Если 17—22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

Если 23—24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4—5, то сомнительно.

Если 6—9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

 

 


 

 

1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ

 

§ 1. Основные направления изучения личности в криминалистике

 

Процесс становления и развития учения о методах и средствах изучения личности в отечественной криминалистике можно условно разделить на три этапа: XVIII в. - первая половина XIX в.; вторая половина XIX в. - начало XX в.; середина XX в. - XXI в.

Одним из первых обратил внимание на необходимость учитывать психологию преступников И.Т. Посошков. Сегодня он известен не только как выдающийся русский экономист-теоретик, автор остросоциального для своего времени трактата "Книга о скудости и богатстве" (1724), но и как разработчик основ тактики допроса обвиняемых и свидетелей, в том числе лиц, дающих ложные показания.

С этой точки зрения не меньшего внимания заслуживают труды братьев Якова и Сергея Баршевых. В 1841 г. были опубликованы курс уголовного права "Общие начала теории и законодательств о преступлениях и наказаниях" С.И. Баршева и "Основания уголовного судопроизводства, с применением к российскому уголовному судопроизводству" Я.И. Баршева. В своей работе Яков Иванович, в частности, подчеркивал:

- применительно к производству обыска - "домашний обыск должен быть производим неожиданно, со всею внимательностью и наблюдением над действиями лиц, живущих в обыскиваемом доме";

- относительно тактики допроса - "наилучшим должно почесть тот образ допроса, в котором делается переход от более общих вопросов к наиболее частным, чтобы таким образом дать обвиняемому повод высказать себя и обстоятельства преступления";

- описание хода и результатов "личного осмотра преступления и следов его" должно быть настолько подробным и точным, чтобы те, "которые должны воспользоваться этим актом, могли получить посредством его столь ясное и полное представление о предмете осмотра, как будто б они сами произвели его" <1>.

--------------------------------

<1>Баршев Я.И. Основания уголовного судопроизводства, с применением к российскому уголовному судопроизводству. СПб.: Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1841.

 

В плане определения подходов к изучению личности в криминалистике важную роль сыграла во всех смыслах фундаментальная работа Г. Гросса "Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции" (1893). Она была переведена на многие европейские языки (на русском вышла в свет в 1895 - 1896 гг.). Третье издание, опубликованное в 1898 г., было озаглавлено автором "Руководство для судебных следователей как система криминалистики". В нем Г. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон преступников, применение в следственной деятельности научных достижений того времени, а также привел описание многих уголовных дел, в том числе с указанием на тактику организации общения следователя с участниками судопроизводства.

Основой для формирования изучения личности как отдельного направления в криминалистике послужил цикл исследований, посвященных личности обвиняемого, проведенных в 60 - 70 гг. прошлого столетия М.Г. Коршиком, С.С. Степичевым, А.С. Кривошеевым, Н.Т. Ведерниковым, П.П. Цветковым и другими учеными. Именно в тот период сложилось понимание необходимости многоаспектного исследования личности преступника - с уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, криминалистических позиций.

В 1973 г. в числе первых Ф.В. Глазырин предложил рассматривать криминалистическое изучение личности преступника в качестве самостоятельной частной криминалистической теории. В 1980-е гг. появились работы, в которых авторы - В.Е. Корноухов, Ш.Н. Хазиев, Г.А. Густов и др. акцентировали внимание на проблемах установления личности неизвестного преступника. На рубеже 1980 - 1990 гг. В.А. Жбанковым были разработаны концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике.

Сегодня в криминалистике понятие "личность преступника" охватывает систему биологических (антропологических, анатомических, биохимических, функциональных), социальных (общегражданских, семейно-бытовых, профессиональных, антиобщественных) и психических (психологических, психопатологических) свойств человека, сведения о которых отражены в окружающей среде и могут оказать существенное влияние на организацию поисково-познавательной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Изучение личности преступника с позиций криминалистики осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с получением и анализом сведений, позволяющих осуществить отождествление личности и ответить на вопрос, кто именно совершил преступление.

Получение данных о личности неизвестного преступника предполагает изучение оставленных им следов (как материальных, так и идеальных), а также иных источников сведений о нем. При этом следует учитывать специфику совершенного преступления: вид, место и время его совершения, характеристику предмета посягательства и тому подобные обстоятельства, которые позволяют правильно определить направления розыска и приемы задержания субъекта. Такого рода информация чаще всего дает представление об общих свойствах группы лиц, среди которых может находиться преступник, но при наличии следов, пригодных для идентификации, может способствовать установлению личности разыскиваемого. Поэтому все сведения, полученные оперативным и следственным путем, на протяжении всего расследования нуждаются в сопоставлении и перепроверке.

Второе направление ориентировано на исследование личности подозреваемого и обвиняемого после установления лица, совершившего преступление. Решение комплекса тактических и процессуальных задач предполагает сбор сведений о социальном статусе, правовых, политических, религиозных взглядах и пр., но главным образом - информации о психологических свойствах участника процесса, его связях, особенностях поведения до и во время совершения преступления, которая поможет наладить с ним коммуникативный контакт, избрать эффективную тактику общения с целью получения правдивых показаний. При этом изучение личности подозреваемого сопряжено со значительными трудностями, обусловленными дефицитом времени, которым располагает следователь для сбора информации о нем.

Специфика изучения личности подозреваемого и обвиняемого определяется их процессуальным статусом, а именно - наличием широких прав по защите своих интересов. Некоторые ученые полагают, что в данном случае следователь имеет дело с двумя комплексами признаков: фактическими, характеризующими человека как личность, и юридическими, которыми указанные участники процесса наделяются в целях обеспечения условий реализации уголовной ответственности и осуществления правосудия. Фактические свойства - это сугубо индивидуальные элементы структуры личности. Они существовали до преступления, в период его совершения и в большинстве своем сохраняются на момент предъявления обвинения. Юридические свойства появляются в связи с предъявлением человеку обвинения в совершении преступления. Они могут определенным образом влиять на проявление фактических свойств и даже изменить некоторые из них.

Некоторые обвиняемые требуют особого подхода в процессе изучения их личности. Например, лица, страдающие психическими заболеваниями, не исключающими вменяемость. Следователю необходимо учитывать чрезвычайную сложность установления и поддержания психологического контакта, а также невозможность использования некоторых распространенных тактических приемов в отношении таких лиц. В ходе расследования дел о преступлениях, совершенных лицами, имеющими психические расстройства или заболевания, следователь вынужден обращаться за помощью к специалистам - психологам и психиатрам, личностные особенности которых тоже нуждаются в изучении, так как могут повлиять на эффективность взаимодействия.

Пристальное внимание должно уделяться изучению личности обвиняемого (подозреваемых и обвиняемых) по делам о групповых преступлениях. Тактика расследования указанной категории дел основывается на данных о структуре группы, ролевых функциях ее отдельных участников и умелом использовании разногласий между ними. Эту информацию можно получить, тщательно изучив личность каждого обвиняемого, но не изолированно, а в сопоставлении с остальными, уделяя особое внимание наличию преступного опыта, волевым и эмоциональным свойствам личности и т.п.

Параллельно с исследованиями личности преступника криминалисты В.В. Вандышев, Е.Е. Центров, А.А. Закатов, Д.А. Турчин, В.И. Шиканов и др. достаточно активно работали над криминалистическими проблемами изучения личности жертвы (потерпевшего).

Данные о личности типичного потерпевшего являются важным элементом криминалистической характеристики различных видов (групп) преступлений. Сведения, полученные от конкретного участника процесса, используются при построении следственных версий по делу, планировании первоначального и последующих этапов расследования, производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В силу дефицита объективной информации особое значение характеристика жертвы имеет на первоначальном этапе расследования.

По мнению Ю.В. Гаврилина и Н.Г. Шурухнова, информация о потерпевшем должна включать демографические данные, сведения о характере и объеме причиненного ему ущерба, физических, биологических и психологических особенностях потерпевшего, его образе жизни, заболеваниях, виктимности, уровне культуры, ценностных ориентирах, наличии связей и отношений с другими людьми. Данные о потерпевших и их поведении позволяют объяснить направленность и мотивы поведения преступника, его общие и индивидуальные качества.

Сегодня для установления характера связи между преступником и потерпевшим личность последнего изучается в не меньшем объеме, чем личность обвиняемого. Особое внимание уделяется диагностике психического состояния потерпевшего, возникшего вследствие преступного посягательства. Учитываются и те личностные качества, которые определяют позицию потерпевшего в ходе следствия (например, желание преувеличить размер причиненного ущерба либо приуменьшить его). Криминалистическое изучение личности потерпевшего призвано, с одной стороны, обеспечить решение задач по установлению механизма преступления, а с другой - стать основой целенаправленного использования тактических приемов по воздействию на него и других участников процесса.

В ряде научных трудов, опубликованных на рубеже веков, были подняты проблемы анализа личностных особенностей несовершеннолетних участников процесса (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших), затронуты криминалистические аспекты пенитенциарной преступности.

В последнее время достаточно активно обсуждаются вопросы криминалистического исследования личности свидетеля. Это закономерно. Проблемы тактики следственных действий, проводимых с участием свидетелей, невозможно решить без учета их личностных особенностей. Ведь в статусе таковых могут выступать малолетние и престарелые люди, ранее судимые и не привлекавшиеся к уголовной ответственности, занимающие активную жизненную позицию и асоциальные личности. Кроме того, свидетельские показания формируются под влиянием различных субъективных и объективных факторов, связанных как с индивидуальными свойствами самого свидетеля, так и с особенностями условий и обстоятельств, в которых происходило восприятие интересующей следствие информации. Это значит, что в процессе предварительного расследования у следователя возникает практическая необходимость изучения личности свидетеля.

Подлежат выявлению сведения, которые будут использованы для установления психологического контакта, а также те, которые характеризуют свидетеля как лицо, воспринимающее и передающее информацию. Должны быть объективно оценены возможности органов чувств, уровень развития речи, интеллект, жизненный опыт и другие важные характеристики личности свидетеля, на основе которых можно прогнозировать его поведение в ходе следствия (психологическая готовность давать показания, понимание своего гражданского долга и т.п.), включая возможную установку на дачу ложных показаний и ее мотивы.

К сожалению, на практике изучению личности свидетелей уделяется крайне мало внимания. Исключение составляют случаи назначения судебно-психологической экспертизы для установления способности свидетеля правильно воспринимать и воспроизводить имеющую значение для дела информацию.

Вопросы криминалистического изучения личности иных субъектов судопроизводства проработаны слабо. Между тем благодаря усилиям ученых и практиков набирает обороты в своем развитии криминалистическая адвокатология, объектом которой является деятельность адвоката - защитника по уголовным делам. Разработчик концепции криминалистической адвокатологии О.Я. Баев полагает, что деятельность защитника по уголовному делу гносеологически близка к деятельности следователя и других лиц, осуществляющих уголовное преследование (в широком смысле этого понятия). При всей дискуссионности такого подхода к определению места и роли адвоката в борьбе с преступностью, позиция ученых несомненно заслуживает пристального внимания. Развитие адвокатологии предполагает многоаспектное изучение личности адвоката-защитника, прежде всего с позиций криминалистики.

Не менее актуален анализ личности носителей специальных знаний, участвующих в уголовном процессе в статусе эксперта и специалиста.

Как известно, в основе всякого субъективного права и субъективной обязанности лежат интересы личности. Поскольку носители специальных знаний не имеют собственных материально-правовых интересов в уголовном деле, стремление человека получить предусмотренное законом вознаграждение за исполнение возложенных на него обязанностей, оказавшись ключевым, может негативно сказаться (и на практике зачастую сказывается) на результатах действий, выполняемых им в качестве участника процесса.

Современная юриспруденция, насколько возможно, стремится учитывать целостность человеческой личности. Вместе с тем типизация общественных отношений, предопределяя необходимость деления права на отрасли и институты, далеко не всегда позволяет на уровне отраслевого законодательства в полной мере отразить значение данного фактора. За редким исключением, например в части дееспособности, возраста участников судопроизводства, учет их личностных особенностей не вписывается в рамки уголовно-процессуального регулирования. Исходя из того, что экспертом или специалистом может стать любой человек, обладающий специальными знаниями, процессуальное право оставляет без внимания вопрос о его личности, в том числе - способности квалифицированно применять на практике имеющиеся знания, навыки и умения. Постулируя, что эксперт или специалист - это носитель специальных знаний, законодатель не уделяет должного внимания производному характеру их процессуальных функций от профессиональных составляющих деятельности субъекта, вовлекаемого в судопроизводство.

Причины такого подхода очевидны. Появление фигуры эксперта в уголовном судопроизводстве было обусловлено необходимостью использования специальных знаний для уяснения вопросов, возникающих при расследовании преступлений и осуществлении правосудия по уголовным делам. Поскольку функция эксперта не изменилась, носители специальных знаний с точки зрения процессуального права, несмотря на научно-технический прогресс, расширение информационных потоков, социально-экономические и прочие преобразования, до сих пор воспринимаются в качестве "помощников", оказывающих посильное содействие правоприменителям в решении стоящих перед ними задач.

Очевидно, что каждый из участников процесса, осуществляя свои функции, вносит важный вклад в реализацию назначения судопроизводства. Благодаря использованию результатов криминалистического изучения личности при разрешении проблемных ситуаций в сфере противодействия преступности можно повысить эффективность российского правосудия.

 

§ 2. Понятие и структура криминалистического учения

о личности

 

Под криминалистическим изучением личности понимается установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики.

По мнению М.В. Савельевой и А.Б. Смушкина, "криминалистическое изучение личности можно определить как деятельность, направленную на получение и анализ информации, содержащей сведения о биографических, антропометрических, психологических и иных данных, характеризующих личность, имеющую отношение к расследуемому событию". Изучение внешнего облика человека позволяет решить ряд идентификационных задач. Психологические особенности личности имеют значение для решения тактических задач следствия. Изучение механизма совершения преступлений, причин и условий, которые подтолкнули человека к совершению преступления, способствуют решению задач превентивного характера.

Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов и С.В. Маликов видят в изучении личности обвиняемого и иных участников процесса расследования преступления деятельность следователя, прокурора, суда, направленную на получение сведений, характеризующих участников процесса и имеющих значение для правильной квалификации преступления, для выбора оптимальных приемов при проведении следственных действий, а также для решения иных задач уголовного судопроизводства. Криминалистическое изучение личности предполагает возможность создания наиболее благоприятных следственных ситуаций, позволяющих следователю принимать оптимальные тактические решения. Объем криминалистического изучения личности определяется необходимостью получения сведений, направленных на установление состава преступления, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Как полагает Е.П. Ищенко, в современных условиях речь должна идти о криминалистической антропоскопии - теории, охватывающей все направления изучения свойств человека: криминалистическую гомологию, криминалистическую гомеоскопию, криминалистическую габитоскопию, криминалистическую гомобиоскопию.

В свое время под криминалистической гомологией В.А. Образцов понимал всю систему знаний:

1) о человеке как следообразующем и следовоспринимающем объекте - носителе информации, имеющей значение для решения правовых и криминалистических задач;

2) о средствах, приемах, методах, технологии установления данного носителя информации и его изучения;

3) о средствах, приемах, методах, технологии собирания, анализа, накопления, передачи и использования информации, содержащейся в памяти ее носителей, а также в материально фиксированных следах на теле, одежде, других сопутствующих вещах и объектах, с которыми носитель взаимодействовал, реализуя свою активность в рамках познаваемых в уголовном судопроизводстве событий.

Полагая, что криминалистическая гомология выступает в качестве определяющего, базового звена общей системы криминалистического "человековедения" и "следоведения", органично соединяя в себе эти магистральные направления научного и практического познания, В.А. Образцов фактически писал о криминалистическом изучении личности в целом.

Сегодня криминалистическую гомологию можно ограничить тем, что связано с деятельностью и поведением субъекта, но не охватывается изучением в рамках гомеоскопии, габитоскопии и гомобиоскопии.

В психологии категории "деятельность", "поведение", "общение" рассматриваются во взаимосвязи. В свое время С.Л. Рубинштейн, а затем и его последователи акцентировали внимание на поведенческом аспекте деятельности с той точки зрения, что категория "поведение" наилучшим образом позволяет раскрыть нравственную сторону деятельности человека.

В качестве средств межличностного общения используются различные знаковые системы - не только речь, но и оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь и т.д.), пространственно-временные системы организации общения, "контакт глазами". В зависимости от того, какие средства общения оказываются задействованными, различают два вида общения: вербальное, осуществляемое при помощи языковых средств, и невербальное, осуществляемое за счет использования несловесных знаковых систем. Значительная часть полезной информации передается по невербальным каналам общения. Поэтому, помимо тщательного анализа речевой информации, поступающей от участников процесса, необходимо следить за их поведением.

К ведению криминалистической гомологии также следует отнести изучение навыков и привычек человека. Как верно указывает В.Н. Чулахов, переход некоторых действий на уровень навыков и привычек происходит у человека постоянно, иногда даже помимо его воли, что обусловлено закономерностями высшей нервной деятельности. Поэтому многие аспекты поведения людей и человеческой деятельности, в том числе противоправной, определяются сформировавшимися навыками и привычками, которые нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений. Ряд преступлений (фальшивомонетничество, незаконное изготовление оружия, кража чужого имущества и др.) совершаются преступниками, обладающими определенными профессиональными или преступными навыками, позволяющими им с помощью различных инструментов и приспособлений изготавливать поддельные государственные казначейские билеты, ценные бумаги, другие документы и предметы, взламывать запирающие устройства или хранилища. Выявление по следовой картине возможных навыков и привычек преступника позволяет правильно построить следственные версии, быстро и объективно проверить их, получить необходимые доказательства.

Анализ навыков и привычек человека достаточно часто опирается на исследование материальных объектов. В этом аспекте криминалистическая гомология тесно соприкасается с криминалистической гомеоскопией, разделом трасологии, в рамках которого изучаются следы человека в целях получения криминалистически значимой информации о субъекте, их оставившем, его действиях, а также о действиях в отношении его, приведших к образованию следов. Гомеоскопия нацелена на решение задач, связанных с установлением родовой (групповой) принадлежности объектов; индивидуальной идентификацией объектов по признакам, отобразившимся в материальных следах; получением информации об отдельных особенностях объектов, оставивших следы; определением механизма образования следов и сопряженных с ним обстоятельств расследуемого преступления. В ряде случаев криминалистический анализ следов позволяет выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, что облегчает разработку профилактических мероприятий.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека - габитоскопия - является самостоятельной отраслью криминалистической техники и в качестве раздела криминалистической антропоскопии может рассматриваться с известной долей условности. Дело в том что в медицинских словарях под антропоскопией понимается совокупность методических приемов описания особенностей строения тела человека, основанная на оценке в баллах степени выраженности отдельных признаков. С этой точки зрения антропоскопия может считаться частью габитоскопии.

Внешний облик человека неповторим (индивидуален). Признаки внешности характеризуются относительной устойчивостью. Объекты при взаимодействии в определенных условиях способны отображать внешнее строение друг друга. Все это позволяет ученым и практикам изучать закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывать технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования информации о внешнем облике при расследовании преступлений.

На рубеже тысячелетий получила развитие криминалистическая биоскопия - система научного знания о функционирующих в уголовном процессе объектах биологического характера, а также о средствах, методах, приемах, методиках обнаружения, фиксации, осмотра, изъятия, исследования данных объектов, использования полученной информации для решения правовых и криминалистических задач при выявлении, расследовании преступлений и судебном разбирательстве по уголовным делам.

По мнению некоторых ученых (Е.П. Ищенко, В.А. Мамурков, В.А. Образцов и др.), значимость исследования живых лиц, трупов людей и происходящих от них биологических объектов позволяет выделить в криминалистической биоскопии две подсистемы теоретического и прикладного знания:

1) криминалистическую гомобиоскопию (учение о человеке и происходящих от него биологических объектах);

2) другие виды криминалистической биоскопии, не связанные с изучением человека и происходящих от него объектов биологической природы.

Опираясь на биологию и медицину, криминалистическая гомобиоскопия возникла в силу интеграции и дифференциации наук на стыке криминалистики и судебной медицины. Ее главная особенность состоит в том, что она изучает человека с позиции познания его биологических характеристик, свойств, особенностей, признаков, следов. Человек рассматривается не как личность, но как биологическая система, носитель информации биологической природы, а также источник следов и других объектов биологического происхождения.

 

§ 3. Задачи криминалистического изучения личности

 

В литературе по криминалистике структура свойств личности описывается по-разному, но всегда в виде различного рода систем, охватывающих, в частности:

а) находящиеся в интегральном единстве относительно постоянные социальные, биологические, психологические свойства человека (Т.В. Аверьянова, Т.С. Волчецкая, В.А. Жбанков, А.М. Зинин и др.);

б) физические, биологические и социальные свойства (А.М. Кустов);

в) относительно постоянные социальные, психические, психологические, соматические, сопутствующие свойства и признаки человека (Г.И. Поврезнюк);

г) врожденные и приобретенные свойства и признаки внешнего и внутреннего строения человеческого организма, его физиологических и психических свойств, социальных характеристик личности (В.А. Снетков).

Объем изучения личности при расследовании и профилактике преступлений зависит от конкретных целей и процессуальных возможностей правоприменителей.

Цели определяются с учетом стадии производства по делу и процессуального статуса субъекта, личность которого подлежит изучению. Возможности правоприменителя зависят не только от стадии судопроизводства и статуса участника процесса, но и от содержания функций, реализуемых лицом, несущим бремя доказывания, а также наличия у него необходимых технических средств и навыков их применения при изучении личности. Немаловажное значение имеет характер следственной ситуации, складывающейся в ходе расследования.

Криминалистические задачи, решение которых базируется на использовании информации о свойствах человека, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это те задачи, которые связаны с идентификацией субъекта (как живого лица, так и трупа). Речь идет об установлении личности неизвестного преступника, неизвестной жертвы преступления, а также установлении причастности известных лиц к расследуемому уголовно-релевантному событию.

Во-вторых, задачи по изучению свойств человека в целях определения механизма преступления (детализации обстоятельств события).

В-третьих, задачи по выбору оптимальной линии поведения лиц, ведущих производство по делу, с учетом их взаимодействия с другими участниками расследования. Эта задача связана с необходимостью при обнаружении, сборе и исследовании информации о преступлении учитывать свойства, состояния и поведение лиц, способных негативно или позитивно влиять на данный процесс. В круг таких лиц входят не только подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, но и свидетель, эксперт, специалист, понятые и прочие участники уголовного судопроизводства.

Самостоятельную группу образуют задачи, связанные с изучением личности в целях разработки и реализации мер криминалистической профилактики.

Из всего многообразия задач, разрешаемых на основе информации о личности, дополнительно можно выделить тактические (общего и локального уровня), когда информация о личности используется в качестве вспомогательной. Обособление данной группы задач также связано с субъективным влиянием на их решение со стороны следователя.

К общим тактическим задачам относятся:

- установление очередности проведения следственных действий (например, определение последовательности допросов членов организованной преступной группы);

- определение места, времени и условий проведения следственного действия (например, с учетом эмоционального состояния опознающего);

- выбор участников следственного действия (например, привлечение переводчика, владеющего специальной терминологией);

- установление и поддержание психологического контакта с участниками процесса (и даже шире - с лицами, привлекаемыми к расследованию), включая принятие мер по нейтрализации конфликтов;

- прогнозирование линии поведения участников процесса в ходе расследования.

В качестве тактических задач локального уровня рассматривают:

- распределение обязанностей между участниками следственного действия;

- прогнозирование поведения участников конкретного следственного действия;

- выбор тактических приемов целенаправленного воздействия на конкретного участника следственного действия (например, комплекс тактических приемов по разоблачению лжи в показаниях допрашиваемого).

Изучение личности проводится на всех стадиях уголовного судопроизводства. Изучение личности в ходе судебного разбирательства помогает решению тех же вопросов, которые возникают при предварительном расследовании. Однако, помимо проблем судебного следствия, правоприменители сталкиваются с необходимостью принятия судебного решения, непосредственно затрагивающего права и свободы не только подсудимого, но и других участников процесса. Судьи возвращаются к изучению личности и при решении вопроса об отмене или изменении приговора, рассмотрении ходатайств о снятии судимости и т.д. Эти аспекты в рамках криминалистического изучения личности пока не исследованы.

Развитие целостной криминалистической теории изучения личности в определенной мере осложняется ввиду отсутствия в юриспруденции универсальных определений категорий "человек" и "личность". Они не разграничиваются даже в законодательстве. Изложенное свидетельствует об актуальности междисциплинарных исследований категории "личность" в юриспруденции.

 

Основная литература по теме

 

1. Криминалистика: Учебник для магистратуры / Под общ. ред. И.В. Александрова. М., 2015.

2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб., 2009.

3. Малыхина Н.И. Лицо, совершившее преступление, как объект изучения в криминалистике. Саратов, 2012.

4. Образцов В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2006.

5. Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека. М., 2007.


 

2. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ

ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ

 

§ 1. Криминалистически значимая информация о личности:

содержание и принципы получения

 

Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений направлена на изучение обстоятельств, образующих преступное деяние либо связанных с ним, путем выявления, фиксации, накопления, анализа и использования информации, отражающей те или иные стороны исследуемого события.

Понятие информации (от лат. "разъяснение", "изложение") вошло в юридическую литературу в середине 60-х гг. прошлого века. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В широком смысле слова под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством.

В практике противодействия преступности используется понятие "криминалистически значимая информация". Это любого рода сведения, получаемые процессуальным и непроцессуальным путем в ходе расследования преступления, которые могут быть доказательствами по делу либо могут способствовать получению доказательств и принятию мер для предупреждения и пресечения преступлений.

Криминалистически значимую информацию принято делить на доказательственную, ориентирующую и вспомогательную.

Доказательственная информация ложится в основу всех процессуально значимых решений, принимаемых по делу, и только на нее опирается суд при вынесении приговора. Однако при всей значимости доказательственной информации процесс познания в уголовном судопроизводстве не ограничивается ее добыванием и использованием. В ходе расследования преступления доказательственная информация далеко не сразу может быть получена в полном объеме и, что называется, в чистом виде. Наряду с доказательственной, правоприменители собирают и анализируют различные виды ориентирующей информации.

По мнению Р.С. Белкина и А.И. Винберга (предложивших сам термин "ориентирующая информация"), речь идет об иной информации, позволяющей лицам, ведущим следствие по делу, ориентироваться в явлениях и фактах, связанных с преступлением, но не входящих в предмет доказывания. Такого рода сведения могут помочь в обнаружении объектов - носителей доказательственной информации, способствовать правильной оценке и прогнозированию поведения участников процесса, а также уяснению иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Ориентирующая информация поступает к сотрудникам правоохранительных органов из разных источников и по различным каналам. В первую очередь это данные, полученные в ходе оперативной разработки следственных версий, по ряду причин не нашедшие документального отражения. Сведения ориентирующего характера могут быть почерпнуты должностными лицами при общении с очевидцами преступления и другими гражданами, располагающими искомой информацией. Ориентирующими являются сведения, обнародованные в средствах массовой информация, слухи, мнения, распространившиеся среди населения в связи с совершением преступления, и т.п. Первоначально появившись как "ориентирующая", такого рода информация после проверки может приобрести статус доказательственной, если окажется, что она прямо или косвенно связана с отражением познаваемого события.

Если криминалистически значимая информация не связана с отражением расследуемого преступления непосредственно, она считается вспомогательной. Эта информация необходима для организации процесса собирания, оценки и использования доказательственной и ориентирующей информации.

Информация о личности может быть и доказательственной, и ориентирующей, и вспомогательной. К примеру, заключение эксперта по результатам идентификационного исследования следов рук, оставленных преступником на месте происшествия, является доказательством. Со слов очевидцев преступления рисованный портрет подозреваемого может быть использован при проведении оперативно-разыскных мероприятий в целях получения информации о местонахождении предполагаемого преступника. Данные о взаимоотношениях в семье несовершеннолетнего, вовлеченного в преступную деятельность, помогают следователю выстроить тактику общения с ним при проведении следственных действий.

По содержанию сведения о личности можно разделить на несколько групп.

1. Биографические данные: а) анкетные данные (фамилия, имя, отчество, год, месяц, число и место рождения, место жительства, образование, место и стаж работы, семейное положение и т.д.); б) сведения об условиях развития (информация о родителях и других близких родственниках, условиях и обстоятельствах воспитания и т.д.).

2. Биологические характеристики (размеры тела, его структурно-механические свойства, биохимические особенности и т.п.).

3. Описание психологических свойств личности (темперамент, характер, способности и пр.).

4. Сведения о состоянии здоровья (общее состояние здоровья, заболевания, патологии, физические или психические недостатки и т.п.).

5. Сведения о материальном положении (доходы, жилищные условия, наличие иждивенцев и т.п.).

6. Социально-бытовая характеристика (информация об образе жизни и круге знакомств, отношениях с членами семьи, соседями и т.п.).

7. Социально-производственная характеристика (род занятий, отношение к труду или учебе, специфика взаимоотношений в трудовом коллективе и профессиональной среде, наличие взысканий и поощрений и т.п.).

8. В современных условиях особое значение может иметь социально-политическая характеристика личности (информация о членстве в какой-либо политической партии, участии в вооруженных конфликтах, общественной активности, наградах и т.д.).

9. Отношение к содеянному следует выяснять независимо от процессуального статуса личности, но с учетом его специфики.

Общая для всех информационных процессов структура при получении криминалистически значимой информации о личности проявляется во взаимодействии трех элементов:

1) системы, от которой исходит информация (в качестве таковой выступает сложная динамическая система - процесс совершения преступления и связанные с ним обстоятельства);

2) системы, получающей информацию (речь идет о субъекте доказывания как специально уполномоченном лице, которому в соответствии с законом предоставлено право или предписана обязанность участия в процессе доказывания);

3) носителя информации, соединяющего первые две системы (субъекта или материального объекта, участвовавших во взаимодействии в ходе преступления).

В ходе изучения личности при расследовании преступлений необходимо придерживаться определенных принципов, основными из которых являются следующие.

1. Целенаправленность. Определив круг лиц, сведения о личности которых могут иметь значение для дела, следователю необходимо конкретизировать цель, задачи, объем и пределы изучения свойств каждого человека, включенного в список, избрать методы получения информативного материала.

2. Взаимосвязанность. Личность должна изучаться с учетом всего многообразия межличностных связей и взаимодействий в рамках той или иной социальной группы (семья, производственный коллектив, неформальное объединение и пр.), в процессе деятельности. Только анализ деятельности позволяет объективно судить о профессиональных, нравственных и других качествах личности.

3. Динамичность предполагает сопоставление данных о личности за разные периоды жизни (деятельности). При этом следует помнить о принципах работы с источниками сведений - историческом и логическом, чтобы выявить общие тенденции в процессе формирования личности. Должна быть получена информация об условиях развития человека (воспитание, образование и т.д.) и жизни в настоящее время, о его поведении, действиях в различных условиях и ситуациях и т.п.

4. Объективность заставляет рассматривать любые сведения, полученные при однократном применении метода, только как версию о возможном наличии тех или иных качеств личности, нуждающуюся в проверке.

5. Комплексность требует обязательного сопоставления, анализа и синтеза всех полученных данных об изучаемой личности.

6. Планомерность. Изучение личности во всех случаях должно осуществляться по четкому, заранее разработанному плану. План должен предусматривать цель и задачи (в виде конкретных вопросов, подлежащих выяснению), методы изучения личности, средства проверки полученных данных.

Планирование деятельности по изучению личности начинается с уяснения характера необходимой информации. Затем следует определить ее источники, методы и средства получения информации. План составляется с учетом обстоятельств дела и роли субъекта как участника уголовного процесса. В него включают все следственные и судебные действия, оперативно-разыскные мероприятия с такой конкретизацией, чтобы в итоге могли быть получены все искомые сведения о личности. Планирование также предполагает составление характеристики как результата изучения личности.

Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений подразумевает собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной, ориентирующей и вспомогательной информации в целях принятия оптимальных для данной следственной ситуации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и тактических решений, а также для обеспечения эффективного взаимодействия с экспертными учреждениями (подразделениями) и органами дознания.

Установление лица, совершившего преступление, невозможно без информационно-аналитической работы. По каждому уголовному делу проводится комплекс следственных действий, организационных, оперативно-разыскных и поисковых мероприятий по сбору, оценке, исследованию и использованию информации о совершивших преступления субъектах и других лицах, вовлеченных в исследуемые события. Успех этой деятельности во многом зависит от знания следователями, оперативными работниками:

а) информативных свойств личности совершившего преступление, а также других участников процесса;

б) особенностей отображения свойств личности в результате взаимодействия субъекта с объектами и другими субъектами при совершении преступления, до и после него;

в) системы следов, возникающих при совершении преступления, а также иных источников, содержащих личностную информацию;

г) особенностей оценки информации о личности, в первую очередь тех, кто подозревается в совершении преступления;

д) специфики построения модели личности преступника и ее использования в целях его поиска, задержания и изобличения.

 

§ 2. Источники информации о свойствах личности

 

Категория отражения в теории познания характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить некоторые их особенности в своих изменениях. Применительно к криминалистике речь идет об изменениях, неизбежно происходящих в окружающей среде в связи с совершением преступления.

Изменения в неживой природе как форма отражения преступления проявляются в виде материально фиксированных следов (отпечатков, оттисков) отдельных особенностей (чаще всего внешнего строения) взаимодействовавших объектов или их частей: повреждения, разрушения, деформации объектов и т.д. Отражение преступления в живой природе (применительно к жизнедеятельности человека) происходит в виде образов события и обстоятельств преступления, формирующихся в памяти людей. Отсюда традиционное для криминалистики разграничение следов на материальные и идеальные.

Поскольку информация не может существовать без материальной основы, оперируя термином "идеальные следы", надо понимать, что, с одной стороны, речь идет об информации о преступлении (содержании запечатленных в памяти человека образов), а с другой - о специфической форме ее кодирования в процессе психического отражения. В криминалистике понятие "идеальные следы" является собирательным и не учитывает принятое в психологии деление памяти на виды: моторную (память на действия), эмоциональную (память на чувства), образную (зрительная, слуховая и т.д.), словесно-логическую.

Схематично процесс формирования идеальных следов (с известной долей условности) можно охарактеризовать так: информация, поступающая из окружающей среды, сначала обрабатывается системами сенсорной памяти, затем переводится в систему кратковременной памяти и далее фиксируется в памяти долговременной.

Описанная "сенсорная модель" была предложена в конце 60-х гг. прошлого столетия и, несмотря на значительную модификацию, до сих пор находит поддержку у большинства психологов и психофизиологов. Однако ведущие специалисты в области исследования памяти отмечают, что процесс поступления информации из окружающей среды в долговременную память не следует упрощать. Существует множество свидетельств в пользу того, что имеет место движение информации в обоих направлениях. Наши знания о мире, хранящиеся в долговременной памяти, могут влиять на фокус нашего внимания, который, в свою очередь, определяет, какая именно информация поступает в сенсорные системы памяти, как она обрабатывается и запоминается ли после этого.

Человек воспринимает не внешний мир как таковой, а информацию о событиях и явлениях, имеющих место в этом мире. Это значит, что сенсорные системы являются не пассивными передатчиками, а активными преобразователями поступающей информации, обеспечивая ее переработку в полном соответствии с теми или иными потребностями индивида, имеющимися в данный момент при данных обстоятельствах.

При взаимодействии субъектов и объектов, так или иначе связанных с преступной деятельностью, происходит отражение информации о свойствах личности будущих участников процесса. В качестве источников информации о личности принято выделять:

а) материальные и идеальные следы, образовавшиеся во время подготовки, совершения и сокрытия преступления;

б) материальные объекты и идеальные образы, возникшие вне связи с преступлением в ходе жизнедеятельности участников процесса и иных лиц, вовлеченных в орбиту расследования;

в) базы данных, формируемые в рамках криминалистической регистрации.

Особое место занимает обобщенная практика расследования и судебного рассмотрения различных категорий уголовных дел, а также результаты оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по отдельным преступлениям, аналитические материалы об оперативной обстановке в том или ином регионе, наличии, численности и структуре организованных преступных групп и сообществ, методах их деятельности и тому подобные сведения.

Определенным образом организованная совокупность данных, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности при решении задач по раскрытию и расследованию преступлений, именуется информационной базой.

Информационная база криминалистического установления и изучения личности охватывает два блока данных:

1) совокупность имеющейся по уголовному делу доказательственной, ориентирующей и вспомогательной информации (фактическая база);

2) систему представлений, сформировавшихся в результате изучения и обобщения сведений о преступлениях определенного вида или группы (теоретическая база).

Фактическая база - это исходные данные, известные к моменту возбуждения уголовного дела и установленные при производстве неотложных следственных действий (процессуальные источники), а также в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий (непроцессуальные источники).

Теоретическая база опирается на систему криминалистической регистрации объектов - носителей криминалистически значимой информации, используемой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

 

§ 3. Общая характеристика методов получения информации

о личности

 

В силу уникальности каждой личности необходимость ее изучения при производстве по делу ставит перед следователем проблему выбора наиболее эффективных методов и методик, с учетом уголовно-правовой и криминалистической характеристик преступления, состава участников, специфики следственных ситуаций, а также множества других объективных и субъективных факторов.

В широком смысле слова метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи: совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Система предписаний (категорических или альтернативных), регламентирующих выбор и порядок применения в определенной последовательности и в определенных (существующих или создаваемых) условиях способов и средств решения конкретных задач, именуется методикой.

Сами по себе методы получения информации о личности чрезвычайно разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Так, по степени универсальности научного обоснования выделяют универсальные, специфические, адаптированные методы. Универсальными считаются общенаучные методы (наблюдение, сравнение, эксперимент и др.). К специфическим относятся те, что характерны для конкретной науки (например, социологические, психологические, антропологические). Адаптированные методы представляют собой способы и приемы, заимствованные из других наук, но не целиком, а лишь в той степени, в которой это необходимо для решения криминалистических задач (примером может служить метод реконструкции лица по черепу).

Применительно к процессу раскрытия и расследования преступлений методы подразделяются на используемые: а) до возбуждения уголовного дела; б) на этапе предварительного расследования; в) в ходе судебного производства; г) при осуществлении оперативно-разыскной деятельности; д) в судебно-экспертной деятельности.

По отношению к объекту исследования методы делятся на прямые и опосредованные, когда получение данных о личности происходит в процессе общения либо без непосредственного контакта с человеком. К прямым методам изучения личности можно отнести наблюдение, когда, к примеру, в ходе допроса на стадии свободного рассказа человек проявляет свои свойства, или интервьюирование - метод, характерный для вопросно-ответной стадии допроса. В число опосредованных входят опрос третьих лиц (например, родственников участника процесса), изучение документов, метод обобщения независимых характеристик и многие другие.

В зависимости от условий восприятия информации о личности можно выделить органолептические и инструментальные методы. Органолептическими являются все чувственно-рациональные методы, эффективность использования которых во многом зависит от функциональности сенсорных систем человека. Применение технических средств при этом носит вспомогательный характер. Иначе обстоит дело с использованием инструментальных методов. Расширяя возможности человеческого восприятия, инструментальные методы позволяют снизить уровень субъективизма при получении и оценке данных, на которых базируются результаты исследования.

Изучение личности в криминалистике осуществляется с помощью системы методов и средств получения информации о свойствах человека, в рамках которой можно выделить:

1) собственно криминалистические средства и технологии, преимущественно технико-криминалистические. Их сущность и специфика достаточно подробно описываются в разделе "Криминалистическая техника". Трасология, габитоскопия, ряд других отраслей ориентированы на выработку приемов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования криминалистически значимой информации о лицах, так или иначе связанных с событием преступления;

2) использование достижений психологии правоприменителями самостоятельно (преимущественно посредством рекомендаций криминалистической тактики) либо за счет вовлечения в судопроизводство носителей соответствующих специальных знаний;

3) методы других наук, применение которых, как правило, связано с привлечением специалистов и экспертов к расследованию. Особенности использования такого рода методов могут освещаться в криминалистической технике как разделе науки криминалистики (яркий пример - автороведческие и фоноскопические исследования). Но чаще всего информацию о них правоприменители получают при освоении знаний из иных областей - судебной медицины, судебной психиатрии, этики и т.д.

Очевидно, что при расследовании преступлений получение сведений о личности невозможно без использования методов общей, социальной, юридической психологии, приспособленных к условиям процессуальной деятельности: наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, тестирования и др. Особенность психологических методов изучения личности заключается в том, что они должны применяться в совокупности. Лишь при соблюдении данного принципа гарантируется получение достоверной информации о личности с учетом оценки значимости ее характеристик для достижения целей расследования.

Одним из самых распространенных и эффективных методов познавательной деятельности является наблюдение, под которым понимается целенаправленное, планомерное восприятие познаваемого объекта с целью изучения за счет выделения и оценки присущих ему свойств и характеризующих их признаков. От сферы применения гносеологическая и психологическая природа наблюдения не зависят, хотя при использовании в каждом конкретном случае (в науке и на практике) оно приобретает свою специфику, обусловленную изменением субъекта, объекта познания, целей и условий наблюдения.

Признаки внешности, поведение участников процесса, проявления переживаемых ими эмоций и т.д. являются высокоинформативными объектами криминалистического наблюдения, идет ли речь о преступнике (его внешнем облике, социально-психологических качествах личности, особенностях речи, мимике и т.п.) или же об иных лицах, передающих сведения об обстоятельствах случившегося (соучастниках, свидетелях и пр.), а также участвующих в процессуальных действиях, оперативно-разыскных и организационных мероприятиях по долгу службы.

Получение информации о личности требует так называемого произвольного (преднамеренного) внимания, целью которого является не просто визуальная фиксация признаков внешности и особенностей поведения человека, а анализ их информационной сущности, обнаружение связи между внешними проявлениями и подлинным эмоциональным состоянием человека. Результатом наблюдения, утратившего целенаправленность, может стать хаотичный набор сведений (как относящихся, так и не относящихся к делу), оценить криминалистическое и процессуальное значение которых будет весьма затруднительно. Не случайно эффективность наблюдения, как любой иной деятельности, существенно возрастает, когда оно проводится в соответствии с предварительно разработанной программой (планом).

Учитывая особенности человеческого восприятия, действующего по принципу от общего к частному, ученые разработали примерный алгоритм изучения человека способами визуальной психодиагностики, выделив основные параметры и дополнительные (уточняющие) данные, которые подлежат оценке в ходе наблюдения.

К основным параметрам относятся: половозрастные особенности, включая общее впечатление о пройденном жизненном пути; тип телосложения; специфический человеческий тип; тип


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: