Нематериальные активы предприятия

 

Современные тенденции в развитии предприятий характеризуются качественными изменениями их имущественных комплексов, возрастанием роли инновационных и информационных ресурсов. Эти процессы находят отражение в увеличении в структуре активов фирмы такого ресурса, как нематериальные активы.

Нематериальные активы - это затраты хозяйствующего субъекта в не имеющие материально-вещественной основы объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше одного года), приносящие доход, надлежащим образом оформленные и принадлежащие ему на правах собственности.

В составе нематериальных активов выделяют три группы:

1) объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

2) организационные расходы;

3) деловая репутация организации (гудвилл).

1. К нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности: патенты, лицензии, товарные знаки и знаки обслуживания, права на программы для ЭВМ, базы данных, права пользования землей, полезными ископаемыми.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, исчисляется как сумма фактических расходов на формирование, изготовление нематериального актива. Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение.

2. К организационным расходам как нематериальным активам относятся расходы, связанные с образованием организации, если они признаны в соответствии с ее учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.

3. Объектом учета деловая репутация становится только при продаже предприятия как имущественного комплекса в целом. Гудвилл - это преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Стоимость этого нематериального актива рассчитывается в виде разницы между покупной ценой предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств. В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация. Она отражает надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная разница между покупной ценой и стоимостью активов оценивается как доходы будущих периодов.

Положительная деловая репутация свидетельствует о том, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется как вещественная основа, но приносит доход. Эти преимущества могут быть связаны с выгодным расположением, налоговыми льготами, благоприятными кредитными условиями, деловыми связями, репутацией качества, опытом управления, техническим ноу-хау, навыками маркетинга и сбыта и т.д.

Нематериальные активы относятся к амортизируемому имуществу фирмы. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией самостоятельно, если он не установлен в договоре, патенте, свидетельстве. По тем видам нематериальных активов, по которым невозможно найти срок полезного использования (например, организационные расходы), нормы амортизационных отчислений устанавливаются исходя из срока в 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Начисление амортизационных отчислений по нематериальным активам (как и по основным фондам) начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки их на учет, и продолжается до полного погашения стоимости либо выбытия из состава имущества. Определение амортизационных отчислений по нематериальным активам осуществляется линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Один из способов по группе однородных нематериальных активов применяется в течение всего срока их полезного использования. Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение определенного периода за счет амортизационных отчислений и за счет дополнительной прибыли, полученной в результате их применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: