Самостоятельная работа

 

Коль скоро вы обрели независимость, могу дать вам лишь три рекомендации

в отношении временных факторов:

1) сначала экспериментируйте на уровне "пробирки", а уж потом в более

широком масштабе;

2) проводите эксперименты в соответствии с их логической

последовательностью;

3) "куйте железо, пока горячо".

 

1. Когда мы хотим доказать какой-либо факт, мы, естественно, горим

желанием сделать это как можно скорее, а этого можно достичь лишь путем

широкомасштабного эксперимента. Но так же как химик пробует провести реакцию

сначала в "пробирке", а уж потом в более крупных масштабах, так и биологу

следует провести предварительные эксперименты на небольшом количестве

животных, а уж потом переходить к статистически значимым экспериментальным

сериям. Строгое соблюдение этого простого правила - даже тогда, когда

сгораешь от нетерпения,- может в конечном счете сэкономить массу времени.

2. Порядок проведения экспериментов также чрезвычайно важен. Нет смысла

изучать одновременное действие трех агентов до того, как будет определено

действие каждого из них в отдельности. Нет смысла устанавливать, можно ли

вызвать некую биологическую реакцию у пяти или шести различных видов

животных, пока не будет со всей определенностью показано, что по крайней

мере у одного вида она имеет место. Ниже мы еще поговорим о порядке

проведения экспериментов, сейчас же я просто упоминаю об этом как о важном

факторе.

3. Едва ли стоит менять предмет исследований, пока он продолжает давать

интересные результаты. Работая над долгосрочными темами, такими, как стресс,

стероидная анестезия или кальцифилаксия, я часто испытывал искушение бросить

текущую тему и заняться неожиданно возникшей и крайне любопытной побочной

линией исследования. Но я старался устоять перед этим искушением и

впоследствии редко об этом сожалел. Когда долго трудишься на одной научной

ниве и приходит время жатвы, лучше всего начать сбор того урожая, который

уже подготовлен, а не начинать засеивать семенами новое поле.

 

 

В какое время дня?

 

 

Даже в течение одного и того же дня есть подходящее и неподходящее для

тех или иных дел время. Люди сильно различаются по своей трудоспособности в

утренние или вечерние часы, и эти индивидуальные различия в режиме дня

следует учитывать.

Я, к примеру, чувствую себя отдохнувшим, свежим и настроенным

оптимистически по утрам, с течением же дня становлюсь все более усталым и

теряю оптимизм. Если мне надо сделать что-либо, требующее от меня

значительной энергии и сосредоточенности (как, скажем, писание этих

заметок), я делаю это ранним утром, пока на работе никого нет и чувство

уверенности в себе еще не по кинуло меня. Другие занятия требуют меньших

индивидуальных усилий, но большего участия других людей. Поэтому основная

часть той работы, которая зависит от сотрудников в лабораториях или в

административных подразделениях, выполняется в официальное рабочее время -

от 9.00 до 17.00. Наконец, когда для такой работы у меня уже нет ни людей,

ни сил, я провожу последние час-два своего рабочего дня за микроскопом.

Изучение гистологических срезов не требует ни большой энергии, ни чувства

уверенности в себе, ни напряжения мысли, да и помощь с чьей-либо стороны мне

тоже не нужна. Подобный наиболее пассивный вид занятий - вроде пассивного

чтения книг, которым я развлекаюсь после обеда,- помогает мне расслабиться

по окончании рабочего дня.

 

 

ТИПИЧНЫЙ ДЕНЬ.

 

Если уж мне суждено сыграть роль подопытной морской свинки пои анализе

распорядка дня ученого, я бы выбрал наугад один из своих типичных рабочих

дней.

4.30 утра. Частичное пробуждение. Тридцать минут беседы (о

кальцифилаксии) между сознательным и подсознательным "Я".

5.00. Полное пробуждение. Соскок с постели. Зарядка (эспандер,

приседания, отжимания, велотренажер). Бритье. Ледяной душ. Целую на прощанье

жену и детей - они в это время, не просыпаясь, издают неразборчивые звуки.

Готовлю на кухне завтрак и съедаю его.

6.00. С трудом прохожу два квартала сквозь густой снегопад до гаража.

Еду на машине в институт.

6.20. Пара минут дружеского ворчания о погоде и политике с ночным

сторожем. Поднимаюсь в кабинет. Закуриваю первую трубку.

6.30. Диктую на магнитофон черновой текст для будущей книги "Тучные

клетки", а потом - эти заметки.

8.30 Как обычно, излучая бодрость и энергию, появляется заведующая

секретариатом г-жа Стауб, чтобы обсудить повестку дня: считка рукописи,

организация поездки с лекциями по Европе, ответы на письма, подготовка

именного указателя для книги о тучных клетках, финансовые вопросы - оплата

ремонта автомашины и обучения детей.

8.40. Диктую текст для книги "Тучные клетки".

9.00. Шум в коридоре - приходят все сотрудники. Мисс Сент-Обен приносит

распечатанную почту. Она уже отделила все письма, на которые будут посланы

стандартные ответы (пациентам, которые не знают, что я не практикую;

старшеклассникам, которые просят о немыслимой помощи в связи с их школьными

рефератами по стрессу; изобретателям, предлагающим для продажи лекарства от

рака), а также письма, на которые ответят другие сотрудники (администратор,

библиотекарь, сотрудники редакционного отдела, заведующий аспирантурой,

снабженец). Как всегда, я отвечаю на свою личную и научную корреспонденцию

сразу же, хотя и пользуюсь, насколько возможно, заранее подготовленными

образцами ответов (принятие или отклонение приглашений для чтения лекций,

организация посещения нашего института и т. п.).

9.30. Обход лабораторий. Для меня это самая важная часть дня. Вместе с

помощниками я прохожу по всем лабораториям, чтобы ознакомиться с ходом

экспериментов, особенно с клиническим поведением подопытных животных, и

обсудить возможные изменения в работе с ними

10.30 Патологоанатомическая дискуссия. С помощью руководителей двух

основных лабораторных подразделений я произвожу все вскрытия, используя

бинокулярную лупу и укрепленную на лбу лампу, и демонстрирую остальным

интересные детали. Окончательно уточняются планы предстоящих сегодня

экспериментов. Обсуждаются две любопытные свежие статьи по стрессу.

Рассматриваются документы, подтверждающие квалификацию двух врачей (одного

из Италии, а другого--из Индии), подавших заявления в аспирантуру. Поскольку

я не люблю, чтобы мне заглядывали через плечо, когда я делаю по ходу

обсуждения конфиденциальные заметки (а у нас теперь такой интернациональный

коллектив!), в целях "секретности" мне приходится писать по-венгерски, но

русскими буквами, а это трудновато.

12.15. Снова короткое совещание в кабинете с г-ном Мерсье,

администратором института, по поводу принятия на работу нового помощника

библиотекаря, структурных изменений в хирургическом отделении, приобретения

ультрафиолетовой лампы, повышения зарплаты некоторым сотрудникам.

12.30. Поскольку день солнечный, отправляюсь во "Флориду" (лаборатория

Р-724) обедать (гороховый суп, холодные котлеты, кофе, виноград - все это я

съедаю, нежась на солнышке). Я раздет до пояса, а ниже тщательно укутан в

электроодеяло, спасаясь от жуткого холода. После обеда читаю (все еще на

восхитительном солнце) продиктованный вчера (и не столь восхитительный)

текст "Тучных клеток".

13.15. Опять кабинет. Гаванская сигара и чтение работы д-ра Рене Белье

по реакциям кальцифилаксии.

16.00. Изучение ежедневных результатов гистологических анализов и отбор

нескольких слайдов для завтрашней дискуссии. Шесть слайдов отбираются в

качестве иллюстраций для диктовавшейся вчера статьи по кальцифилаксии.

18.00. Г-жа Стауб докладывает о телефонных разговорах, различных

сообщениях и о работе секретариата за день. Она приносит также в

перепечатанном виде надиктованные мною магнитофонные записи.

18.15. Чтение полученных записей.

18.40. Дорога домой на машине.

18.55. Пятнадцать минут упражнений на велотренажере, дети в это время

докладывают о своих успехах в школе и играх.

19.10. Ужин, во время которого играем с детьми в "географию" (я называю

города, дети должны отгадать страну). У Мишеля опять затруднения с

Тегусигальпой, Мари на прежнем уровне, набравший больше всех очков Жак

завоевывает и всю славу, и десять центов, предназначенных победителю. В

соответствии с домашними правилами с подачей десерта игра прекращается,

чтобы мама могла высказаться. Мама высказывается.

19.40. Все идем в спальню для раздачи ежедневных призов за успехи в

школе, в играх и за "географию" (по десять центов) и утешительных призов

(конфеты). Рисуем фантастических животных.

20.00. Дети уходят. Читаю итальянский роман.

21.30. Тушится свет. Еще пятнадцать минут полубессознательного

блуждания в мире кальцифилаксии. Затем спать... спать... спать...

 

 

НЕТИПИЧНЫЕ ДНИ.

 

Каждый вторник мы устраиваем дискуссию за круглым столом с

библиографами, занятыми каталогизацией мировой литературы,- обычно на 15--30

минут.

По четвергам мы проводим заседания за круглым столом, на которых каждый

аспирант в течение десяти минут докладывает о ходе своей работы. За каждым

докладом следует пятиминутная дискуссия. Председательствующий на этих

заседаний д-р П. Приоречи очень строг в отношении регламента и заставляет

докладчиков тщательно готовиться. Это - превосходная тренировка для будущих

участников научных конференций, а кроме того, таким образом поддерживается

интерес каждого из нас к работе других.

В зависимости от объема работы раз или два в неделю вместе со своими

ближайшими сотрудниками мы проводим совещания, на которых обсуждаем

протоколы экспериментов, законченных за время, прошедшее после предыдущего

совещания, причем в более спокойной обстановке, чем на заседаниях за круглым

столом.

Посещающих нас студентов или членов научных обществ, заседания которых

проходят в нашем городе, водят по институту мои помощники, выполняющие эту

обязанность по очереди. Затем я устраиваю небольшой прием гостей у себя в

кабинете.

Вместе со своими помощниками я частенько выезжаю для участия в

конгрессах или для чтения лекций. Мы также читаем несколько лекций (не более

десяти в год) для наших студентов-медиков, но никто из нас не принимает

участия в административной и "заседательской" деятельности.

 

 

*5. ГДЕ РАБОТАТЬ?*

 

Для фундаментальных исследований необходим благоприятный климат. Этот

довольно трудноопределимый фактор зависит от общественного понимания

потребностей науки в масштабах страны в целом, от благожелательных отношений

с коллегами в пределах научного сообщества и от доступных материальных

возможностей. Все эти моменты необходимо учитывать при выборе места

проведения научной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: