Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы

В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II III ступеней - 500 учащихся.

Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;

• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать общесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образовательного учреждения, числом учащихся.

При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гигиенические принципы экспертизы проекта:

• обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению.

• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяющий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;

• соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров и оборудования нормативным требованиям;

• создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специальных помещений для групп продленного дня. Для проведения культурно-массовой работы должны предусматриваться актовый зал - киноаудитория и другие помещения достаточной площади;

• обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с учетом возможного затемнения другими зданиями, достаточной высотой светового проема и его размерами, правильным выбором вида освещения, размещением световых точек в помещении, мощностью и количеством ламп;

• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления с учетом климатических условий и характера деятельности в помещении;

• обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и привития учащимся гигиенических навыков, а также организация эффективной системы удаления нечистот.

Гигиенические принципы планировки территории школы.

Размеры земельного участка определяются типом учреждения и его вместимостью (на одного учащегося должно приходиться 40 - 50 кв.м).

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3 - 0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно - климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени - 15 мин, для учащихся II и III ступени - не более 30 мин.

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания учащихся II и III ступени не должен превышать 15 км.

Здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях микрорайона в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100 - 170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На земельном участке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.

Учебно - опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 кв. м (начиная с 3 параллелей - 5260 кв.м). В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейбольная 162 кв. м, баскетбольная 364 кв.м), гимнастики для 1 - 4 и 5 - 11 классов по 200 кв.м каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.

Не допускается располагать зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом - на расстоянии не менее 10 м.

Спортивно - игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 кв. м каждая в зависимости от числа параллелей; для подвижных игр 2 - 4 -х классов - площадью 300 кв. м каждая; для игр 5 - 9-х классов - 125 кв. м каждая) и тихого отдыха (для 5 - 9 классов 100 кв. м каждая).

Хозяйственная зона должна предусматриваться площадью 500-900 кв.м. Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м., со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны и иметь подъезд. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.

Территория земельных участков должна иметь ограждения высотой 1,5 м и вдоль него зеленые насаждения.

Участок общеобразовательных учреждений должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка не должны использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: