Юридические пробелы – это частичное или полное отсутствие в законодательстве правовых норм, необходимость которых обусловлена современным развитием общественных отношений и потребностями реализации права.
Нормотворческая деятельность государства далеко не всегда успевает за изменениями в многообразии общественных отношений, в силу чего происходит отставание законодательства от ре
альной жизни. Отсутствие правового закрепления ситуаций, которые в этом испытывают потребность, вызывается и правотворческими ошибками, недостаточным профессионализмом участников правотворческого процесса, приостановлением действия нормативных актов или, их частей, в том числе и в случае признания их неконституционными.
Пробелы в законодательстве могут быть:
· по причинам образования:
- объективными, вызванными невозможностью на нормативном уровне урегулировать все жизненное многообразие человеческой деятельности;
- субъективными, определяемыми отставанием законодателя от реалий жизни, а также правотворческими ошибками, приостановлением действия правового акта или его части, отменой правового акта без последующей правотворческой деятельности по юридическому закреплению регулируемых отношений;
· по времени образования:
- первоначальными, возникающими при издании правовых актов;
- последующими, имеющими место в процессе правоприменения при появлении новых объектов правоотношений;
· по степени неурегулированности общественных отношений:
- полными, фиксирующими отсутствие какого-либо нормативного регулирования конкретного вида общественных отношений;
- частичными, отражающими недостаточную степень правового урегулирования.
Поскольку юридическая пробельность имеет место и даже признается неизбежной, правовая теория и практика выработали пути решения данной проблемы, к которым отнесены:
Восполнение пробелов в законодательстве с помощью правотворческого процесса. Онопроисходит в результате принятия недостающего нормативного акта или внесения дополнений в действующие нормативные акты. Подобным образом устанавливается или восстанавливается правовое регулирование нуждающейся в этом сферы общественных отношений или ее части.
Преодоление пробелов в законодательстве с помощью правоприменительного процесса.Онопризвано способствовать оперативной необходимости принятия решения по конкретной ситуации в случае отсутствия ее нормативного регулирования. Для этого применяются исключительные средства – аналогии (от греч. analogia – соответствие, сходство), предусмотренные соответствующим законодательством. Среди них:
Аналогия закона, которая предусматривает в случае отсутствия необходимой нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, обращение к другой правовой норме, рассчитанной на регулирование сходных отношений. Так, предусмотрено, что в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы действующим законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к ним, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ч. 1 ст. 6 ГК РФ).
Аналогия права вызывается к жизни отсутствием в законодательстве норм как прямого, так и сходного регулирования рассматриваемых жизненных ситуаций и требует разрешения конкретного дела в таких случаях на основе общих принципов права (гуманизма, справедливости, юридического равенства и др.). Например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 6 ГК РФ).
Субсидиарная аналогия предполагает возможность разрешения конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормыустановленной другой отраслью права. В частности, определенные ситуации в семейном праве, вызванные разделом имущества разведенных супругов, могут быть разрешены на основе норм гражданского права.
Конституционная аналогия, предусматривая в силу сложившейся практики деятельности Конституционно Суда, вследствие которой возможно появление пробельности в законодательстве. Ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указывает на то, что в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».
Решение дел по аналогии не допускается в уголовном и административном праве в силу принципа недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный принцип получил конституционное закрепление (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ)