Формальная и полуинтуитивная логика

 

 

По-моему, у ученого-медика есть только две серьезные причины для

изучения основ логики, но причины весьма достойные: это красота, органично

присущая законам мышления, а также контроль и корректировка нашей по

преимуществу инстинктивной "лабораторной логики" во всех тех случаях, когда

она уводит нас в сторону. Именно в силу этих причин мне хочется сейчас

обсудить несколько проблем, связанных с применением логики (точнее,

полуинтуитивной логики) в экспериментальной медицине. Я попытаюсь

проиллюстрировать некоторые ключевые схемы мыслительной деятельности с

помощью аналогии, ибо нам, биологам, приходится скорее иметь дело с

целостными комплексами живой материи, нежели с ее отдельными ингредиентами в

чистой и гомогенной форме. Полагаю, что именно целостный взгляд на вещи

служит нам основным ориентиром в лабораторной практике.

Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый

ученый-экспериментатор в своей повседневной работе,- это специфическая смесь

жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что

абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить

абстрактные критерии непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть

представлены символами, то логика может быть также названа символической. Но

в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные

элементы, ее абстракции в отличие от математики или теоретической физики

являются в силу необходимости вариабельными и относительными.

Следовательно, строгие законы мышления к ней применять нельзя. В

размышлениях о Природе нам следует также отвести существенную роль интуиции.

Вот почему в нашей системе мышления психология должна быть интегрирована с

логикой.

Ниже перечислены наиболее важные проблемы,. с которыми предстоит иметь

дело этой полуформальной логике.

 

1. Формулирование понятийных элементов.

2. Классификация понятийных элементов в соответствии с их:

а) характеристиками (признаками),

б) причиной (этиологией).

Формулирование новых вопросов относительно:

а) эволюции характеристик во времени (те типы понятийных элементов,

которые им предшествуют, и те типы, в которые они, по всей вероятности,

перейдут);

б) опосредования причинно-следственных связей (антецеденты, которые

предшествовали непосредственной причине, и консеквенты, которые, по всей

вероятности, явятся результатом ее действия).

Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и подготовлена предшествующими

операциями, но тем не менее не может быть выведена из них путем применения

формальной логики.

 

Все это можно представить на диаграмме следующим образом:

(1) Сформулированный понятийный элемент (например, артрит)

(2а) Отнесенный к определенному классу в соответствии со своими

характеристиками (например, гнойный)

(26) Отнесенный к определенному классу в соответствии с вызывающей его

причиной (например, микробный)

(3а) Эволюция характеристик (например, промежуточные стадии между

нормальным суставом и су стало м, пораженным артритом; возможность развития

заболевания о будущем)

(3б) Опосредование причинно-следственных связей (например, каким

образом микробы проникли в сустав; какова вероятность того, что артрит

вызовет поражение во всем организме).

Все это бессознательно смешивается с предыдущим опытом

(4) Вспышка интуиции (озарение) (например, совершенно новая

интерпретация некоторых форм артрита как проявление общего заболевания

соединительной ткани).

Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и вооружившись логикой, можно

более или менее осознанно проложить путь от 1) к 3а) или 3б), т. е. именно

ту часть пути, которая представляет собой развитие ранее сформулированного

понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения,

происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом

рассматриваемых проблем и подлинным открытием 4). Такая вспышка интуиции как

наиболее плодотворное научное достижение составляет основу фундаментальных

исследований.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: