Метод Войта-терапия для лечения ДЦП

В период с 1950 по 1970 годы чешский невролог Вацлав Войта, занимающийся реабилитацией детей, страдающих ДЦП, обратил внимание на то, что при определенных положениях тела путем давления на установленные точки (раздражители), у маленьких пациентов уверенно вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции на туловище и конечностях (рефлексолокомоции). Наблюдая за тем, как двигаются во время занятий дети с частичным поражением опорно-двигательного аппарата, доктор Войта заметил, что эти движения подобны тем, которые выполняют здоровые дети! Он дал название этому фактору «врожденные образцы движения». А потом многократно подтвердил этот факт, регулярно вызывая эти образцы у здоровых новорожденных, тем самым доказав их существо­вание.

Из этого он сделал вывод, что основной проблемой у детей, имеющих то или иное нарушение двигательного развития, является функциональная блокада.Принимая во внимание сделанные выводы, В.Войта продолжил разрабатывать и внедрять свой метод, получивший название: «Войта-терапия».

Принцип действия Войта-терапии

С раннего возраста человек умеет хватать, переворачиваться, ползать, вставать, прямо ходить - все это инстинкты, рефлексы. Через мозг поступают импульсы, отвечающие за выполнение этих рефлекторных движений. Однако, в силу определенных обстоятельств, при том или ином нарушении центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, эти импульсы блокируются: не поступают в нервные окончания в полном объеме.

Суть Войта – терапии - заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей.

Рассмотрим основные фазы стимуляций двух врожденных образцов движения - ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ – ПОЛЗАНЬЕ.

Первое, что начинает делать ребенок – это переворачиваться. Здоровый малыш начинает выполнять переворот на 5-м – 6-м месяце жизни, больным ДЦП детям нужно помочь вспомнить, как это делается.

 

Стимуляция переворачивания (2 фазы)

Фаза № 1

В положении лежа на спине, руки и ноги вытянуты. Через разражение в зоне груди достигается поворот на бок.

Ожидаемые реакции: - вытягивание позвоночника; - сгибание ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; - удерживание ног против силы тяжести; - подготовка рук к опорной функции; - движение глаз в сторону поворота; - включение глотательных движений; - активизируются мышцы, отвечающие за дыхание, мускулатура живота, основания таза, сфинкторных мышц кишечника и мочевого пузыря.

Фаза № 2

Вторая фаза рефлекторного переворачивания производится в положении на боку. Лежащие внизу предплечье и нога служат опорой телу. Они продвигают его против силы тяжести вверх и вперед. Движение заканчивается, когда процесс переворачивания завершается процессом ползания.

Ожидаемые реакции: - позвоночник растягивается во время общего процесса переворачивания; - голова удерживается против силы тяжести; - постоянно увеличивается опорная функция в лежащем внизу плече в направлении кисти и в лежащем внизу тазу в направлении ноги;

Рефлекторное ползание – это двигательный процесс, которым ребенок без нарушения функций движения начинает выполнять в 8-9 месяцев. Этот процесс содержит в себе следующие составляющие:

1). Определенное управление положением тела.

2). Выпрямление против силы тяжести.

3). Целенаправленные шаговые движения рук и ног.

Это то, к чему нужно стремиться, стимулируя ползание во время занятий Войта-терапией.

Стимуляция ползания Ребенка укладывает на живот, головка касается поверхности и повернута в сторону. Здесь очень важна крестообразная последовательность, при которой одновременно двигаются правая нога и левая рука или наоборот. Именно противоположность конечностей поддерживает тело и двигает его вперед.

Ожидаемые реакции: активизируются мышечные и выпрямляющие механизмы организма необходимые для опоры, хватания, вставания и ходьбы;

Очень важно понимать следующее: первым в работу во время проведения Войта-терапии включается МОЗГ, стимулируемый терапевтом! Теперь задача мозга – найти проводники – нервы, чтобы те, в свою очередь активизировали врожденные образцы движения и передали их в опорно-двигательный аппарат ребенка (ручки, ножки, пальчики, шейку). Это очень длительный и серьезный процесс. Не ждите, что ребенок повернется, поползет на первый или на второй или даже на третий день занятий. Важно терпение и уверенность в успехе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: