Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».
а) с окончанием «ОВ» б) с окончанием «ОК».
1 дом – 9 домов 1 ветка – 9 веток
1 кот – 9 котов 1 нитка – 9 ниток
1 кит – 9 китов 1 банка – 9 банок
1 бык - 9 быков 1 кепка – 9 кепок
1 бак – 9 баков 1 дудка – 9 дудок
1 мак – 9 маков 1 губка – 9 губок
1 дуб – 9 дубов 1 будка – 9 дубок
1 духи – 9 духов 1 утка - 9 уток
в) с нулевым окончанием
1 минута – 9 минут
1 монета – 9 монет
1 утенок – 9 утят
1 котенок – 9 котят
1 теленок – 9 телят
1 ягода - 9 ягод
1 вафля – 9 вафель
1 капля – 9 капель
1 окно – 9 окон
(Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).
Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
|
|
Логопед: Ребенок:
У мамы букет. Это чей букет? - Это мамин букет.
У папы пудель. Это чей пудель? - Это папин пудель.
У Вовы кубик. Это чей кубик? - Это Вовин кубик.
У Ани бубен. Это чей бубен? - Это Анин бубен.
У Тани пакет. Это чей пакет? - Это Танин пакет.
У Кати хомяк. Это чей хомяк? - Это Катин хомяк.
4.11. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Холодно зимой, а жарко… летом.
Красный карандаш острый, а синий… тупой.
Этот дом старый, а этот … новый.
У папы голос громкий, а у мамы… тихий.
Этот зверь домашний, а этот… дикий.
Этот ботинок правый, а этот… левый.
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Как назвать одним словом?
буфет, комод, диван? мебель.
тапки, туфли, кеды? обувь.
Каких деревьев много в лесу? дубов, елей, сосен, осин
Каких цветов много в саду? маков, лилий
|
|
Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Уточнять лексическое значение слов-омонимов.
4. Учить отгадывать загадки.
Оборудование: предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»:
1. Площадка для катания 2. Машина для укатывания
на коньках, покрытая льдом. и выравнивания дороги.
Затем предлагает ребенку отгадать загадки:
Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы коньках
Грузная, огромная. С друзьями покататься.
И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет,
Как линейка ровная. Нам нужно с ним
расстаться.
Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
Упражнение «ПУТАНИЦА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.