Основные понятия права

1. Специфика юридического языка и терминологии

 

Каждой науке, любой отрасли знаний присуща собственная терминология, отражающая характерные особенности и свойства предмета познания и регулирования. Нередко понятия и категории, которыми оперируют представители той или иной научной сферы, весьма сложны и трудно объяснимы для непосвященных лиц. Общественный интерес ко многим из них бывает недолгим и проистекает из остроты проблемы, которую актуализирует особая обстановка вокруг их использования. И с устранением причин и поводов, вызвавших спрос на применение, они постепенно как бы девальвируют в цене, вновь становятся узкой терминологией специалистов. В период подготовки настоящего издания, например, на устах отечественных политологов, экономистов и чиновников были слова «инновация» и «модернизация», вокруг которых шла напряженная дискуссия и лоббистская борьба. Они столь часто звучали в средствах массовой информации, что, казалось, вошли в повседневную речь россиян. Хотя в условиях, более удачливых для экономики России, ее граждан вряд ли бы интересовали понятия и термины, вытекающие из острой необходимости «проведения форсированной модернизации» или вызванные «желанием задействовать венчурные механизмы развития».

Однако существует терминология, которая, несмотря на свою специфику, востребована повсеместно и повседневно. В частности, она является необходимой составной частью юридического мира, выработавшего собственный юридический язык и собственную систему юридических понятий.

Юридический язык - совокупность грамматических, логических и иных способов передачи и оформления понятийного содержания права. Он в силу специфики проявления обладает собственными особенностями, среди которых выделим:

· исторически длительный процесс образования, включающий поэтапное формирование юридического языка по отдельным частям страны (партикулярный уровень), по странам (национальный уровень), по регионам (в частности, язык европейского или мусульманского права) и выработку общих правовых понятий мирового сообщества;

· профессионализм, поскольку юридический язык (как и язык медиков, политиков, дипломатов, моряков и т.п.) создается в интересах определенного сословия, призванного на постоянной основе обслуживать право как общественное явление;

· искусственность, связанная с привязкой правовых понятий и терминов к целям и задачам правотворчества и правоприменения;

· интернационализм, определяемый, в первую очередь, римским правовым наследием, а также влиянием стран, оказавшим существенное влияние на становление и закрепление в национальном законодательстве общепринятой юридической терминологии;

· консерватизм, проявляющийся в осторожности в процессах формирования новой юридической терминологии;

· стабильность, являющаяся гарантомдлительного использования постоянных форм юридического языка;

· сложность, требующая выяснения не только истинного содержания правовой нормы, но и различных аспектов ее внешнего оформления.

Язык права действительно сложен и кажется многим излишне казуистичным. Недаром появление новых нормативных правовых документов даже общего характера влечет за собой многочисленные комментарии правоведов-ученых и практиков. Они не только поясняют, как будет действовать закон, но и что означает тот или иной термин, в какомюридическом смысле использовано определенное понятие, что подразумевал законодатель, закрепляя в отдельных юридических нормах те или иные права и обязанности субъектов правоотношений, и как следует интерпретировать действие нового предписания во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Зачастую юридические акты уже включают в свое содержание определение понятий и терминов, которые рассматриваются приоритетными для принятого закона, дабы избежать неверного толкования нормы права при ее реализации. Сложность юридического языка находит отражение и в составлении специальных тезаурусов – словарей-приложений к закону, где даются определения вводимых им в законодательство юридических, технических и других специальных понятий и терминов.

В праве имеют значение самые, вроде бы незначительные на первый взгляд детали (классический пример: правильная расстановка знака препинания в известной формуле «Казнить нельзя помиловать»). Тем более необходима точность в понимании категорий, на которых основывается действие закона. Терминологическая путаница в законодательных положениях, в частности, может стать не только поводом к теоретическим диспутам на предмет адекватности тех или иных правовых понятий, но и вылиться в прямой ущерб для страны.

Практика подтверждает, что четкость и ясность юридических положений, их единообразное смысловое восприятие и адекватное использование являются существенным фактором, определяющим реальное место и роль права в жизни государства и общества. Уже в Риме от юриста требовалось глубокое усвоение юридического лексикона, поскольку “ignoratis terminis artis ignoratur et ars” («если терминология предмета неизвестна, неизвестен и сам предмет»).

Необходимость обращения к смыслу юридических терминов связана не только со специальными понятиями, используемыми преимущественно в процессе правоприменительной деятельности (например, выяснение терминологического различения между понятиями «поступок» и «проступок» при квалификации правового поведения), но и с более общими категориями государства и права.

Они принадлежат к основным понятиям юриспруденции в целом, и важнейшая задача теории государства и права состоит в выявлении их истинного значения. Необходимость четкого представления, с точки зрения права, даже о самых употребимых словах и выражениях, используемых в юридических актах, возникает при обращении практически к любому из них.

Так, в частности, анализ текста уже первой статьи Конституции Российской Федерации требует уяснения смысла таких понятий, как «федеративное государство», «демократическое государство», «правовое государство», «форма правления» и «республика». Без их правильного толкования невозможно выявить, что же представляет собой современное Российское государство с точки зрения формы его устройства и режима. А использование в тексте Конституции различных наименований самого государства потребовало внесения в данную статью положения о равнозначности понятий «Российская Федерация» и «Россия». Приведенное положение следует понимать в том смысле, что оба понятия являются синонимами, обозначают один и тот же предмет – государство россиян – и могут использоваться в равной мере как в официальных документах, так и в любых других текстах. Хотя на практике в официальных документах чаще всего используется наименование «Российская Федерация»[17].

В этой связи заметим, что имеется необходимость и в уточнении терминологии, связанной с использованием различных наименований самого права, являющимся источником изучения и практического применения. Следует, исходя из правовых традиций и современного использования этого понятия в российской юриспруденции, под термином «русское право» понимать русское дореволюционное право, под термином «российское право» - современное право Российской Федерации, под выражением «право России» - и русское и российское право вместе.[18]

Эти и возможные другие примеры, приведенные на основе обращения к документу, который написан на предельно доступном для широких масс языке, свидетельствуют о наличии проблемы юридической терминологии и актуальности ее рассмотрения в рамках теории государства и права. И именно потому, что к предмету общетеоретической юридической науки, помимо выявления наиболее общих закономерностей формирования, развития и современного функционирования государства и права, как было подчеркнуто в главе первой, также необходимо отнести понятийно-категориальный аппарат юриспруденции в целом.

Что же собой представляют используемые в языке права категории, понятия и термины? Обратим внимание, прежде всего, на то, что они тесным образом взаимосвязаны, поскольку термин является фиксированным и идентифированным обозначением определенного понятия или категории (как более фундаментальной формы отражения общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности).

Юридическое понятие - явление, имеющее правовое значение. Оно включает в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующих институты и явления государственно-правовой реальности. Примерами могут стать такие формы юридического мышления, как «федерация», «закон», «юрисдикция», «импичмент», «гражданство» и т.д.

Краткое содержание аккумулированных в понятии или категории знаний, сжатая формулировка основных черт явления, имеющего юридический смысл, передается посредством научного определения или дефиниции (от лат. definitio – точное указание). Так, обобщенная характеристика гражданства содержится в его определении: «Гражданство – это устойчивая юридическая связь лица с конкретным государством, порождающая их взаимные права и обязанности».

А юридический термин (от лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, которые, обеспечивая определенность и четкость языка права, конкретизируют используемые в нем понятия для определенной сферы регулирования. Терминами в праве, к примеру, пользуются для словесного обозначения понятий, применяемых при изложении содержания нормативного или иного правового акта.

В правовом языке часто применяют в качестве системообразующего выражения слово или словосочетание, носящее характер юридической категории как понятия, имеющего обобщающее значение для всей юридической науки в целом.

Примером юридической категории может выступать правовой акт как официальный юридический документ, отражающий волеизъявление органов публичной власти и ее должностных лиц, а также (в случае референдума) и населения. Правовой акт конкретизируется в таких специальных понятиях как нормативный правовой акт, т.е. письменный официальный документ, который принимается уполномоченным органом государства и направленный на установление, изменение или отмену нормы права; нормативный договор как соглашение субъектов права, нормам которого государство придает общеобязательную юридическую силу; индивидуальный (или правоприменительный) акт, содержащий конкретные решения государственной власти, которыми устанавливаются определенные права и обязанности и назначаются меры юридической ответственности; акт официального толкования, которым дается специально на то уполномоченным органом государства разъяснение положений действующего законодательства.

Следует подчеркнуть относительность в соотношении категорий и понятий, которые в определенных теоретических ситуациях могут трансформироваться одна в другую. Так, философия, являющаяся мировоззренческой наукой и выполняющая методологическую функцию по отношению к любой иной форме познания мира, считается областью категориального мышления. В сравнении с ней юридическая теория представляет собой сферу понятийного мышления. В то же время юриспруденция формировалась как обобщающая совокупность правовых знаний по отношению к отраслевым и специальным юридическим отраслям и потому ее базовая наука – теория государства и права разрабатывает и аккумулирует в себе понятийно - категориальный аппарат, т.е. сочетающая в себе как юридические категории, так и правовые понятия.

В чем заключена необходимость знания основных юридических категорий, понятий и терминов для приступающих к изучению юридической науки? Прежде всего, для правильной ориентации в сложнейшем массиве правового языка. Важно понимать их истинное значение, учитывая, что в отраслевых юридических науках они не только будут повторяться, но и нередко своеобразно трактоваться. Общая юридическая терминология уже не будет раскрываться, поскольку априори предполагается, что студенты освоили и умеют пользоваться специфическим арсеналом правоведения.

Чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной речи:

- словообразование, т.е. создание нового слова с помощью суффиксов и окончаний (государственность, легитимность), приставок (подзаконный акт, соучастие), сложения основ (судопроизводство, почерковедение, правопорядок);

- переосмысление как формирование нового предметного содержания известного слова (прокат как вид договора аренды, но не прокат чугуна или прокат кандидата в депутаты);

- словосочетание – передача нового понятия посредством сочетания двух и более слов, составляющих единое смысловое целое (обстоятельства, смягчающие наказания в уголовном праве; уступка требования в гражданском праве);

- заимствование, т.е. оформление мысли с помощью слов иноязычного происхождения (в качестве примера сошлемся на понятие «омбудсман» как лица, уполномоченного парламентом осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц; либо на понятие «реторсия», в которое включают правомерные действия одного государства в ответ на ограничения, установленные другим государством).

Естественно, что в каждом конкретном случае выбор того или иного способа конструирования нормативных и иных юридических понятий должен тщательно продумываться, поскольку неудачный или немотивированный термин способен вызвать искаженное представление о том имеющем правовое значение объекте, который им обозначается.

Для категорий, понятий и терминов в праве важна так называемая терминологическая унификация, что приводит к определенности и четкости в изложении нормативного материала и не искажает смысла, заложенного в юридическую норму законодателем. Данный процесс строится на принципах:

- однозначности, т.е. использования понятия или термина в юридическом языке в одном и том же смысле;

- общепризнанности, означающей необходимость употребления понятий и терминов известных, а не выдуманных законодателем в угоду собственным амбициям для очередного правового акта;

- стабильности, отражающей устойчивость юридической терминологии, ее сопротивляемость необоснованным нововведениям;

- доступности, ведущей к простоте и соответствию понятия или термина сути юридического правоположения.

В юридической науке и законодательстве следует различать основные группы понятий и терминов:

· обиходные слова и выражения повседневной речи, которые без изменения своего обычного литературного содержания используются и для обозначения юридических понятий. Так, повсеместно одинаково трактуются слова «брак», «родители», «дети», «решение», «заседание», «гласность», «находка», «равноправие», «порядок», которые применяются как в обычном смысле, так и в специальном юридическом контексте.

· общеупотребимые слова и выражения, которым юристы придают специальное значение, наделяя терминологические слова или словосочетания особым смыслом. Например термин «делегация», обычно обозначающий группу лиц, представляющих интересы государства, организации или коллектива на определенного рода встречах, в конституционном праве означает передачу представительным органом ряда законотворческих полномочий исполнительной власти. А «эмансипация», ассоциируемая в обиходной речи с представлением женщинам равноправия в общественной или семейной жизни, в гражданском праве означает объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в случаях, если он работает по трудовому соглашению («трудовая эмансипация»), либо если он вступил в официальные брачные отношения («брачная эмансипация»);

· профессиональные понятия и термины из других сфер социального регулирования. Они включены в понятийный аппарат юриспруденции из областей, оперирующих специальной терминологией (в частности, из медицины, социологии, политологии, биологии, техники, географии, международных отношений т.д.). Примерами могут послужить используемые в юридических текстах такие слова, как делимитация и демаркация границ, заработная плата, природный заповедник, психотропные вещества, санитарно-эпидемиологическая обстановка, эвтаназия и т.п.

· собственно юридические понятия и термины, используемые в юриспруденции и правоприменительной практике для обозначения специфических государственных и правовых явлений и отношений. Среди них, в частности, «правомерное поведение» как действия (или бездействие), соответствующие требованиям права; «вымогательство» как преступление, заключающееся в незаконном требовании передачи имущества; «экзекватура» - приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране и т.д.;

· полисемичные (многозначные) понятия и термины. Применяя юридическую терминологию, следует помнить, что различный смысл имеют не только одни и те же слова, общеупотребимые как в повседневном, так и правовом аспектах. Разными по вложенному смыслу в них содержанию могут быть и специальные термины, используемые в одной или нескольких областях права. Так, «задержание» в уголовном праве и процессе принципиально отличается от термина «задержание» в гражданско-процессуальном праве. В конституционном и гражданском праве по-разному воспринимают термин «гарантия», поскольку в гражданско-правовой отрасли гарантия предстает и одним из способов обеспечения исполнения обязательств. «Декларация» в конституционном праве может быть рассмотрена как документ, провозглашающий принципы, но имеющий рекомендательный характер; в таможенном праве – это заявление, предоставляемое при провозе через границу ценностей; в налоговом праве – заявление лица о полученных в течение года доходах.

Полисемичным является также термин «дуализм» (от лат. dualis – двойственный), часто применяющийся в праве для обозначения неадекватных понятий. В общей теории права говорят о «дуализме в праве», что означает его деление на публичное и частное право. В теории государства, характеризуя виды формы правления, упоминают «дуалистическую монархию» – государство, в котором правитель делит власть с парламентом. В сравнительном правоведении раскрывают содержание «дуалистических правовых систем», характерных для государств, приверженных воздействию религиозных догм или традиционных форм воплощения права;

· профессиональный жаргон (юридическое арго), применяемый юристами не только для разнообразия своей речи, но и в правотворческом процессе и правопримении. Среди подобных особенностей юридического языка обратим внимание на корпоративное ударение, профессиональные сокращения и аббревиатуру, профессиональный сленг и просторечия. Нередко юристы-практики используют и так называемую блатную лексику, вошедшую в их язык от общения с криминальным элементом, живущим по собственным нормам общения. Однако гораздо важнее знать, помимо специальной терминологии, нормальный литературный язык, поскольку, как подчеркивал известнейший русский правовед А.Ф.Кони (1844-1927), юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального.

Далеко не всегда необходимость применения особых терминов в юридической науке и практике бывает оправданной и обоснованной. Нередко они появляются в силу проявления определенных научных амбиций или же отражают, по словам французского юриста П.Сандевуара, «удовлетворение скорее изысканных вкусов любителей кроссвордов, чем рядового аппетита студентов – будущих юристов». Подобное можно высказать в отношении попыток внедрения в отечественный правовой язык ряда юридических терминов современного зарубежного права, в частности, таких как «транстермипологизация», «правовой модус», «инвалидизация» или «параюрист».

В любом случае овладение юридической терминологией, умение ее правильно применять и грамотно излагать сложнейший правовой утериал становится важными условиями профессиональной подготовки будущего юриста. И в этом процессе целесообразнее обращаться к специальным словарям-справочникам, содержащим совокупность юридических терминов как по общим вопросам государства и права, так и в сфере правового регулирования отдельных общественных отношений..

 

 

2. Эволюция юридических понятий и их закрепление в современном праве

Правовая наука зиждется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Определенное место среди них занимают, в частности, греческие, латинские, церковно-христианские лексилогические элементы в языке права, понятия, вошедшие в отечественный юридический язык из галлицизмов, германизмов, англоизмов и иных прижившихся лингвистических корней права. Юридическая терминология органически связана с происхождением и развитием самого общества, государства и права. Однако исторические основы отнюдь не остаются раз и навсегда законсервированными в своей неизменности. Право, как и его терминология, не стоит на месте, отвечая возникающими общественным потребностям. Закономерно появляются новые понятия, отходят в небытие старые, возрождаются несправедливо и давно забытые, соответственно меняются определения.

В этом процессе немало и субъективного, наносного, что нередко связано с авторитетом и компетентностью тех, кому дано фиксировать в праве тенденции и фактически сложившиеся отношения и результата. Вспомним виднейшего немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), который иронично писал более 200 лет тому о современниках, что все еще продолжают поиски определений для собственного понятия права. И спустя столетия также ломаются копья теоретиков, пытающихся отстаивать именно свое концептуальное видение права, давать собственную трактовку многих других понятий и категорий сегодняшней юридической теории.

В то же время важно подчеркнуть именно закономерность процессов объективных перемен в юридических понятиях. Они неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика, т.е. в конечном результате изменяющиеся общественные отношения, которые требовали и нового правового регулирования.

Представляется очевидным выделение следующих групп понятий, закрепленных современным правом:

· юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл.

Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии предыдущих эпох. Но далеко не всегда первичный юридический смысл слова или выражения оставался неизменным. Примечательно, в этой связи, эволюция одного из наиболее принципиальных понятий права, а именно – закона. Так, в Риме первоначально латинский термин «lex» означал всякое правило, которое римский гражданин устанавливает для себя или вместе с другими (например, при составлении завещания или договора), т.е. в законе закрепились взаимные права и обязанности сторон, его подписавших. Позднее рамки понятия значительно расширяются, поскольку действие закона распространяется на широкий круг лиц, повинующихся его предписаниям «в силу разных оснований, - по словам знаменитого афинского оратора Демосфена (ок. 384-322 гг. до н.э.), - но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей... и общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».

А в Законах XII Таблиц записывается положение о том, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. Последний таким образом обретает форму юридической регламентации, установленной народом и потому обязательной для исполнения. Институции Гая закрепляют определение закона, звучащее весьма современно и сегодня: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил».

В условиях перераспределения верховной власти в государстве в пользу правителя исключительная законодательная прерогатива народа в начале совмещается с правотворческими полномочиями монарха, поскольку, как утверждается в Кодификации Юстиниана, «и то, что решил император, имеет силу закона», а затем и нередко переходит к нему полностью. Закон признается нормой, исходящей от высшего авторитета в государстве, и в силу этого на долгие столетия размывается его первичное понимание как акта народной воли.

С появлением конституционных или парламентарных государств, строящихся на принципе разделения властей, создание законов вновь становится единоличной функцией представительного (законодательного) органа, который лишь в особых случаях может делегировать свои законотворческие полномочия исполнительной власти. Закрепившиеся тенденции отражаются и в определении самого законодательного акта, который вновь рассматривается как важнейшее правило поведения в обществе, принимаемое и утверждаемое парламентом – носителем первичной воли народа.

Если же воспринимать закон в качестве основы системы современных источников права, то на сегодня он предстает обладающим высшей юридической силой нормативным правовым актом, принятым в особом порядке непосредственно народом путем референдума или его представительным (законодательным) органом и регулирующим важнейшие стороны общественной и государственной жизни.

· юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании.

Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным, либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное, чем при введении понятия в правовую лексику.

В качестве примера сошлемся на широко известное понятие «юрисконсульт». В Риме iurisconsultus (правовед) являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который давал также консультации и заключения. В современном понимании юрисконсульт – работник правовой службы организации, в функции которого входят: контроль за законностью приказов и распоряжений администрации; участие в составлении договоров и соглашений организации с иными субъектами правоотношений; оказание правовой помощи членам трудового коллектива; ведение дел в суде, по которым организация выступает как истец или ответчик, и т.п. На лицо ограничение первично заложенного в юридическое понятие смыслового содержания.

· юридические понятия, которые не изменяли содержания, адекватно соответствуя своему первоначальному значению.

К таковым можно отнести понятие, определяемое термином «презумпция невиновности». В него вложено положение, согласно которому «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). В правовой истории юридическая теория и правоприменительная практика различных государств нередко позволяли себе игнорировать эту основополагающую идею законности и правопорядка в цивилизованном обществе, пренебрегать ею, ложно истолковывать. Однако истинный смысл презумпции невиновности оставался тем же, что и при начальном формулировании. Еще римский юрист Домицилий Ульпиан восклицал в своих «Институциях»: «Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного!». Ныне презумпция невиновности повсеместно признана важнейшим принципом права и в качестве таковой присутствует в подавляющем большинстве современных конституций.

· юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения.

Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от дополнительной смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.

В частности, в условиях господства социалистической идеологии официальная правовая доктрина переписывала общие юридические понятия и категории, включая в них обязательную для классового понимания государства и права атрибутику. Теоретически обосновывались и закреплялись законодательно словосочетания с идеологической «привязкой»: «социалистическое правосознание», «социалистическая законность», «социалистический правопорядок» или «социалистическое правовое государство». Крах идеократии привел, помимо прочего, и к восстановлению прежнего смысла многих, в том числе юридических понятий, избавленных от сочетаемости с навязанными ценностями и идеалами.

· возрожденные юридические понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения.

В отечественной государственно-правовой теории и практики таковыми являются, например, губернатор, казенное предприятие, судебный пристав, мировой судья, суд присяжных и т.п. Использование подобной терминологии в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце прошедшего тысячелетия в иных общественно-политических условиях.

· юридические понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, которая ныне противоречит международным требованиям.

Примером служит, к примеру, понятие «сильнодействующие вещества», доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованиями международного права новый статус «психотропных» или «наркотических» получили около 30 наименований контролируемыхвеществ, действующих на психику человека, которые фиксируются в российском законодательстве.

· юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей.

Они фиксируются в нормативных источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Закрепление, в частности, в уголовном законодательстве (ст. 358 УК РФ) термина «экоцид» как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира, масштабному отравлению атмосферы или водных ресурсов. Термин «рейдерство», оцениваемое ранее как «недружественный захват предприятий», ныне в силу своей асоциальной значимости оперативно вводится в юридический оборот законодательством многих стран. А компьютерное право, само являясь порождением современной технологической революции, оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком-либо лексиконе (среди них, например, «хакер», «кракер», «киберскваттер», «кардер» и т. П.).

· устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Примером может служить понятие «спекуляция», входившее в уголовно-правовую терминологию в качестве отражения реально существовавшего состава преступления в период функционирования так называемой социалистической экономики. Так, Уголовный кодекс РСФСР до 1991 года сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобные действия уже не подпадают под юридическую оценку и расцениваются как поведение в рамках дозволенного обществом и государством в условиях рыночных отношений. Примечательно, что составители современных универсальных справочных изданий по праву (Большая юридическая энциклопедия, Российская юридическая энциклопедия, Большой юридический словарь) обошли вниманием понятие, некогда служившее олицетворением сущности карательной политики государства.

 

3. Основные понятия государства

При исследовании общих закономерностей государственных и правовых явлений важно установить, прежде всего, то, что собственно становится непосредственным объектом изучения. Как государство, так и право понимаются различными науками весьма разнопланово, и потому целесообразно остановиться на основных их понятиях, которые существуют в силу многогранного проявления таких важнейших социально-политических явлений.

В юридической теории государство представляется как определенный способ организации и руководства обществом на началах подчиненности его членов властным структурам в общих интересах. Государство является особой организацией суверенной публичной власти, распространяющей ее на всю территорию и население на основе юридически обязательных велений.

Государство обладает специфическими признаками, выделяющими его над иными элементами политической системы общества. Для выполнения возложенных на государство общих и специальных функций создаются соответствующие органы власти, использующие в этих целях правовые средства воздействия на поведение граждан. С другой стороны право предназначается для ограничения государственного господства юридическими рамками.

В международном праве понимание государства связывают, прежде всего, с его ролью в качестве основного субъекта международных отношений. И потому его понятие фактически и юридически исходит из неотъемлемо присущего любому государству свойству – суверенитета. Последний как собирательный признак впитывает в себе наиболее существенные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межгосударственном общении. Международное право, соответственно, устанавливает обязанность всех реальных участников международно-правовых отношений уважать суверенитет любого государства, не вмешиваться в дела, составляющие суверенную компетенцию государства, исходить из суверенного равенства государств в отношениях друг с другом.

Во внутригосударственном праве, прежде всего в конституционном, государство ассоциируется с совокупностью официальных органов власти, действующих от его имени в масштабах всей страны (глава государства, представительный (законодательный) орган, правительство и иные органы исполнительной власти, суды). Его понятие раскрывается через полномочия и прерогативы системы разделения властей, их взаимодействие и взаимозависимость.

По отношению к религии, которое проявляется в различных формах ее закрепления в государственной жизни, современные страны рассматриваются как:

· светское государство - понятие, включающее в себя отказ официальной власти от признания в качестве обязательной или государственной какой-либо религии, имеющей распространение в данной стране. В таком государстве ни одно из вероучений не признается официальным или предпочтительным; религиозные каноны и религиозные объединения не могут влиять на деятельность государственных органов и их представителей, на государственный строй в целом. В свою очередь государство не ставит препоны свободы совести и свободы вероисповедания, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, действующих в рамках закона. Светский характер государства не препятствует ему оказывать из своего бюджета различную помощь религиозным общинам.

· атеистическое государство, которое функционирует на основе открыто враждебного отношения власти к религии, сопровождаемого гонениями на верующих, открыто проявляющих свои религиозные убеждения, а также запрещением официальной деятельности различных конфессиональных организаций.

· клерикальное государство, допускающее высокую степень воздействия церкви и ее институтов на государственную политику, но при этом сохраняющее светский характер власти, поскольку обеспечивает всем своим гражданам право исповедовать любую иную религию или не исповедовать никакой.

· теократическое (теистическое) государство, представляющее собой властную структуру, фактически управляемую церковной иерархией. Религиозные догмы провозглашаются официальными источниками права страны, и вся общественная жизнь подчинена каноническому праву.

В современном мире выделяют и иные формы взаимоотношения государства с обществом, закрепленные, соответственно, в понятийном ряде.

Социальное государство воспринимается в современном мире как такое государство, в котором населению обеспечивается определенный уровень экономических и иных благ, т.е. жизненно необходимый человеку прожиточный минимум. Понятие социального государства устанавливается современными конституциями в качестве важнейшей его характеристики. Выполнение главной задачи социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – рассматривается целью, стремление к достижению которой должно быть приоритетным в системе государственных ценностей.

Конечно же, объявляемые социальные услуги и льготы должны быть реальными, обеспеченными действительными ресурсами страны. На практике же обещание всеобщего благосостояния и фактическое положение населения с социальным равенством чаще всего не совпадают. Особенно в условиях ослабления иных функций государства, кризиса власти, ее неспособности проводить эффективную, в том числе экономическую политику. Поэтому вполне допустимо применение и иного термина – асоциальное государство, в котором подобающие нормальной жизни условия создаются лишь для правящей элиты.

Конституционное государство обычно понимается двояко. Прежде всего, как государство, формально принявшее основной закон, устанавливающий систему зафиксированных в нем важнейших положений, которые определяют основание, цели и устройство государства, принципы и формы организации государственной власти и ее функционирования, взаимодействия различных составляющих власть ветвей, правовой статус личности, порядок взаимоотношений граждан с государством и т.п. Практически в мировом сообществе не осталось государств, не имеющих конституций как в виде единого специального документа либо как совокупности конституционных актов или представляющих собой сочетание важнейших законов, судебных прецедентов и обычаев страны. С их помощью происходит легализация государственной власти, т.е. юридически провозглашается правомерность ее установления на территории страны, организации и деятельности в отношении всего населения.

Не менее важно состояние фактически действующей конституции, которая легитимирует государство, придает ему характер законности, подтвержденный поддержкой со стороны общества, заключающего с государством договор о взаимных правах и обязанностях. Легитимная власть соответствует представлениям общества и граждан о должном в стране управлении, что подкрепляется реальностью конституции, степенью воплощенности конституционных норм и положений в действиях тех, чье поведение она регламентирует – государственных органов, общественных организаций и объединений, граждан.

Демократическое государство охватывает своим понятием государство, в котором достигается высокая степень вовлеченности народа в организацию публичной власти в стране и в процесс практического контроля над ее осуществлением. «Демократия» как термин (от греч. demokratia – народовластие) и означает форму государственной власти, основанной на признании народа в качестве ее важнейшего источника. И потому речь идет о государстве, в котором его граждане имеют реальные возможности путем свободного волеизъявления определять и закреплять форму и способ правления в государстве, избирать полномочных представителей для принятия государственных решений от своего имени. В демократическим государстве также находят признание и гарантируются такие проявления демократизма как разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом, реальность конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Именно демократическое государство закрепляет легитимность государственной власти и ее подконтрольность народу, со своей стороны обеспечивая защиту и охрану его прав и свобод.

Если попытаться соединить вместе компоненты государства, реально воплотившего идеи и принципы конституционализма, стремящегося к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования и его социальной защищенности, обеспечивающего подлинное народовластие и в то же время связанного в своих действиях правом, то таким путем можно выделить еще одно понятие – правовое государство. Оно представляет собой демократическое государство, основанное на праве и верховенстве закона, которое осуществляет власть посредством ее разделения и при приоритете прав человека. Именно правовое государство определяет преимущественные тенденции развития демократических форм государственности в начале XXI столетия, являя собой закономерный итог длящегося не одно столетие процесса выработки наиболее рационального соотношения между государством и правом.

 

 

4. Основные понятия права

Различия в представлениях о праве существуют и вызываются его плюралистическим проявлением в жизни, что, соответственно, отражается в самих понятиях права. Их многообразие позволяет судить об этом целостном и однородном, но в то же время и сложном явлении с различных точек зрения, нередко рассматривающих право в более широком смысле, чем его юридическое (объективное) содержание.

В юридическом аспекте право представляет собой совокупность общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, кот

орые выражают согласованную общественную волю и направлены на создание условий для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом, Это объективное право, распространяющее в пределах своего действия заданный им масштаб свободы в поведении на всех своих субъектов и независимо от них.

В субъективном аспекте право рассматривается как обеспеченная юридической нормой мера возможного поведения конкретного участника правовых отношений. Субъективное право принадлежит установленному (персонифицированному) индивиду как рамки свободы его действий, обеспеченные соответствующими действиями иных субъектов.

Общее право как общесоциальное понятие позволяет обозначить установленную уровнем развития человеческой цивилизации совокупность правовых идей и начал, которые являются критерием права современного государства как части мирового сообщества. Эти показатели содержатся в общих (генеральных) принципах права, которые признаются важнейшими международно-правовыми документами и по которым оценивается соответствие правовой системы страны общепринятым в современном мире представлениям о праве, его сути, роли и социальной предназначенности. Среди них демократизм и гуманизм права, выраженная в нем справедливость, равноправие и законность, независимость правосудия и т.д.

Естественное право как понятие политико-правовой мысли включает в себя совокупность основных прав, данных человеку от рождения и проистекающих из его природы как существа разумного и в силу этого не зависящих от их официального признания и законодательного закрепления в отдельной стране. Такими неотчуждаемыми и неизменными правами признаются право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на частную собственность, право на свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова и др.

Неофициальное (неформальное) право как понятие свойственно так называемым дуалистическим (смешанным) правовым системам, где наряду с действующими от имени государства и им обеспеченными юридическими нормами осуществляют нормы, диктуемые образом жизни, религией или обычаями определенных общин или слоев населения. Их предписаниями регулируются поведение значительного числа людей в семейно-брачных, имущественных, наследственных, земельных и иных отношениях в ряде стран Тропической Африки, Индии, мусульманского мира, Дальнего Востока и Тихоокеанского бассейна.

Национальное (официальное) право является совокупностью нормативных установлений государства, соединенных в его законодательных и иных источниках права и отражающих в себе специфические черты (исторические, социально-экономические, национально-культурные и иные), а также правосознание конкретного народа и общества. Это так называемое позитивное право государства, формируемое в официально принятом порядке и являющееся общеобязательным для всего населения страны.

Международное право в своем понятии объединяет совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными участниками международного общения. Эти принципы и нормы являются результатом согласования государственных воль, компромиссом суверенных образований в пользу общих для всех стран интересов и целей. И потому международное право не входит в национальное право какого-либо государства, представляя собой особую систему собственных международно-правовых источников, отраслей и отношений, субъектами которой являются государство и международные организации

. В последние годы реально заявляет о себе право межгосударственных союзов (например, право Европейского Союза, право Совета Европы, право Содружества Независимых Государств, право Союзного государства Белоруссии и России, право Евразийского Экономического Сообщества), которое можно определить как правовой порядок, устанавливаемый рядом государств в отношениях между собой и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в определенных сферах.

Контрольные вопросы по теме

§ Чем можно объяснить существование собственного языка права?

§ В чем отличие между юридическими понятиями и юридическими терминами?

§ К каким группам юридических терминов Вы отнесете следующие слова: «обязанность», «выборы», «товарищество», «промульгация»?

§ Что означает «полисемичность» юридической терминологии?

§ Чем вызывается появление профессионального жаргона у юристов?

§ Проследите эволюцию понятия «конституция». Всегда ли оно использовалось в своем современном юридическом значении?

§ Каким понятием можно обобщенно охарактеризовать «демократическое конституционное социальное государство»?

§ Приведите примеры современных клерикальных государств?

§ Что представляет собой право в юридическом и субъективном аспектах?

§ В чем различие между национальным и международным правом?

§ Имеют ли законодательное закрепление естественные права человека?

 

Дополнительная литература к теме

Бодров В.А. Совершенствование правовой терминологии в сфере «легализации (отмывания) имущества, полученного в результате совершения преступления» // Право и безопасность. 2007. № 1-2 (22-23)

Власенко Н.А. Жаргоны в праве: пределы и техника использования //Проблемы юридической техники: Сборник статей. Н.Новгород, 2000

Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004

Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия //Юрист. 2002 № 1

Мелькин А.А. Формирование юридических понятий в российской правовой системе. Автореф....канд.юрид.наук. М., 2008

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права //Очерки IX – середины XVII вв. М., 2006

Симаков К.А. Интерпретация термина «демократия» в Конституции Российской Федерации //Государство и право. 2007. № 11

Скрипалев Е. Слово «нотариус» - латинского происхождения //Российская юстиция. 2003. № 5

Словарь криминологических терминов. СПб., 2009

Терминология российского законодательства: Справочник юриста /Сост. Р.Б.Сумцова. М., 2003

Туранин В.Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии //Журнал российского права. 2002. № 11

Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конретно-исторический аспекты проблемы) //Вопросы философии. 2004. № 1

 

Глава III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow