Особенности высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система. Речь

Венцом учения Павлова о высшей нервной деятельности является его теория первой и второй сигнальных систем человека.

Сознание человека характеризуется образованием обобщенных и отвлечённых комплексов условных сигналов – понятий, выражаемых словами. На стадии человека, по Павлову, возникает «чрезвычайная прибавка» к механизмам высшей нервной деятельности животных. Эта прибавка проявляется в способности к речевому общению и абстрагированию от конкретных сигналов, что позволило человеку создать науку. Слово, как считает Павлов, является сигналом сигнала, т.е. сигналом второго рода, а речевая система – второй сигнальной системой, отличающейся от первой сигнальной системы конкретных раздражителей, которые вызывают проявление простой или сложной условно-рефлекторной деятельности. «Чрезвычайная прибавка», образуя качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных, возвысила его над всем животным миром, в том числе и над самыми высокоорганизованными его представителями – антропоидами и дельфинами.

Изучение высшей нервной деятельности антропоидов привело Келлера к выводам о возникновении у них «ага-реакции» за счёт «внезапного озарения». Павлов же отрицал разумное поведение обезьян и считал, что все их реакции сводятся к сложному комплексу условных и безусловных рефлексов на конкретные сигналы.

В настоящее время наука допускает возможность появления у антропоидов элементарных абстракций, моделью которых служат условно-рефлекторные реакции выбора по тождеству (Л.А.Фирсов) Возможно, эти элементарные абстракции играют существенную роль в организации специфических компонентов поведения антропоидов. Тем не менее, абстрагирование у человека протекает на неизмеримо более высоком уровне – словесном и на уровне понятий.

Рефлексы второй сигнальной системы имеют свои особенности:

1) на этом уровне непрерывно происходит синтезирование, расширяющее содержание словесных сигналов;

2) формирование и перестройка временных связей второй сигнальной системы совершается одномоментно;

3) временные связи, образованные в первой сигнальной системе, отражаются во второй, и наоборот;

4) чем отвлечённее понятие второй сигнальной системы, тем оно меньше связано с конкретными сигналами реакций;

5) рефлексы второй сигнальной системы более неустойчивы, чем рефлексы первой.

Человек познаёт мир благодаря взаимодействию двух сигнальных систем. Объективная реальность, отражаясь в нашем сознании, анализируется и осмысливается при участии и первой сигнальной системы конкретных образов, и второй – системы понятий. Материальным субстратом осознания реакций являются, по Беритову, звездчатые корковые нейроны. Однако не все сигналы проходят через наше сознание. Часть из них, вызывая ряд вегетативных реакций, остаётся в сфере субсознательной деятельности.

Наиболее сложные акты высшей нервной деятельности человека связаны с образованием новых понятий. Формирование понятий начинается с восприятия конкретных сигналов действительности и, пройдя обобщение и отвлечение в слове, вновь возвращается, пройдя обобщение и отвлечение в слове, вновь возвращается к практике для проверки своего соответствия действительности, утверждения или отмены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: