Система антикоррупционных запретов, связанных с получением вознаграждений государственными служащими: проблемы и перспективы развития

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности.

Система запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных мер безопасности. Ведь именно принятие подарков даже малой стоимости может стать первым шагом к коррупции. Такое дарение, направленное на улучшение совместной работы и поддержание контактов, подготавливает почву для последующих коррупционных отношений и может поставить под сомнение репутацию должностного лица.

Запрет на дарения служащим устанавливается Гражданским кодексом РФ. Ст. 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной службы.

Специальные запреты, ограничивающие использование служебного положения для извлечения личной выгоды, предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». При этом под вознаграждением понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Таким образом, норма ст. 575 ГК РФ практически утрачивает свое значение, т.к. подарки являются вознаграждением, которое государственному служащему брать запрещено.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют пава пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. 3 Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. Но данное положение оставляет определенные пробелы. Так, государственный служащий может получить за свою деятельности и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. Еще один неоспоримый пробел - отсутствие в российском законодательстве запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).

Спорным является ограничение данного запрета только периодом нахождения на государственной службе. Ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию. Цель продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений после увольнения с государственной службы очевидна: предотвратить безнаказанное получение какие-либо преимуществ. Ведь по окончании государственной службы лицо может бесконтрольно принимать подарки за деятельность, которую оно осуществляло в период осуществления должностных полномочий, что затрудняет предотвращение и выявление коррупционных преступлений. При этом нет необходимости устанавливать какие-либо временные ограничения для данного запрета, достаточно указать, что вознаграждение было получено в связи с исполнением бывшим государственным служащим своих должностных обязанностей.

Отсутствие четко прописанного дисциплинарного взыскания за нарушения запрета на получения вознаграждений государственным служащим (в случае отсутствия признаков уголовного деяния) также не способствует соблюдению данного антикоррупционного правила.

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Они признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством (т.е. ст. 575 ГК РФ, если стоимость подарка не превышает 3000 рублей). При желании, чиновник может выкупить данный подарок у соответствующего бюджета. Но ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такой порядок прописан и доведен до сведения служащих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: