Становление новой российской государственности

 

 

Современное российское государство – правопреемник государств и государственных образований, существовавших на его фактической территории, практически ведет свое новое исчисление с 12 июня 1990 года – ныне даты официального праздника страны – Дня России, - когда высший представительный орган Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Следует оговориться, что эта дата, как и сам факт принятия Декларации, не являются бесспорными для политиков и государствоведов в определении вех на пути становления новой России. Процесс формирования российской государственности в самом конце ХХ – начале ХХI веков демонстрирует всю сложность вхождения страны в число демократических государств и отражает масштабы серьезнейших разногласий в обществе относительно приоритетности государственных актов, имеющих для России знаковое, символическое значение. В ряду событий такого уровня:

- проведение общероссийского референдума от 17 марта 1991 года о сохранении СССР;

- избрание Президента РСФСР путем всенародного голосования 12 июня 1991 года;

- принятие 12 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР постановления о выходе из состава СССР;

- переименование 25 декабря 1991 года РСФСР в Российскую Федерацию;

- подписание субъектами нового государства Федеративного договора от 31 марта 1992 года;

- президентские указы сентября-октября 1993 года, одним из которых была ликвидирована действовавшая в стране на протяжении 75 лет система Советов;

- принятие Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, и др.

И все же Декларация о государственном суверенитете занимает в этом списке особое место, поскольку именно в ней впервые нашли свое место демократические идеи построения государственных институтов и организации форм публичной власти постсоветской России. Прежде всего, в этом документе государственный суверенитет провозглашается во имя высших неидеологизированных целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

В Декларации провозглашаются принципы разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, договорных основ федерализма, верховенства конституции и законов государства, идеологического многообразия, признания и обеспечения прав и свобод личности, приоритета общепризнанных норм международного права, которые получили свое развитие и закрепление в последующих актах российского государства и окончательно оформлены в Конституции Российской Федерации.

Отмечая значение Конституции для определения направления государственного строительства России как «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления» (ст. 1), вряд ли стоит идеализировать этот важнейший политико-правовой документ. Наоборот, в поспешно собранном воедино и представленном на референдум тексте можно отыскать немало юридических противоречий и формальных неточностей, дающих повод к вольному толкованию конституционных положений, в том числе и норм, касающихся формы самой государственности в России.

Тем не менее, Конституция сыграла роль стабилизирующего фактора в то время, когда страна металась в поисках своего места в мире, между различными вариантами развития, каждый из которых был представлен соответствующей политической силой со своими амбициозными планами переустройства государства Российского.

Современное руководство страны, опираясь на складывающееся конституционное пространство, активно формируемую законодательную базу, судебную, налоговую, административную и другие реформы в государственном аппарате, пытается сделать Россию нормальным прагматичным и цивилизованным государством с осознанными экономическими, политическими и социальными интересами. Этому способствуют общая демократизация общественной жизни, политический плюрализм, использование на практике демократических государственно-политических институтов, идей и ценностей, в определенной мере демократизация деятельности государственной власти и ее органов, внедрение взаимоприемлемых форм решения социальных конфликтов и т.д..

И в то же время многие продолжают ностальгировать по ушедшим в прошлое нравственным ценностям и социальным идеалам на фоне негативных и деструктивных процессов, сопровождающих коренное реформирование уклада жизни россиян и российского общества. Общая стратегия «наведения порядка в стране» связывается с очевидными и не столь заметными, но идущими переменами в форме самого государства и функциях осуществления государственной власти.

2.Эволюция функций российского государства

 

Среди тенденций, свойственных современным направлениям деятельности реформируемого российского государства, выделяется более тесная привязка функций к происходящим в обществе переменам и отказ от весьма специфических, идеологически оформленных направлений деятельности, свойственной прежнему общенародному социалистическому государству, которое рассматривалось как продолжатель дела государства пролетарской диктатуры.

Их содержание составляла организация практического претворения в жизнь политики марксистско-ленинской партии. В частности, среди внешних функций советского государства выделялись функции братского сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств; помощи развивающимся государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма. Государство, осуществляя централизованное руководство всеми сторонами жизни общества и максимально контролируя все и вся, выполняло следующие основные внутренние функции: хозяйственно-организаторскую, культурно-организаторскую, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка и социалистической собственности.

Преобразования, происходящие в обществе в условиях формирования новой российской государственности, способствовали эволюционным изменениям в системе внутренних и внешних функций Российской Федерации.

Так, сама система функций современного российского государства ныне исходит из основополагающей демократической идеи, заложенной в реализацию механизма государственной власти и в прежние времена отрицаемой в стране, а именно, - принципа разделения властей, в силу чего выделяются конституционно закрепленные формы осуществления функций – законодательная, исполнительная и судебная.

Приоритетное место в системе основных направлений внутренней политики государства заняла экономическая функция, что вполне объяснимо. Переход страны к рыночным отношениям проходил рывками, поскольку в начале реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики была навязана так называемая либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную жизнь. Негативные результаты фактического невмешательства государства в контроль над экономическими процессами не устранены и сегодня и потому экономика российского государства все еще носит характер переходной экономики, что накладывает определенный отпечаток и на действие соответствующей функции. Не являясь плановой, переходная экономика еще не приобрела все характеристики аутентичной рыночной экономики. В ней присутствуют и действуют элементы и механизмы обоих типов системы, нередко нейтрализуя друг друга.

Социальная функция российского государства многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности, параметры которой предопределены рядом конституционных положений и прежде всего ст.7, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Следует отметить, что многие государства характеризуют себя социальными, подразумевая под этим задачу заботиться о своем населении. Однако действительная социальность государства зиждется на состоянии его экономики, зависит от экономического благополучия страны. И потому приходится свидетельствовать о крайне медленном, отстающим от реальных нужд граждан, развитии социальной функции в российском государстве. Ее законодательная основа в стране практически сформирована и речь должна идти о более активном воздействии государства в социальные программы.

Экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически всю планету, а в России по многим показателям он проявляется гораздо жестче и масштабнее, заставляет по-иному подойти к определению задач, форм и методов экологической функции государства. Пересматривается значение природоохранительного направления в функциональной государственной деятельности, связанного с обеспечением экологической безопасности. Становится объективной необходимостью переход к новой государственной экологической политике, для которой определяющей должна быть «экологизация» всех аспектов российской действительности с целью создания надежного механизма политического, экономического, социального и правового обеспечения как права граждан на благоприятную окружающую среду, так и условий устойчивого развития общества.

Внутригосударственные усилия в экономической сфере могут принести планируемые результаты лишь в сочетании с межгосударственными мерами глобального характера по рациональному использованию и охране окружающей среды. Соответственно, экологическая функция государства должна рассматриваться одновременно внутренней и внешней, т.е. комплексной, имеющей общецивилизационное значение.

Такой же подход уместен, когда речь идет о правозащитной функции российского государства. В условиях авторитарного, а тем более тоталитарного режима в СССР такое направление деятельности государства даже не рассматривалось по идеологическим причинам, да и в силу сложившихся реалий. Современное российское государство конституционно закрепляет не только свое признание прав и свобод человека и гражданина, но и гарантирует их государственную защиту. Второй момент, на который следует обратить внимание, - это приверженность России международным стандартам в области прав человека, поскольку их признание и гарантирование обеспечивается «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (ст. 17 Конституции РФ). А в случае необходимости российские граждане получили возможность обращаться за восстановлением своих нарушенных прав «в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ст.46). Ранее советское государство неизменно исходило из того, что соблюдение прав человека как проблема является его сугубо внутренним делом и не подпадает под действие международного права.

Международный аспект присутствует практически и в иных внутренних функциях российского государства, поскольку становление демократической государственности, создание многоукладной экономики, преобразования в идеологической, политической, бюджетно-финансовых сферах происходит в условиях динамичной трансформации системы современных международных отношений и существенной интеграции России в мировое сообщество. Так, вхождение нашей страны в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и поступательным переходом России к рыночным отношениям. Внешнеэкономическая функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Функция защиты государственного суверенитета от внешних посягательств зиждется на Концепции национальной безопасности России и Военной доктрины Российской Федерации. Эти документы исходят из того, что оборонительный характер нашей политики в отстаивании государственной независимости неприкосновенности целостности российских границ предопределяется органическим сочетанием последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность России. Она рассматривает обеспечение своего государственного суверенитета и военной безопасности «в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Возрастает значение функции участия российского государства в решении глобальных проблем человечества. Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в число стран, обладающих весомым политическим весом в мире, определяет одну из устоявшихся человеческих цивилизаций. Она участвует в большинстве универсальных программ, направленных на поддержание мира, целостности и безопасности государств, на международную защиту прав человека, борьбу с международным терроризмом и международной преступностью в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: