По-моему, у ученого-медика есть только две серьезные причины для
изучения основ логики, но причины весьма достойные: это красота, органично
присущая законам мышления, а также контроль и корректировка нашей по
преимуществу инстинктивной "лабораторной логики" во всех тех случаях, когда
она уводит нас в сторону. Именно в силу этих причин мне хочется сейчас
обсудить несколько проблем, связанных с применением логики (точнее,
полуинтуитивной логики) в экспериментальной медицине. Я попытаюсь
проиллюстрировать некоторые ключевые схемы мыслительной деятельности с
помощью аналогии, ибо нам, биологам, приходится скорее иметь дело с
целостными комплексами живой материи, нежели с ее отдельными ингредиентами в
чистой и гомогенной форме. Полагаю, что именно целостный взгляд на вещи
служит нам основным ориентиром в лабораторной практике.
Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый
ученый-экспериментатор в своей повседневной работе,- это специфическая смесь
|
|
жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что
абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить
абстрактные критерии непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть
представлены символами, то логика может быть также названа символической. Но
в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные
элементы, ее абстракции в отличие от математики или теоретической физики
являются в силу необходимости вариабельными и относительными.
Следовательно, строгие законы мышления к ней применять нельзя. В
размышлениях о Природе нам следует также отвести существенную роль интуиции.
Вот почему в нашей системе мышления психология должна быть интегрирована с
логикой.
Ниже перечислены наиболее важные проблемы,. с которыми предстоит иметь
дело этой полуформальной логике.
1. Формулирование понятийных элементов.
2. Классификация понятийных элементов в соответствии с их:
а) характеристиками (признаками),
б) причиной (этиологией).
Формулирование новых вопросов относительно:
а) эволюции характеристик во времени (те типы понятийных элементов,
которые им предшествуют, и те типы, в которые они, по всей вероятности,
перейдут);
б) опосредования причинно-следственных связей (антецеденты, которые
предшествовали непосредственной причине, и консеквенты, которые, по всей
вероятности, явятся результатом ее действия).
Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и подготовлена предшествующими
операциями, но тем не менее не может быть выведена из них путем применения
|
|
формальной логики.
Все это можно представить на диаграмме следующим образом:
(1) Сформулированный понятийный элемент (например, артрит)
(2а) Отнесенный к определенному классу в соответствии со своими
характеристиками (например, гнойный)
(26) Отнесенный к определенному классу в соответствии с вызывающей его
причиной (например, микробный)
(3а) Эволюция характеристик (например, промежуточные стадии между
нормальным суставом и су стало м, пораженным артритом; возможность развития
заболевания о будущем)
(3б) Опосредование причинно-следственных связей (например, каким
образом микробы проникли в сустав; какова вероятность того, что артрит
вызовет поражение во всем организме).
Все это бессознательно смешивается с предыдущим опытом
(4) Вспышка интуиции (озарение) (например, совершенно новая
интерпретация некоторых форм артрита как проявление общего заболевания
соединительной ткани).
Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и вооружившись логикой, можно
более или менее осознанно проложить путь от 1) к 3а) или 3б), т. е. именно
ту часть пути, которая представляет собой развитие ранее сформулированного
понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения,
происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом
рассматриваемых проблем и подлинным открытием 4). Такая вспышка интуиции как
наиболее плодотворное научное достижение составляет основу фундаментальных
исследований.