Примерная циклограмма

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление образовательными системами»

 

НА ТЕМУ:

 

 

«Годовое планирование в школе»

 

Выполнил: студент 4 курса

направления 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организаций»

Щекин Д.И.

 

Научный руководитель:

Д.п.н, профессор кафедры ТИПиОП

Галустов Р.А.

 

Армавир, 2017

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение ……………………………………………….3

 

2. 1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ШКОЛЕ………………………4-15

 

3. 2.1 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ, ТЕКУЩИЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ В ШКОЛЕ………………………………………16-18

 

4. Заключение……………………………………….19

 

ВВЕДЕНИЕ

Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся. Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план — один из показателей научной организации и управления школы.

План должен быть кратким, четким и ясным.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

 

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды,

5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

— составление педагогами проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

— внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

 

Планы ОУ могут быть различными по форме, содержанию и структуре. Главное: план должен быть удобен для его исполнителей и отвечать требованию:

план – это перечень дел, выполнение которых ведет к достижению поставленной цели, и твердые сроки выполнения этих дел.

Нормативно-правовое обеспечение планирования

Организация планирования закрепляется соответствующими локальными актами. Перечень планов отражается в номенклатуре дел ОУ.

Проект Плана принимается педсоветом, согласуется с органами самоуправления ОУ, Управлением образования, если это предусмотрено локальным актом, и утверждается приказом директора.

 

Примерный план ОУ

учебно – воспитательной работы

на 2017 учебный год

Примерная циклограмма

работы общеобразовательного учреждения (корректируется с учетом особенностей функционирования каждого конкретного учреждения).

 

- Август

Подготовка школы к новому учебному году. Готовность учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала к началу учебного года

Приемка школы

Комплектование 1-х классов

Комплектование 10-х классов

Зачисление учащихся в школу

Учет детей 6-15 лет в микрорайоне

Проверка укомплектованности школьной библиотеки учебной и методической литературой

Участие педагогов школы и администрации в августовской конференции

Распределение учебной нагрузки, тарификация

Августовский педсовет, утверждение плана работы школы, режима работы Знакомство с вновь принятыми педагогами

Предварительный сбор учащихся. Обеспеченность учебными принадлежностями, учебниками

Составление расписания уроков

Составление графика работы сотрудников школы

Составление графика дежурства администрации, учителей, учащихся

Подготовка документации для сдачи статистической отчетности, тарификации

Подготовка к празднику «День знаний»

 

- Сентябрь

Праздник «День знаний»

Комплектование учащихся на 5 сентября

Явка учащихся на 5 сентября

Организация дополнительного образования (комплектование кружков, факультативов, спортивных секций и др.)

Организация дополнительных образовательных услуг

Комплектование ГПД

Корректировка и утверждение расписания уроков

Утверждение рабочих планов и программ, новых учебных программ, планов классных руководителей

Составление графика проведения контрольных, лабораторных и практических работ на первое полугодие

Организация обучения больных детей на дому

Сдача отчетов в Управление образования, тарификация

Организация горячего питания

Заседания школьных методических объединений. Работа с вновь принятыми учителями

Формирование органов самоуправления школы (Управляющего совета, родительских комитетов, ученического актива и др.)

Сверка бланков строгой отчетности, алфавитной книги и личных дел

учащихся

Месячник по профилактике детского дорожного травматизма

Проведение Дня здоровья

«Входной» контроль в 5-х классах

Контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4-х классах с

целью организации повторения для выявления пробелов в знаниях учащихся.

Утверждение плана работы методического совета, графика проведения предметных декад, школьных предметных олимпиад

Подготовка к школьной олимпиаде

Изучение уровня адаптированности учащихся 1-х классов

Подготовка школы к зиме

 

- Октябрь

Составление банка данных «Семья»

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Обследование жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой

Подготовка к аттестации работников школы

Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда

Утверждение индивидуальных маршрутов для одаренных детей

Организация и проведение школьных предметных олимпиад

Работа школьной аттестационной комиссии (ШАК)

Контроль за организацией горячего литания

Проверка журналов по технике безопасности

Участие в городских конкурсах

Классно-обобщающий контроль в 10-х классах

Проверка школьной документации

Медицинское обследование учащихся, работа школьного врача

Итоги учебных результатов за 1-ю четверть

Общешкольные родительские собрания

 

- Ноябрь

Итоги и анализ успеваемости за первую четверть

Организация осенних каникул

Анализ выполнения плана контроля и руководства за 1-ю четверть

Корректировка плана работы на 2-ю четверть

Подготовка к городской олимпиаде и научно-практической конференции школьников. Встреча учащихся - членов школьного НОУ- с научными руководителями, консультантами

Контроль за работой ГПД

Контроль за работой кружков, факультативов, спортивных секций

Ведение документации классов КРО и надомного обучения

Проверка ГПД

Работа ШАК

Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,

Центра семьи)

Анализ санитарно-гигиенического режима и питания школьников

Педсовет

Участие в городских конкурсах и проектах

 

- Декабрь

Творческие отчеты аттестуемых учителей

Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам профессионального самоопределения

Участие школьников в городских предметных олимпиадах

Психолого-педагогический консилиум в 1-х классах

Контроль за работой учителей, занимающихся с больными детьми на

дому

Административные контрольные работы за I полугодие

Мониторинг образовательного процесса по результатам контрольных работ.

Подготовка и проведение новогодних праздников. Утверждение плана

работы на каникулы

Проверка соблюдения правил техники безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах и спортивном зале

Соблюдение противопожарного режима

Итоги работы методических объединений за I полугодие. Работа с

нормативными документами

Участие в городских конкурсах и проектах

Общешкольные родительские собрания

Классные собрания по итогам I полугодия

Составление графика отпусков работников школы

 

- Январь

Организация зимних каникул

Итоги и анализ работы за I полугодие

Анализ выполнения учебных программ. Корректировка рабочих планов.

Проверка журналов

Сдача отчетности в Управление образования

Составление расписания, графика проведения контрольных, лабораторных практических работ на второе полугодие

Анализ выполнения плана контроля и руководства за 2-ю четверть.

Планирование работы на 3-ю четверть

Анализ уровня заболеваемости и травматизма учащихся школы.

Педсовет

Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,

Центра семьи)

Работа ШАК

Участие в научно-практической конференции учащихся

Творческие отчеты социально-психологической службы (психолога,

логопеда, социального педагога)

Участие в городских конкурсах и проектах

Проведение инвентаризации

Организация работы Школы раннего развития (групп по подготовке к школе)

 

- Февраль

Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов

Психолого-педагогический консилиум в 9-х классах

Углубленная диагностика учащихся 9-х классов

Контроль за работой кружков, факультативов, ГПД.

Вечер встречи с выпускниками

Предварительное комплектование

Мониторинг учащихся 7-х, 8-х классов

Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов

Участие в городском конкурсе «Учитель года»

Работа ШАК

Творческие отчеты аттестуемых учителей

Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,

Центра семьи)

Праздник «День защитника отечества»

Методический совет

Мониторинг использования новых педагогических технологий педагогами школы

Выявление рейтинга высоко значимых для подростка жизненных сфер

Анализ санитарно-гигиенического режима и питания школьников

 

- Март

Анализ посещаемости и успеваемости детей «группы риска»

Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов

Психолого-педагогический консилиум в 11-х классах

Углубленная диагностика учащихся 11-х классов

Выбор учащимися 11-х классов ЕГЭ по выбору

Подготовка к ЕГЭ

Планирование летней занятости учащихся. Создание летнего пришкольного лагеря.

Организация летнего отдыха детей, находящихся под опекой

Неделя детской книги

Работа Школьной аттестационной комиссии

Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,

Центра семьи)

Педсовет

Праздник 8 марта

Масленица

Работа Школы раннего развития

Организация весенних каникул

Участие в городской научно-практической конференции педагогических работников

Проверка соблюдения правил техники безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах и спортивном зале

Соблюдение противопожарного режима

Общешкольные родительские собрания

- Апрель

Итоги и анализ успеваемости за 3-ю четверть

Анализ выполнения плана контроля и руководства за 3-ю четверть

Планирование работы на 4-ю четверть

Проверка тетрадей для контрольных, лабораторных и практических

работ

Проверка школьной документации

Репетиционный экзамен по ЕГЭ

Мониторинг качества образования по математике, русскому языку и

литературе в выпускных классах

Психолого-педагогический консилиум в 4-х классах

Заполнение диагностических карт развития учащихся 4-х классов

Мониторинг качества навыков чтения в 1-5-х классах

Составление расписания экзаменов, консультаций для учащихся 9 классов, промежуточной аттестации

Итоги работы предметных кружков, факультативов

Методический совет

Подготовка к празднованию Дня Победы.

Работа ШАК.

Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,

Центра семьи).

Работа Школы раннего развития

Анализ работы методических объединений за год и планирование работы на следующий год

Подготовка к планированию на новый учебный год

 

- Май

Проведение итогового контроля за состоянием УВП (переводные контрольные работы, экзамены, ЕГЭ, итоговая аттестация за курс основной школы)

Педсоветы по переводу учащихся и допуску к итоговой аттестации

Утверждение экзаменационного материала

Празднование Дня Победы

Подготовка и проведение праздника последнего звонка

Составление проблемно-ориентированного анализа учебного года

Планирование работы на следующий год

Работа Школы раннего развития

Организация пришкольного лагеря, трудовых отрядов

Сдача учебников в школьную библиотеку

Общешкольные родительские собрания

 

- Июнь

Итоговая аттестация учащихся

Педсоветы об окончании учащимися 9-х, 11-х классов

Выпускные вечера

Организация работы пришкольного лагеря, летних работ учащихся

Статистическая отчетность по итогам года

Организация летних занятий с учащимися

Ремонт школы. Подготовка к новому учебному году

 

- Июль

Ремонт школы. Подготовка к новому учебному году

Приемка школы

Комплектование 1-х, 10-х классов

 

2.1 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ, ТЕКУЩИЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

Перспективный план работы школы составляется на 3-5 лет. Сроки планирования определяются целями планирования. Перспективное планирование должно соответствовать срокам развития образования в стране, годовое- цикл управления, т.е. с 1 сентября по 1 сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Перспективный план согласуется с планами районного Отделами Образования и составляется на 1-е января текущего года.

Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных отделов образования. Этот план не должен быть слишком детальным, его задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане следует отразить:

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы института повышения квалификации и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д. Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

По горизонтали обозначается:

Недели и дни учебной четверти.

По вертикали:

Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.

Разделы:

1) Педсовет;

2) Заседание методических объединений;

3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;

4) Совещания при деректоре;

5) Заседания местного кометета;

6) Общешкольные родительские собрания;

7) Школьные вечера;

8) Спортивные вечера;

9) Массовые культ.походы;

10) Общешкольные газеты;

11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.

Оперативные планы - это обычная, ежедневная деятельность, которая позволяет выполнить тактические, а со временем, и стратегические задачи организации.

Основная задача оперативных планов — это организация ежедневной деятельности сотрудников, направление её в приоритетное русло целей и задач. Особенно важно оперативное планирование на начальном этапе: во время быстрого развития или работе над новым направлением деятельности.

Для оперативных планов важны процессы их доведения до персонала и контроля выполнения. Формулировка задач должна быть простой и понятной сотруднику, а контроль позволит не только наказать нерадивых, но и поощрить отличившихся — получить информацию для возможных корректировок тактических планов.

Оперативные планы и распределение задач по сотрудникам должны быть взаимосвязанными и направлены на одну цель — получение прибыли и решение тактических задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: