Тема 5. Маркетинговые исследования

  1. Основные понятия и принципы МИ
  2. Маркетинговая информация
  3. Процедура МИ

 

1. МИ – это любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

Направления исследований – см. предыдущую тему.

 

Задачи МИ:

  1. Сбор, обработка, сводка и хранение информацию
  2. Анализ влияния факторов макросреды на деятельность предприятия.
  3. Анализ конъюнктуры рынка.
  4. Информационно-аналитическое обеспечение разработки маркетинговых стратегий, функций маркетинга, комплекса маркетинга.
  5. Анализ эффективности маркетинговой деятельности и ее информационно-аналитического обеспечения.

 

Классификация МИ

Классификационный признак Виды
1. По количеству целей исследования Одноцелевые Многоцелевые
2. По характеру целей Поисковое (разведывательное) направлено на разработку новой идеи, названия и т.д., Описательное – явление выбрано и его нужно описать, исследовать факторы, оказывающие на него влияние) Каузальное – причинно-следственное
3. По виду источников информации Кабинетное (вторичные источники информации) Полевое (первичные источники информации)
4 По масштабу (территориальный охват) Региональное Национальное Международное
5. По характеру получаемых результатов Качественные Количественные
6. По количеству представляемых интересов Индивидуальное Коллективное
7. По регулярности проведения исследования Однократное Многократное (по мере необходимости) Мониторинговое (регулярное)
8. По степени охвата проблемы Частичное Полное

 

2. Маркетинговая информация – это совокупность аккумулируемых с определенной целью сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности, об окружающей предприятие маркетинговой среде и протекающих в ней процессах.

 

Особенности маркетинговой информации

1. Многообразие источников информации с учетом различного доступа к этим источникам.

2. Большой объем информации, требующий сбора, обработки, анализа и хранения.

3. Цикличность получения информации и ее обновления (сопровождающаяся высокой степенью интенсивности этой цикличности.

4. Значительная доля качественной (слабоструктурированной) информации.

 

Классификация маркетинговой информации

Классификационный признак Виды
1. По месту нахождения информации Внешняя Внутренняя
2. По характеру используемых измерителей Качественная Количественная  
3. По функциональному назначению Учетная Аналитическая Нормативно-справочная
4. По соответствию целям исследования Первичная Вторичная
5. По стадии переработанности Необработанная Обработанная
6. По охватываемому периоду Ретроспективная Текущая Прогнозная

 

Носители и источники Маркетинговой информации

 

Источники Первичная Вторичная
Внутренние § Внутренние процессы, осуществляемые предприятием и наблюдаемые в реальном времени § Специалисты и менеджеры различных уровней     § Внутренние документы предприятия § Специалисты (их отчеты) и менеджеры различных уровней  
Внешние § Процессы и события, происходящие во внешней среде и наблюдаемые в реальном режиме времени § Участники канала товародвижения § Официальные издания и документы § Неофициальные источники § Специфические § Синдикативные (спец. журналы, агентства)  

 

  1. Процедура МИ – это совокупность последовательно реализуемых этапов.

1 этап

Постановка задачи МИ – определение проблемы (что послужило поводом для проведения МИ)

Определение объекта и предмета исследования на предмет какой информации должно осуществляться МИ

Определение цели и задач МИ. Задачи формулируются мах. конкретно с учетом времени

Выбор методов исследования и методов сбора информации

Методы исследования заимствованы из общенаучных:

Эмпирический

Экспертный - основывается на анализе мнений специалистов экспертов. Синтезируется опыт и знания. что дает возможность получения комплексных оценок при отсутствии стат. данных.

Экономико-математические или статистические – основаны на математическом моделировании изучаемых объектов, обычно с целью прогнозирования будущего состояния объекта оптимизации решения, установление причинно-следственных связей.

 

Методы сбора информации: полевые и кабинетные

 

К полевым относят: опросы, Анкетирование, глубинное интервью, эксперимент, наблюдение.

- интерпретация исследователя, могут быть разные выводы, нельзя задавать некоторые вопросы «в лоб»

К кабинетным – изучение материалов газет, журналов, радио, телепередач, кинофильмов, результатов других исследований.

+ меньшая трудоемкость

- полностью не соответствует целям: неполная, устаревшая.

 

2 Этап Разработка программы маркетингового исследования

 

- формирование плана исследования

- проектирование выборки (если это необходимо) Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом

- разработка рабочих документов (формы опросов, наблюдений)

- формирование, определение бюджета исследования

- план-график полевых работ

 

3 Этап Реализация исследования

 

- подготовка персонала (10 человек для полевого исследования)

- сбор информации и контроль работы персонала

контроль полевого персонала должен проводиться ежедневно, лично (сколько анкет взял, сколько сдал)

 

4 Этап Обработка и анализ информации

- обработка и кодирование данных

- обработка и анализ информации. Один из самых тяжелых этапов. Минимальное время обработки информации занимает не менее рабочих 10 дней.

- Подготовка и презентация отчета, который пишется под заказчика.

 




double arrow
Сейчас читают про: