Основные отличия условных рефлексов от безусловных

Таблица № 3.1.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Врожденные, отражают видовые особенности организма. Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма.
Относительно постоянны в течение жизни особи. Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи.
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически. Реализуются по функционально-организующимся временным связям.
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляется преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел головного мозга, подкорковые ядра) Для своего образования и реализации требуют целостности коры больного мозга, особенно у высших млекопитающих животных.
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители. Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители.
Реагирует на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать. Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение.

 

Вопросы для самостоятельного изучения.

  1. Классификация условных рефлексов.
  2. Механизм замыкания временной связи.
  3. Особенности выработки условных рефлексов у детей дошкольного возраста.
  4. Особенности выработки условных рефлексов у подростков.
  5. Понятие «стереотип поведения». Формирование стереотипов поведения у школьников.
  6. Созревание условных рефлексов в раннем онтогенезе.
  7. По результатам работы (Приложение №. 1) по выработке условного рефлекса у детей разной возрастной группы необходимо сделать следующие выводы:
  8. - с чем связано разное число сочетаний условного и безусловного раздражителей у разных групп детей;
  9. - опишите стадии развития рефлекса и особенности реакций детей на каждой из стадий выработки рефлекса;
  10. - проследите время угасания рефлекса у разных возрастных групп детей.
  11. В чем заключается особенность выработки условного рефлекса у новорожденных детей.
  12. В чем причины возникновения неврозов у детей в процессе обучения.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.
  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1998.
  3. Высшая нервная деятельность. Сер. Рук-во по физ. - Л., 1970, Ч.1, 1971, Ч.2.
  4. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1974.
  5. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.
  6. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - Киев, 1981.
  7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.
  8. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей, нервной деятельности. Избр. пер. – М., 1983.
  9. Воронин Л.Г. «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.
  10. Дмитриев А.С. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1964.
  11. Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.
  12. «Руководство по физиологии». Физиология высшей нервной деятельности, в 2-х томах, М., 1979, 1971 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.
  13. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). – Л., 1938.
  14. Прибрам К. Языки мозга. – М., 1975.
  15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1965.
  16. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта. Физиология поведения. – Л., 1987.
  17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: