Неизвестные страницы истории села Ругозеро и Ругозерского православного прихода

РУГОЗЕРСКОЙ ЦЕРКВИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ЛЕТ

19 августа 1597 г. (по новому стилю 1 сентября) в старинном карельском селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. Данное знаменательное историческое событие, произошедшее через 370 лет после массового крещения карел Ярославом Всеволодовичем в 1227 г. имело важные исторические последствия для общественной и культурной жизни Ругозерско-Ребольского края. Первые 230 лет Ругозерский приход входил в состав православной епископии Великого Новгорода (к сожалению, этот период истории прихода и села пока не исследован), в последующем с 1828 г. ― в составе Олонецкой епархии русской православной церкви.

В настоящее время для исследователей более доступны архивные материалы последнего периода истории Ругозерского прихода Олонецкой Епархии (1885—1926 гг.). Данные материалы находятся в Национальном архиве Республики Карелия (ф.5, ф.19) и отделе редких книг библиотеки ПетрГУ. Архивные материалы позволяют во многом по-новому оценить роль и значение православия и христианства в нашем крае. И значение это прежде всего состоит в развитии грамотности, культуры и морали местного карельского населения.

В 1889 г. в состав Ругозерского прихода 33-го благочинного округа Олонецкой епархии кроме волостного центра села Ругозеро входило еще 8 ближайших деревень волости — Большая Тикша и Андронова Гора, Мергуба, Тикшозеро, Ондозеро, Коргуба, Кирасозеро и Кузьнаволок. Две церкви находились в Ругозерском погосте:

— Преображения Господня (в центре села на горе — в районе современной братской могилы — перестроена в 1700 и 1865 г.г. на государственные и частные пожертвования, в июле 1925 г. преобразована коммунистами в дом культуры). Штат – 3 служителя культа (священник, дьяк и пономарь).

— Святого великомученика Георгия Победоносца (перестроена на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви и освящена 8 марта 1870 г. на старом кладбище при въезде в село из старой приходской церкви, в 1925 г. в нее были перенесены иконы ликвидированной коммунистами церкви Преображения Господня, в 1957 г. здание сгорело). Известен священник Щеголев Петр (1883 г.). Обе внешне похожие Ругозерские церкви были деревянные, с колокольнями и достаточно богатыми иконостасами. Именно в них и сохранились ревизские сказки, исповедальные и метрические книги, клировые и метрические документы о рождениях, крещениях, исповедях и датами ухода в мир иной наших земляков – важнейшие источники многовековой истории села, позволяющие сегодня установить коренные семьи ругозерцев, родословные, старожилов и среднюю продолжительность жизни селян и др.

В частности, данные документы абсолютно точно позволят установить среднюю продолжительность жизни в Ругозере в XVIII в.: мужчин — 70 лет и женщин — 75 лет. Намного больше средней продолжительности жизни ругозерцев в настоящее время, хотя не было тогда врачей и больниц, была только вера, труд и исполнение христианских заповедей. Благодаря развитию православия, наличию церквей и часовен в крае родителями давались и фиксировались имена рождавшихся детей в зависимости от рождения Христа, а начиная с 1850 г. и фамилии, чаще всего в зависимости от имен отцов — Александровы, Ильины, Степановы, Евсеевы, Ивановы и т.д.

Кроме этого, на территории прихода имелось 7 православных часовен: две часовни в д. Ондозеро — Успения и Рождества Божьей матери (15 августа), 3-я — апостолов Петра и Павла, 4-я — Николая Чудотворца (50 верст) в деревне Кузьнаволок, 5-я — Николая Чудотворца в Большой Тикше (9 мая), 6-я — св. великомученика Пантелеимона в Ругозерском погосте (21 июня 1872 г. освящена у чистейшего родника при въезде в село со стороны Ондозеро), 7-я — самая дальняя в д. Кирасозеро — св. Чудотворца Николая (80 верст от Ругозеро).

Вторая половина XIX а и начало XX в. были периодом достаточно динамичного развития Ругозерского прихода православной церкви. Согласно отчетным данным в 1888 г. в приходе состояло 1340, а в 1895 г. — 1380 прихожан — практически все население Ругозерской волости. В период первой мировой войны и увеличения призывов в армию мужского населения количество членов обшины сократилось до 985 человек. Прихожане Ругозерских церквей в отчетах достаточно четко делились на дворы — духовные, крестьянские, военные и дворы раскольников. Так, в 1883 г. в с. Ругозеро насчитывалось: духовный двор — 1 (дом священнослужителей — 15 человек), крестьянские дворы – 65 (427 чел.), военные дворы — 3 (42 чел.), раскольников — 4 (6 чел.).

Священнослужителями были в основном неместные жители в связи с тем, что это требовало получение достаточно основательного духовного образования.

Наиболее существенный вклад в период своей церковной службы (указана в скобках) оставили в истории села следующие священники и дьяки ругозерских церквей:

— дьяк Еремеев Лев (известен тем, что в 1576—1577 гг. сделал письменное описание Ругозерского (Спасского) погоста в Дозорных книгах Лопских погостов: «И всего в Спасском погосте Ругозерском и в волостках живущих 44 дворы, а людей в них 70 человек. А дани и пошлин с тех 24 луков в государеву казну платят 5 рублей и две полтины, с лука по 7 алтын…, а мельниц и варниц в Ругозерском погосте нет». Сегодня данный письменный документ является одним из первых известных письменных упоминаний о Ругозере и Ругозерско-Ребольском крае). Есть основания полагать, что Лев Еремеев являлся членом коренной семьи ругозерцев (возможно, коммунары Еремеевы Андрей и Ефим, погибшие в 1921 г., являются его родственниками);

— священник Васильев Михей (1793—1800);

— священник Пудожгорский Петр Михайлович (1839—1845);

— священник Романов Петр Александрович (1878—1890);

— священник Юксовский Николай Николаевич (1908—1925) — последний священник церкви Преображения Господня (впоследствии уехал в с. Толвуя Повенецкого уезда).

Из числа наиболее уважаемых сельчан избирались церковные старосты — Осипов Кузьма (1888 г.), Шуттиев Сидор (1908 г.), Агафонов Иван (1916 г.), Степанов Лев, являвшиеся посредниками между церковью и крестьянским миром.

Ругозерский приход кроме зданий двух церквей 7 часовен с церковной утварью имел еще дом священнослужителей (построен в 1839 г.), 32 десятины пахотной земли и 41 десятину сенокосной, магазин соляной казенный и др. Православные священники, дьяки и пономари получали ежемесячное государственное жалование в связи с тем, что церковь не была отделена от государства и играла одну из основных ролей в государственной и общественной жизни Российской империи.

Важно отметить, что первоначально грамоте на селе дети, а часто и взрослые, учились только в церковно-приходских школах (в основном они находились в здании церкви или домах священника). Только во второй половине XIX в. На базе действующих церковно-приходских и с использованием священников в качестве учителей Закона Божьего и русского языка стали строиться земские и министерские школы в Повенецком уезде Олонецкой Губернии (3 ноября с.г. Ругозерская земская школа отметила свое 145-летие, хотя согласно архивным документам церковно-приходские классы существовали при Ругозерской православной церкви и в начале XIX века. В частности, сохранился итоговый документ о результатах обучения ругозерских детей в церковно-приходской школе 1841 г.).

Второе важное значение деятельности церквей на селе заключалось в приобщении местных жителей к церковной литературе и мировой культуре в целом. При церкви имелась достаточно большая библиотека, проводилась активная работа по изучению богословской литературы и церковному песнопению. В отчетных архивных документах конца XIX в. Ругозерской церкви ежегодно отмечался высокий уровень благочестия, особенно среди ругозерцев, составлявших более половины прихода: «В воскресенье и праздничные дни усердно ходят в Храм Божий и исполняют христианский долг Исповеди и святого Причастия в значительном количестве…». Любимыми церковными праздниками Ругозерского прихода, на которые приезжали прихожане из ближайших деревень — Ондозеро, Кучезеро, Коргубы, Тикши, Ледмозеро и др. — являлись Преображение Господне (19 августа), Рождество, Троица.

Затруднялась православная работа плохим знанием русского языка карельским населением Ругозерского прихода и достаточно низким уровнем достатка местного населения. В 1905 г. в Ругозерской волости проживало 2029 человек, из них только 25 русских. Служба в церквях и часовнях Ругозерского прихода осуществлялась на русском языке, что, несомненно, способствовало росту влияния русского языка карельской частью местного населения.

В заключение отметим, что на территории современного Муезерского района в конце XIX — начале XX в. существовали и проводили достаточно активную православную работу кроме наиболее крупного и ранее созданного Ругозерского прихода еще четыре православных прихода: ребольский приход (Ребольская церковь Пресвятой богородицы 1816 года и 13 православных часовен в ближайших деревнях), Кимассозерский приход — Успенская церковь (1831 г.), и 4 часовни в Минозеро, Лувозере, Ногеуксе и Челмозере, Гимольский приход с церковью Пресвятой Богородицы, построенной в 1812 г. после разорения предыдущей шведами (священник Яковлев Петр) и Коргубский, выделившийся из Ругозерского и созданный в начале 20века.

Вместе с тем, до самого 1917 г. в крае сохранялось старообрядчество. В XVIII в. его центр находился в районе старой деревни Надвоицы — Выговская пустынь — Даниловский монастырь на р.Выг (1694—1854). Неслучайно даже в начале XX в. наибольшим авторитетом среди жителей Ругозерской волости пользовалась Даниловская секта старообрядчества, влияние которой на местное карельское население постоянно сокращалось (в 1839 г. — 176 чел., в 1888 — 34 чел., в 1914 г. — только 14 местных жителей).

Прошло более 80 лет с тех пор как была закрыта церковь Преображения Господня на Ругозерской земле. Восемьдесят лет советской и ельцинской власти последних бездуховных лет и более чем 370 лет православия и христианства в Ругозерско-Ребольском районе… Представляется мне, что совершенно не случайно мои земляки 410 лет назад построили на свои скромные пожертвования на самом высоком месте села — каменистой горе (Rukkajarven varakka) церковь и назвали ее Преображения Господня в святой библейской надежде на преображение ругозерской земли и ее православных прихожан.

Сегодня давно нет четырех православных приходов, церквей и многочисленных часовен в Ругозерско-Ребольском крае.

Отрадно, что появилась религиозная православная община и реконструирована часовня Успения в п. Ондозеро, действует церковь в п. Ледмозеро, строится Храм на муезерской земле, все чаще проводятся о. Никодимом (Костомукша) и о. Владимиром (Сегежа) православные обряды в населенных пунктах района. В июле 2007 г. впервые после долгих лет отсутствия православных обрядов проведено крещение 25 ругозерцев. Хочется надеяться, что Преображение Господне на древней ругозерской земле и духовного возрождения ругозерцев еще впереди. Необходимо вернуться к истокам, объединить усилия активистов и неравнодушных, сделать все для возвращения православия, часовен и Храмов на землю, на которой христианство столетиями развивалось более трех столетий, прерванное в советское время.

А. А. Пестун

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЕЛА РУГОЗЕРО И РУГОЗЕРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА

Впервые село Ругозеро в архивных материалах упоминается в 1578 г. Царский воевода Киприян Оничков поставил острог, который 24 — 27 декабря выдержал осаду шведов и спас ругозерцев. Следующий обнаруженный в архивах документ датируется 1587 г. Волостка Ругозеро (именно такой статус имело село на тот период) входила в состав Лопских погостов. В 1597 г. в Ругозере было 44 двора — 70 душ (учитывалось только мужское население). Помимо Ругозера, в погост под названием «Спасский Ругозерский», входили деревни: Комбаков Наволок, Тикша, Пизмолакша на Нокозере, Поязмозеро. Жители Ругозера и перечисленных деревень, в основном, занимались рыболовством, охотой, сельским хозяйством: «…пашут лешую пашню, сеют рожь», — гласит один из самых древних источников. В дозорной книге 1597 г. впервые упоминается и Ругозерская церковь, которая называлась Преображение Господня, или Боголепное Преображенье, так называли приходскую церковь сами ругозерцы. Службу вели священник Петр Тимофеев и пономарь Сидорко.

В марте 1611 г. шведы совершили поход к Белому морю. Они захватили деревни: Лендеры, Тюжню, Ловушостров, Реболы, Колвасозеро, Ровкулы, Чолку, Кимасозеро. Именно тогда многие жители Ребол и Кимасозера нашли приют в Ругозере. Против шведов восстало все местное население: создавались партизанские отряды, делали лесные засады. В соседней волостке Тикше проживал Иван Степанов Рогач — вошедший в историю этого края как предводитель партизанского отряда, успешно воевавшего с шведскими завоевателями.

В 1678 г. в Ругозере насчитывалось 68 дворов. Известны имена ругозерских старост Кондратия Иванова, Марка Никитина (1694 г.). В 1707 г. в Ругозере уже 167 дворов. Осенью 1708 г. шведы вновь напали на часть территории Лопских погостов. Многие жители сожженных деревень были убиты. А многие укрылись в лесах, селение было разорено.

В 1795 г. в Ругозере проживало 272 человека, выборным (т. е. занимающим должность по выборам) был Павел Фотиев, а старостой — Алимпей Фролов. Священником служил Михей Васильев, а дьяконом — Иуда Иванов. Много сил душевных и физических отдал своей пастве о. Михей Васильев. Крестил, венчал, отпевал, исповедовал и причащал не одно поколение ругозерцев. Его приход был большим, в который входили следующие деревни: Тикша, Челмы, Келогоры, Чиркокема, Ледмозеро, Тикшезеро. Часто, по долгу службы он бывал в деревнях соседнего Паданского погоста: Кучозеро, Ондозеро, Кузнаволок, Коргуба. Священник о. Михей Васильев умер 11 ноября 1800 г. в преклонных летах — на 82 году жизни. Он служил в Ругозерском приходе более четверти века. Примечательно, что уже в почтенном возрасте он продолжал справлять службы и требы. После смерти Михея Васильева приход «перешел по наследству» дьякону, а потом и священнику церкви Преображения Господня — Иуде Иванову. Около 30 лет служил он в церкви.

В приходе главными праздниками были Пасха, Троица, Рождество Христово и главный приходской праздник — Преображение Господне (ныне 19 августа). На него съезжались почти все жители окружных деревень для службы в церкви и крестного хода.

В Ругозере на 1811 г. проживало 160 человек (в тот год учитывали только мужское население). Восемь ругозерцев участвовали в боях с наполеоновскими войсками 1812—1814 гг. и дошли до Парижа: Марк Иванов, Ипат Фотиев, Ферафонт Михайлов (стрелок), Вавила Алимпиев, Ефрем Степанов, Евсей Савин, Федор Фомин, Никифор Архипов.

В 1816 г. в Ругозере насчитывается 65 дворов, а в 1834 г.— 71 двор с населением в 408 душ обоего пола. В 1835 году в апреле месяце Ругозеро посетил знаменитый финский этнограф Элиас Леннрот, навсегда запечатлев эпизоды жизни села в своих записках.

В 1839 г. священником Ругозерского прихода был назначен Петр Михайлович Пудожгорский (1839—1845), при нем дьячень Мокей Скворцов. Именно при них впервые стала работать церковно-приходская школа. О ее работе и были поданы сведения в 1841 г. В школе обучались 12 мальчиков: Евсей Шуттиев, Яков Гагарин, Тимофей Куйкин, Яков Чиркин, Лаврентий Шуттиев, Марк Еремеев, Иван Ивачев, Еремей Петров, Павел Петров, Степан Сидоров, Георгий Пудра, Савва Никитин. В школе велись следующие предметы: Закон Божий, арифметика (счет), церковная и гражданская печать, чистописание (русский язык). Поведения ученики были хорошего, а успехи разные: «учит все предметы с понятием; предметам чтению церковной и гражданской печати, закон божий знают, писать по-русски и 1-ю часть арифметики и по счетам приучены; обучается означенным предметам по тупым дарованиям не очень поспешно…»

Тогда в 1840-х гг. стали появляться у жителей Ругозера и прихода фамилии. Формировались чаще от имени: Илья — Ильины, Алимпий — Алимпиевы, Ипат — Ипатовы. От прозвищ и были карельские фамилии: Луккоевы, Либуевы, Коскиевы.

Младенцев испокон веков нарекали в честь святых (по святцам), хотя давали в честь дедов-прадедов и уважаемых родственников. Распространенными именами были: Иван, Николай, Петр, Никифор, Симеон, Евфимий, Евдокия, Мария, Екатерина, Параскева. Встречались и весьма редкие: Неонилла, Фотина, Еликонида.

В 1862 г. было принято решение о Ругозерской начальной трехклассной школе в доме священника Иоанна Моисеевича Скворцова. Позже школа была переведена в ранг земского училища, а затем преобразована в министерское одноклассное образцовое училище.

В 1870 г. церковный причт состоял из священника о. Иоанна Моисеевича Скворцова, дьяченя Александра Пидьмозерского, пономаря Андрея Фаворитского. В 1875 г. в Ругозерской церкви служили священник о. Петр Шиженский, псаломщик Федор Скворцов. К этому времени в Ругозерском приходе две православные церкви, часовня, волостное управление, земское училище, мельница, кузница. В 1878 г. на должность священника Ругозерского прихода был назначен о. Петр Александрович Романов. Спустя три года 15 мая ровно в полдень при большом стечении народа было освящено здание для одноклассного образцового народного училища Министерства народного образования. За полтора года до такого важного события Константином Кузнецовым — жителем деревни Лахта Богоявленской волости и купцом 2-й гильдии, были пожертвованы на учреждение школы 300 рублей. Помимо этого на строительство школы были пожертвования от Повенецкого земства — 1000 рублей, от Министерства народного образования — 1650 рублей. Учителями в школе в разное время работали Алексей Амассийский, Егор Щепицын, Петр Романов, награжденный серебряной медалью императора Александра III в 1898 г. за преподавание Закона Божьего, Петр Матвеев, Иван Машезерский. Заведующий училищем был Николай Павлович Богданов.

В Ругозерской волости, которая состояла из Коргубского, Кимасозерского и Ругозерского обществ, проживало 2575 человек, на 322 двора. На 1905 г. в волость входило 30 деревень, с 2229 жителями, всего 587 семей, 359 домов, 307 лошадей, 659 коров.

В самом Ругозере — 582 жителя, 80 лошадей, 140 коров. А на 1912 г. в Ругозерском приходе проживало 514 женщин, 468 мужчин, было 146 хозяйств. В Коргубском приходе — 446 женщин, 386 мужчин, 103 хозяйства.

Церковь во имя Преображения Господня была деревянная на каменном фундаменте с колокольнею, обшита тесом и окрашена белилами, теплая и крепкая. Приписанные к церкви: одна церковь во имя святого великомученика Георгия в одной версте от церкви, и две часовни: в селе Ругозеро — во имя святого великомученика Пантелеимона и в деревне Большой Тикше – во имя святого Чудотворца Николая. В 1909 г., в 47 верстах от Ругозера, в селе Коргуба, тщанием миссионера протоиерея о. Ксенофонта Крючкова и местных прихожан, была построена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Зданием деревянная с колокольнею, теплая и благоустроенная. Приписанных к сей церкви 3 часовни: в деревне Ондозере — во имя Успения Божией Матери, в деревне Кирасозеро — во имя св. Николая Чудотворца, в деревне Кузнаволоке — во имя того же св. Николая Чудотворца.

В Кузнаволоке была церковная школа. Помещалась она в доме крестьянина Григория Коскиева (1845—1916). Обучалось шесть мальчиков и три девочки. На содержание школы от казны выделялось 60 рублей в год и вознаграждение учительнице 330 руб. в год. Настоятелем Коргубского прихода был о. Иоанн Стефанович Кудрявцев, церковным старостой — коргубчанин Алексей Матвеев. Настоятелем церкви Преображения Господня был о. Николай Николаевич Юксовский. Родился он в 1873 г., обучался в Петрозаводском Духовном училище, но из первого класса выбыл. Поступил псаломщиком в Мелогубский приход Повенецкого уезда. В 1893 г. рукоположен в сан диакона. Служил в разных приходах Повенецкого уезда. В сан священника рукоположен в 1906 г. Через год определен в Ругозерский приход в церковь Преображения Господня. Также определен Законоучителем Ругозерского Министерского одноклассного училища. В 1910 г. награжден набедренником. В 1920 г. уехал в село Шуньгу Повенецкого уезда. Церковным старостой был ругозерец Иван Агафонов.

В 1914 г. был образован Ругозерский фельдшерский пункт. Акушеркой была Анна Ермолаева. Согласно метрическим церковным документам, коренными жителями Ругозера, проживающими до 1917 г., являются 36 семей: Александровы, Кузнецовы, Шуттиевы, Евсеевы, Фроловы, Архиповы, Савельевы, Патракеевы, Назаровы, Филипповы, Еремеевы, Ипатовы, Антоновы, Ивачевы, Алимпиевы, Гагарины, Либуевы, Марковы, Гурьевы, Васильевы, Агафоновы, Митрофановы, Андреевы, Павловы, Стукины, Моисеевы, Красильниковы, Зиновьевы, Меркуловы, Арефьевы, Исаевы, Сидоровы, Мамантовы, Харитоновы, Карповы, Самойловы. Вышеперечисленные фамилии носили коренные жители села. В конце XIX в. в село из Кондокского прихода переселилась семья Лявкуевых. Из соседней Финляндии – в Ругозеро перебрался «наемным работником финн Керонен». Потомки этих родов-фамилий до сих пор проживают в селе Ругозеро. Имеются сведения о том, что в русско-японской войне 1904—1905 гг. принимали участие ругозерцы Петр Агафонов, Иван Еремеев и Касьян Меркулов.

В 1912 г. в Ругозерском приходе значились: духовных 16 человек, мещан — 45 человек, крестьян — 905 человек, 277 домов (или хозяйств). В приходе проживали также 16 раскольников. К Ругозерскому приходу в это время относились деревни: Ругозеро, малая Тикша, Большая Тикша, Мергуба, Андронова гора, Иванова гора, Новинки, Марья-варра, Тикшезеро, Еловая гора.

В Коргубском приходе Ругозерской волости значились: духовных — 3 человека, мещан — 4 человека, крестьян — 825 человек, всего было 103 дома (или хозяйств), раскольников — 38 человек, 6 деревень: Коргуба, Ондозеро, Щука гора, Евжозеро, Кузнаволок, Кирасозеро. Таков приход был до 1917 г. В июле 1925 г. на основании решения большинства жителей села был открыт сельский клуб имени 9-ти расстрелянных коммунаров в здании церкви в центре села. Сняли колокола и иконы, которые перевезли на кладбищенскую церковь. Священника арестовали. Одна из коренных жительниц Ругозера, старая крестьянка, вдова одного из расстрелянных коммунаров, внесла предложение на сходе села: одну церковь под клуб отдать, «чтобы наши дети развивались». Ее поддержала другая — молоденькая девушка 17 лет, с косичкой за спиной, дочь зажиточного и строгого отца, вопреки воле родителя. Молодая и смелая, в Бога не верила, цепочку на шее носила для вида, чтобы не избили, а крест сняла. Многие из ругозерцев и жители прихода (с 1927 г. Ругозерского района) за церковь держались, но побоялись возразить, потому что наступили другие времена. Вместе с церковью разрушались веками выпестованная карельским народом православная вера, а вместе с ней и всё то, что давала православная вера душам селян.

Т. П. Амелина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: