Восприятие -
это сложный процесс познания, в результате которого человек формирует собственную картину мира. Каждый предмет (или явление) посредством своих качеств оказывает влияние на органы чувств человека, вызывая определенные ощущения. В итоге совокупность ощущений помогает малышу воспринимать целостный образ данного предмета.
Восприятие складывается не только из ощущений, но и из предыдущего опыта.
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных процессов: внимания, памяти и мышления.
Люди не рождаются готовыми к восприятию действительности, они постепенно учатся этому. И пожалуй, самую важную роль в данном процессе сыграют родители, ведь от того, как пройдет знакомство ребенка с миром в раннем детстве, зависит его дальнейшее развитие.
Свойствами восприятия являются:
· осмысленность (свойство восприятия, тесно связанное с мышлением, с пониманием сущности предметов)
· обобщенность (это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний).
· предметность (cвойства предметов неотделимы от самих предметов, например, лимон всегда желтый и если ребенок увидет фрукт желтого цвета он будет убежден, что это лимон),
· целостность ( выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются),
· структурность (свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры),
· избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности)
· константность (это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело веку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности)
Характеристика восприятия детей 3-7 лет.
Для дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Сознание ребенка занято восприятием конкретных предметов или явлений, а поскольку навыки анализа еще не сформированы, то он не может выделить их существенных признаков.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Развитие восприятия, мышления и речи ребенка У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу. У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Развитие внимания, памяти и воображения. В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.
В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию. В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.