I. Начальное общее и основное общее образование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начальное общее и основное общее образование Среднее (полное) общее образование


I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонен- та государственного стандарта общего образования и является основой для разработки ре- гиональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образователь- ных учреждений.

В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах диф- ференциации и вариативности.

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нор- мативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II-IV классов – 35-45 минут.

Федеральный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется обра- зовательным учреждением самостоятельно1.

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между феде- ральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компо- нентом образовательного учреждения:

федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов; компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.

Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) ком- понента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образова- ния и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регио- нального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреж- дения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факульта- тивов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным обра- зовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, биб- лиотеках, музеях.

В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонен- та образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофиль- ной подготовки обучающихся.

 
 

1 Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 («Собрание законодательства РФ», 26 марта 2001 г., № 13, с. 1252).


При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IX классы), «Техноло- гии» (V-IX классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время прове- дения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подго- товки.

 

Особенности федерального базисного учебного плана

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», рекомендуется использовать следующим образом:

в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета «Русский язык», не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета «Литературное чтение»;

в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основно- го общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета «Рус- ский язык», не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета «Литература».

Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета «Родной (не- русский) язык и литература», устанавливается субъектом Российской Федерации и/или самостоятельно образовательным учреждением.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II класса, увеличено общее ко- личество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объ- ем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содер- жание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», на- правленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV клас- сах в качестве учебного модуля и с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образователь- ного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреж- дения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведен- ных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количе- ство часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включа- ет содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика»,

«Экономика» и «Право».


Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, пере- вода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».

Учебный предмет «Искусство» изучается и в IX классе. Таким образом, преподава- ние данного учебного предмета стало непрерывным.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возмож- ностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образова- тельного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изу- чения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

На преподавание учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется отво- дить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонен- та, в исключительных случаях – из компонента образовательного учреждения.

 

 

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально- региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета

«География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неде- лю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется ис- пользовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

 

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендует- ся использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература». В I классе указанных учреждений допускается использова- ние учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Технология (Труд)» и/или

«Искусство», для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» с последующим (во II – IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента об- разовательного учреждения.


 

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для образовательных учреждений Российской Федерации НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
 
Русский язык          
Литературное чтение          
Родной язык и литература ** (132) (136) (102) (102) (472)
Иностранный язык          
Математика          
Окружающий мир (человек, природа, общество)          
Искусство (Музыка и ИЗО)          
Технология (Труд)          
Физическая культура          
 
Итого:          
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) * (132)        
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе * (660)        
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)          
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе          

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

 

(**) При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.


 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: