Российское народное инструментальное исполнительство

Состав народных инструментов очень широк и разнообразен, он имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Не раз народные музыкальные инструменты становились объектом глубокого изучения и анализа. Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструментоведении в качестве основы получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Согласно данной системе, музыкальные народные инструменты систематизированы В ЧЕТЫРЕ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ – ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ, КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ И ЯЗЫЧКОВЫЕ И УДАРНЫЕ.

Группа духовых инструментов также подразделяется на три подгруппы:

1. Флейтовая, к которой относятся свирель, сопель, кувиклы или кувички. Кувиклы

2. Язычковая, включающая жалейку, брелку, волынку.

3. Мундштучные, в которую входят разновидности рога и рожка.

Группа струнных народных инструментов включает также три подгруппы:

1. Щипковая, которая включает гусли, домру, балалайку, бандурку и семиструнную гитару.

2. Смычковая, в которую входит гудок (в некоторых регионах скрипка).

3. Фрикционная, включающая лиру колесную.

Группу клавишно-духовых и язычковых инструментов формируют три подгруппы:

1. Гармонь с ее разновидностями.

2. Баян и его модификации.

3. Аккордеон.

Группа ударных инструментов состоит из двух подгрупп:

1. Мембранная, к которой относятся бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.

2. Самозвучащая, включающая всевозможные виды ложек, трещоток, а также рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка, пастуший барабан).

Первые упоминания о народных инструментах относятся к догосударственной эпохе и упоминаются в работах античных историков. В летописях эпохи Киевской Руси также имеются свидетельства об использовании традиционных инструментов в княжеских дружинах, на пирах, народных праздниках. Изображения музыкантов, играющих на народных инструментах, находим и на стенах Софийского собора в Киеве.

В повествованиях о военных походах русичей также есть описания народных инструментов. В ратных дружинах применялись всевозможные духовые инструменты: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в дружинах воинов выполняли множества ударных инструментов, среди которых било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, близкий по конструкции к металлофону), всевозможные ратные бубны, накры, набат и др.

Традиционно широкое распространение народные инструменты имели в среде скоморохов – многофункциональных оседлых и бродячих артистов, в числе которых постепенно сформировалась когорта первых русских профессиональных музыкантов-исполнителей на народных инструментах, служивших при княжеских и царских дворах. С их творчеством связаны как первые шаги, так и последующий путь развития народного музыкального искусства. В процессе ярмарочных увеселений, всевозможных гуляний, в профессиональной деятельности пастухов, в повседневном быту наряду с духовыми и ударными инструментами (рожком, жалейкой, сопелью, свирелью, волынкой, бубном, колокольчиками, трещотками ложками и др.) использовались и разнообразные струнные инструменты. Среди них древнейшее происхождение имели гусли (впервые упоминаются около 591 г.), домра, гудок. Несколько позже, примерно в ХVII–XIX вв., стали распространяться балалайка, лира, бандурка и семиструнная гитара. В конце ХIХ в. появилось многочисленное семейство гармоник. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочих и оказали значительное влияние на развитие инструментального и вокального творчества народа.

Некоторые из указанных инструментов не получили широкого распространения и практически не дошли до нашего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: