И снова спутница Ломаной пирамиды

Вот уже в который раз повторяется одно и то же. Написана статья о назначении спутницы, приготовил сдать в журнал, и тут появляется сомнение в том, в чём я раньше был уверен на все сто. Когда закончил работу над пирамидой Снефру, я вновь вернулся к спутнице. Уж очень необычная и странная пирамида. Возникла необходимость более внимательно присмотреться к её устройству для лучшего понимания новой версии.

Картинка №30. Спутница Ломаной пирамиды.

Спутница Ломаной пирамиды находится к югу на расстоянии 55 метров от родительской. Размеры её весьма немалые: расчётная высота 25,75 м, длина стороны основания – 52,8 м, угол наклона боковых граней – 44° 30'. Следует отметить, что она самая крупная из всех известных на сегодняшний день. Вход в пирамиду расположен на высоте 1,1м от фундамента над вторым рядом облицовки. Нисходящий коридор длиной 11,6 м имеет наклон 34°. С небольшой горизонтальной площадки начинается Восходящий коридор длиной 15 м с углом 33°18'. Далее начинается Малая галерея высотой 2,33 метра. В шести метрах от горизонтального участка в галерее резко возрастает высота коридора, от чего кто-то из исследователей увидел в ней копию Большой галереи из пирамиды Хеопса и дал ей название Малая галерея. Далее вмонтирована первая Порткулиса,точнее блок, частично перекрывающий движение вверх.

 

 

Картинка 31. Первый блок

Следом за ним вмонтирован в стены и второй блок, нависающий над полом.

Картинка 32. Второй блок

Расстояние от пола до нижнего края нависающего блока составляет более метра. Обратите внимание на вырезанные углубления на стенах коридора под два горизонтальных бревна перед блоком. Кроме того, верхняя кромка блока изрядно разбита. Эти деталиконструкции окажутся важнейшим фактом в дальнейшем исследовании. Оканчивается галерея третьим блоком,за которым находится вертикальная шахта с камерой. Высота камеры до последнего блока сводчатого перекрытия составляет 6,9м. Глубина шахты составляет 4,2м. По описаниям, снимкам, по видеоролику А. Пучкова внутреннее устройство спутницы можно показать рисунком.

Картинка № 33. Внутреннее устройство спутницы по описанию А. Пучкова. Рис. Автора

Для удобства прохода по Восходящему коридору и по галерее на угловом блоке камеры закреплена страховочная верёвка, которая протянута до горизонтального участка коридора.

Картинка34. Место крепления страховочной верёвки

Некоторые исследовали, не имея оснований определить её истинное назначение, склонны сравнивать с другими пирамидами или искать в ней прототип Ломаной или Красной. Вот что по этому поводу пишет А. Пучков: «Спутница Ломаной пирамиды больше похожа на Красную, чем на свою родительскую пирамиду. Это возможно только в том случае, если спутница Ломаной пирамиды строилась до Красной пирамиды и до завершения родительской пирамиды».Во-первых, она самая крупная из всех известных на сегодня спутниц, в том числе и спутниц на плато Гиза. Во-вторых, если и можно рассматривать указанные выше спутницы как захоронения, то внутренние помещения спутницы Ломаной пирамиды совершенно другие. Скорее, она похожа на какую-то мастерскую. В-третьих, особое внимание строители уделили только нижней половине пирамиды, а верхнюю закрыли чем попало, вплоть до щебня.

То есть уже в процессе постройки строители и не задавались целью оформить её именно как классическую пирамиду. Кроме того, меня смущали несколько фактов, которые не вписывались в версию прототипа грузового лифта пирамиды Хеопса.

1. Почему для сравнительно недолгой работы, как проверка и отработка технологии эксплуатации грузового подъёмника, построили такое крупное сооружение. Причём столь значительное, что спутница дожила до наших дней и сохранилась в своём первозданном виде. Очевидно, что строители рассчитывали на её использование в течение столетий(!), а не десятилетий.

2.Убедившисьв прагматичности египтян, непонятно, с какой целью установили в Восходящем коридоре перед Малой галереей две тяжёлые плиты, вмонтированные в стенки коридора, и которые не предназначены для его полного перекрытия. Однако многие исследователи упорно называют их Порткулисами.

3.Непонятно и никем не объяснено назначение колодца у входа в пирамиду, который нигде у таких сооружений в Египте не встречается.

4. Необъяснимо большое количество меток в колодце под камерой. Есть ещё ряд непонятных элементов конструкции, которые выходят за рамки прототипа грузового лифта пирамиды Хеопса и не вписываются в заявленное ранее назначение спутницы.

Картинка 35. Метки на стенах шахты

2600г. до н.э. Наступала эпоха Древнего царства с постройкой великих пирамид. Пирамида Снефру – одна из первых крупных пирамид в Египте, где начали использовать при строительстве крупнотоннажные блоки. Вполне естественно, что для их подъёма потребовались мощные канаты из особо прочных материалов. Для снижения рисков возникла и необходимость их проверки на прочность при приёмке у изготовителя или текущей проверки во время эксплуатации. Вот для этой цели и была построена спутница – мастерская, и её главное назначение состояло в проверке канатов на прочность. Эта версия полностью объясняет столь непонятные для специалистов-археологов все артефакты – от колодца у входа до странных меток в шахте. Да, это не усыпальница, здесь нет сокровищ, нет следов инопланетян, здесь всего-навсего примитивная мастерская. Её стены, в которых десятилетиями проверялись канаты для постройки всех пирамид по Египту, пропитаны потом многих поколений египтян. О важности проверки много говорить не требуется, каждый случай разрыва каната ведёт к крупной аварии или ещё хуже –к гибели людей. Вспомним хотя бы катастрофу палубного истребителя на российском авианосце «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море у берегов Сирии. При посадке самолёта на палубу лопнул тормозной трос, и самолёт упал в море. Правда, лётчик успел катапультироваться.

На версию, что в пирамиде, кроме отработки устройства грузового лифта, ещё и проводили проверку канатов на прочность, навели круглые углубления в стенах коридора перед вторым блоком. Вних параллельно друг другу вставлялись два бревна,на которые я указывал ранее (Картинка32).А почему бы и нет? Уж много раз мы сталкивались с многофункциональностью многих египетских сооружений. Некоторые исследователи пришли к выводу, что это сделан упор для ног при преодолении Порткулисы. Вот только какой? У меня же при виде этих углублений в памяти всплыло устройство для швартовки кораблей на пирсе при помощи пенькового каната. Если вставить два бревна в существующие углубления в стене, а поперёк их по центру закрепить вертикально такое же бревно, то получится крепление для пенькового каната – кнехт. Очень удобно крепить судно, когда на пирсе имеется кнехт. Не надо вязать никаких узлов – накинул трос восьмёркой несколько раз, и все дела. То же самое и здесь. Только этот египетский кнехт крепили не к полу коридора, а развернув на 90° к стенам коридора. Только в этоми всё отличие.

Картинка 36.На снимке простейший кнехт с канатом

В источниках, описывающих сооружения Древнего царства, нет следов присутствия канатов, ни единого слова о них. Однако совсем недавно в апреле 2013года при раскопках близ курорта Эль-Кусэйр, что в 150км от курорта Хургада, объединённой командой французских и египетских археологов было найдено 40 папирусов, датируемых 27г правления Хеопса. По свидетельству профессора университета Сорбонны в Париже Пьера Талле, позже недалеко от этого места в Красном море группа дайверов этой же экспедиции обнаружила древнюю гавань Вад-аль-Джараф. В пещере гавани среди находок были обнаружены древние папирусы, фрагменты древних кораблей и куски канатов. Расшифровка папирусов показала, что эти тексты идентичны ранее найденным в местечке Эль-Кусэйр. Часть из этих папирусов принадлежала инспектору среднего ранга по имени Маретт, который принимал участие в транспортировки блоков из каменоломен к пирамиде Хеопса. Он подробно в деталях описал несколько месяцев строительно-монтажных работ на стройке пирамиды Хеопса, которые уже в то время близились к завершению, а также работу в карьерах на Турском месторождении, на противоположном берегу Нила

Картинка 37. Фрагмент папируса из местечка Эль-Кусэйр.

 

 

Картинка 38. Папирус из Вад-аль-Джараф

 

Журнал Маретта содержит две колонки ежедневного расписания и отчёты о повседневной жизни строителей. Он отмечает, что известковые блоки из Турской каменоломни, которые использовались для покрытия снаружи пирамиды, доставлялись по реке Нил и системе каналов на строительную площадку. Такая транспортировка занимала от двух до трёх дней. Все эти находки были выставлены в Египетском музее Каира только летом 2016 года. На снимке ниже – самый древнейший образец египетской письменности, найденный той же экспедицией, который, как считают специалисты, описывает конструкцию великой пирамиды Гизы. Возможно, что совсем скоро нам откроют все тайны постройки пирамиды, рассказанные очевидцем.

Картинка 39

Теперь, оценивая представленные факты и аргументы, никакой здравомыслящий человек не станет утверждать, что пирамиды строили или помогали египтянам в строительстве великаны Боги или инопланетяне. А всё это дело рук народа Египта, безусловно, талантливого и трудолюбивого.

 

Картинка 40. Якорь с остатками каната из Вад-аль-Джараф

Картинка 41. Фрагменты канатов из Вад-аль-Джараф

Здесь требуется небольшое отступление для справки о канатах. При любых работах по подъёму грузов или их перемещению всегда используются или верёвки (для малых грузов) или канаты. Особенно широко применяются они на парусных судах, где весь такелаж состоит из канатов и верёвок. Изготовление канатов очень сложное и трудозатратное дело и потому требует бережного к себе отношения. Чтобы изготовить канат вручную длиной в сотню метров, потребуется примерно такое же количество работающих. В далёком прошлом на изготовление каната выходило целое поселение, и, выстроившись в ряд, люди свивали канат. Чтобы удостовериться в этом, возьмите верёвку и попробуйте распустить на составные части хотя бы метр, а потом вернуть её в прежнее состояние. Вы сразу поймете, в чём проблема. А во время строительства пирамид требовалось огромное количество как верёвок, так и канатов. Самое практичное решение для того времени – завозить сырьё, и на месте изготовлять нужное изделие. Вполне возможно, что у этого сооружения и возникло поселение мастеров для производства канатов. Можно сказать достаточно уверенно, что посёлок Дашур возник ещё во времена строительства пирамиды Снефру. Возможно, там и поныне сохранились отголоски древнего ремесла. Вот бы это проверить. В настоящее время верёвки, канаты производят на специальных машинах из пенькового волокна диаметром от 1 до 80мм. Для справки: разрывная нагрузка пенькового каната диаметром 48мм составляет 10тн. Пенька – волокна конопли, очищенные от костры. Манильского – 16тн. Манильские канаты изготавливаются из волокна листьев банановых пальм вида абака, или прядильный банан, произрастающих на Филиппинских островах. Проверка канатов в настоящее время проводится следующим образом: отобранный образец каната расплетают на отдельные пряди, каждую из которых в свою очередь разбирают по слоям на группы равного диаметра. Испытание статической нагрузкой – канат длиной 15 м крепится к неподвижной опоре, и на другой конец подвешивают груз. Канат считается прошедшим испытание, если он остался целым, и его относительное удлинение не превысило 5%. По устройству внутреннего помещения спутницы Ломаной пирамиды видно, что проверка канатов тех древних времён мало чем отличалась от способов сегодняшнего дня. Теперь настало время вернуться к устройству стенда для испытания канатов, оборудованного в спутнице пирамиды Снефру.

Картинка 42.Схема испытания прочности канатов в спутнице. Рис. Автора

Согласно приведённой схеме, канат пропускался по Малой галерее, огибал пороговый блок и спускался в колодец. В колодце крепился к грузовой площадке. Затем вытягивался обратно к входу, натягивался таким образом, что бы площадка поднялась над днищем колодца, пропускался между блоками (их иногда называют Порткулисами) и крепился за кнехт. Блоки были установлены следующим образом: один вмонтирован в стенах коридора так, что между ним и полом остаётся просвет для прохода человека. Другой, который ближе к выходу, также вмонтирован в стену, но со свободным проходом сверху. Они служат страховочным щитом для рабочих во время проверки канатов на разрыв. Наносилась метка на канат на уровне контрольной сплошной чёрной полосы на стенке шахты. Затем на площадку укладывался груз. Замерялось расстояние от контрольной полосы до метки и устанавливалось удельное удлинение каната. Далее его проверяли на разрыв, догружая площадку грузом до его полного разрушения. Метки на стенах шахты могли условно указывать вид проверяемых канатов (двойная свивка, тройная и т. д.,а также размер допускаемого растяжения каната). Это могло быть вроде таблицы для работников. Используя способ крепления канатов при помощи кнехта, можно без особых ухищрений проводить проверку любой части каната без узлов и зажимных устройств.

На идею использования кнехта, как и на назначение самой спутницы, навели гнёзда под горизонтальные брёвна в Малой галерее между нависающим последним блоком и камерой. Если внимательно посмотреть снимок на Картинке 32, то можно увидеть, что к круглому углублению в верхней части слева сделана выемка, по которой забивалось брёвно как распор.Следовательно, два горизонтальных бревна были рассчитаны на воздействие нагрузок вверх по Малой галереив сторону камеры.

Картинка 43. Схема установки кнехта. Рис автора.

1. Направление испытуемого каната

2.Направление нагрузки на углубление бревна

Устанавливали кнехт следующим образом: заводили брёвна в гнёзда, а в противоположные забивали. Затем крепили вертикально третье бревно. Эта схема установки египетского кнехта позволяла его разбирать в случае необходимости.

 

Тут необходимо объяснить назначение колодца у входа в пирамиду.

Бич всей Африки – песок. Он затопил 30% всего африканского континента в виде пустыне Сахары и расползается, как раковая опухоль. Естественной преградой служат только горы, океан и моря. Песок везде: в воздухе, воде, на почве, на зубах, в пище. Он вездесущ – проникает в малейшие щели, и от того быстро изнашиваются все механизмы и их важнейшие детали. Особенно страдают резинотехнические изделия. Не случайно на трассах авторалли, проходящих в основном в пустынях, среди песков, проверяется весь автотранспорт на выживаемость. Ускоренному износу подвергаются и загрязнённые пескомканаты.Чтобы предотвратить это, в чистый колодец укладывали бухту испытуемого образца и через вход затягивали в мастерскую, не допуская контакта с грунтом.

Картинка 44. Колодец перед входом в спутницу.

Не исключается, что во время пылевых бурь или на время перерыва колодец закрывали специальной крышкой. Вполне очевидно, что и входы в пирамиды поднимали над поверхностью с той же целью. О том, что с песком боролись всеми доступными средствами, свидетельствует и Картинка 29,где показан приямок на стыке западного Нисходящего коридора верхнего яруса перед Порткулисой.

Интересна такая деталь: что в шахте под камерой в спутнице, что в колодце у пирамиды выломаны плиты, служившие днищем. Зачем выломали? Что искали? Ответом может служить тот факт, что из далёкого прошлого до нас дошла легенда, что от спутницы (которая до недавних пор считалась захоронением царицы) существовал тайный ход к усыпальнице самого фараона. По этому туннелю они и ходили в гости друг к другу. Однако,как выяснилось, там никакого прохода никогда не существовало.

О том, что там проводились испытания на разрыв, говорят следы разрушения страховочных блоков от ударов лопнувших канатов. Уточняя информацию о состоянии блоков в своём письме автору, А. Пучков пишет: «… Тот, что имеет меньшую высоту, может быть вообще спрессованным известняковыми осколками, извлеченными из шахты». Почему они в таком состоянии? Объяснение может быть только одно – какими бы не были удары лопнувших канатов о защитные блоки, но и камень не вечен. Заменить разрушенные камни внутри пирамиды невозможно, вот и приходилось их ремонтировать, скрепляя осколки специальным раствором. Но стена напротив входа без следов разрушения. Это возможно только в том случае, если сверху порогового блока на входе в камеру находился ещё один страховочный блок. Можно допустить, что именно его осколки вместе с мусором выбросил А. Хусейн, очищая колодец. Здесь уместен вопрос – почему такая пирамида только у Ломаной пирамиды?Будем исходить из того, что первоначально мастерская задумывалась обслуживать только строящуюся Южную Ломаную пирамиду у Дашура. Однако потом она стала работать и на Красную. Сын Снефру как очень практичный человек, если судить о завершающей стадии строительства пирамиды своего отца, Хеопс решил использовать еёи для постройки своей пирамиды. А какой резон строить новую? Ну и что, что далековато. Проверили верёвки, канаты, погрузили на лодку и к новой пирамиде. И пошло-поехало. Дальше на очереди пирамиды Хефрена, Микерина. И служила мастерская строителям исправно многие десятилетия.Если это так, то для чего построенные три спутницы у пирамид на Гизе?

Картинка 45. Три спутницы на фоне пирамид

Если примем версию, что спутница Ломаной пирамиды –мастерская по проверке канатов на прочность, то эти спутницы пирамид – склады для хранения. Туда завозились из спутницы Ломаной пирамиды прошедшие испытания верёвки и канаты и, возможно, там же хранились особо ценные инструменты. Где-то их надо и хранить. Да мало ли что требовалось для обустройства усыпальницы.То есть, это не что иное как подсобные помещения на время строительства пирамид. Кроме этих спутниц-пирамид на плато рядом с пирамидами Микерина и Хефрена находятся ещё четыре. Все они ориентированы с севера на юг. Более высокие находятся севернее относительно друг друга. Первые три пирамиды обозначаются как G1-a, G1-b и G1-c. Сторона основания первой равна 49,5 м, второй – 49 м, третьей – 46,9 м.

На основании изложенного можно утверждать, что спутницы пирамид – подсобные помещения при строительстве пирамид и никакого ритуального назначения не имеют.

 

 

Литература

 

1. Египет: земля фараонов. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». М.: Наука. 2001.

2. Керам К. Боги, гробницы, учёные. М.: Издательство иностранной литературы. 1963. 400 с.

3. Лауэр Э. Загадки египетских пирамид. М., 1966.

4. Перринг Д. Пирамиды в Гизе. Ч. III: Пирамиды южнее Гизе. Лондон, 1837.

5. Пучков А. Комплекс Ломаной Пирамиды. Факты, идеи, гипотезы. 2013 // Исида. Режим доступа: http://isida-project.org/publ/stati/drevnie_sooruzhenija/kompleks_lomanoj_piramidy_fakty_idei_gipotezy/6-1-0-8

6. Скляров А. Ю. Пирамиды. Загадки строительства и назначения. М.: Вече. 2013. 288 с.

7. Томпкинс П. Тайны Великой пирамиды Хеопса. Загадки двух тысячелетий. М.: Центрполиграф, 2008. 480 с.

8. Унис Д. Отчёт об экспедиции в Египет. 2012 // Исида. Режим доступа: http://isida-project.ucoz.com/forum/31-18-1

9. Фахри А. Древние загадки Фараонов. М.: Центрполитиздат, 2008. 256 с.

10. Шалаби А. Весь Египет. От Каира до Абу-Симбела и Синай. Флоренция, 2003. 128с.

11. ЯрощукА. ГрузовойлифтпирамидыХеопса // News of science: Proceedings of materials the international scientific conference, 30 - 31 августа 2015 г. / ред. Н. П. Несговорова. М.; Карловы Вары. С. 139 – 156

12. Ярощук А. М. Египет. Открыт неизвестный тип порткулисы в ломаной пирамиде Снефру в Дашуре // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 104 – 107. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-104-107.

13. Ярощук А. М. Египет. Ломаная пирамида Снефру. Верхняя камера – камера смерти // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 80 – 84. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-80-84.

14. Ярощук А. М. Египет.Открыт древний газогенератор в нижнем ярусе Ломаной пирамиды Снефру //. Вестник Кемеровского государственного университета 2017 №2.С. 104 – 110.DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-104-110.

15. Ярощук А. Египет. Спутница Ломаной пирамиды Снефру в Дашуре. Открыта её функция – проверка канатов на прочность.// Вестник Кемеровского государственного университета 2017 №3 DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-

16. Monnier Fr., Puchkov A. The Construction Phases of the Bent Pyramid at Dahshur. AReassessment // ENiM. 2016. No. 9. P. 15 – 36.

17. Принцип работыгазового генератора // Информационный портал «STROYPORTAL». Режим доступа: http://strport.ru/instrumenty/printsip-raboty-gazovogo-generatora-0

18. Пучков А. Дашур. Спутница ломаной пирамиды. 2013 // Исида. Режим доступа: http://isida-project.org/egypt_december_2013/bnt_pyramid_sat.htm

19. Замаровский В. Их Величества пирамиды. М.: Наука, 1986. 108 с.

20. Филанович Т. Тайны древних пирамид. М.: РИПОЛ классик, 2005. 416с.

21. Египтопедия: Энциклопедия Древнего Египта. Режимдоступа:

22.Bohstrom P. Divers Uncover World's Oldest Harbor, in Red Sea // Haaretz. 23.11.2016. Режим доступа: http://www.haaretz.com/jewish/archaeology/1.754616utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter&v=D3FB3361B9261484C5EFAD205C75C50А.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: