Восточные славяне в древности

II-I тыс. до н.э обособление славян из индоевропейской общности
Нач. I тыс. н.э первые письменные свидетельства: греческие, римские (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий) арабские, византийские источники. Прародина: от р. Одер до Карпатских гор
Середина I тыс. н.э. завершение процесса расселения по Европе
III в. готский племенной союз (германцы - готты, с севера или с востока).
III-VI вв. н.э. Великое переселение народов. Заселение Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы.
VI в. выделение отдельных ветвей славянства. Славяне это венеды и анты
Присоединение славянских племен.   V в. до н.э. - I-II вв. н.э. -скифы и сарматы IV-V в. - гунны VI в. - авары (обры) VII в. - волжские болгары VIII в. - хазары.
IV в первые сведения о политической истории.
VI в источники о походах на Византию
VI-IX вв. н.э становление классового общества у восточных славян
IX в образование древнерусского государства

Внешний вид славянского поселения

Cелиться славяне любили по берегам рек и озер, на высоких местах — чтобы водой не залило во время весенних разливов. Тысячу лет тому назад не умели славяне строить хороших домов. Они сплетали себе жилища из ветвей, покрывали соломой — лишь бы укрыться от дождя да непогоды, — жили и в землянках.
Вот что писал Ибн-Даста: "Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, <.....> и на крышу накладывает земли. <....> Взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны"


Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы.
Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Ненастье да мороз заставили наших предков, пришедших с юга, подумать и о теплой одежде. Где нужда, тут и помога: леса полны были пушным зверем. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было. Не угнаться человеку за быстрым зверьком - за лисицей или зайцем, не одолеть ему силача медведя.

Да хитер человек, смышленее он зверя, — придумал тугой лук да острые стрелы. Быстрая стрела догонит и зайца в поле, и птицу в небе. Силен лесной богатырь медведь, а и с ним может управиться человек, коли в руках у него рогатина или копье да тяжелый топор, или секира, про запас.

Плохим было оружие наших предков двенадцать веков тому назад, но были все-таки у них и стрелы, и копья с железными наконечниками. А в глубокой древности, когда не знали еще ничего про железо, острия копий и стрел делали из кремней и рыбьих костей. Умели предки наши капканами да западнями ловить зверей.

Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда — более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.

Занятия славян

Земледелие. Из хлебных растений возделывались просо и гречиха. Выращивались лен, конопля. Южные земли (плодородные почвы, древние скифские земледельческие традиции, связи с государствами Северного Причерноморья) - обгоняют северные земли в развитии. Север: подсечно-огневое земледелие
1 год: деревья вырубаются
2 год: деревья сжигаются, а зола используется как удобрение
3 год: засев и сбор урожая
Затем - новый участок, т.к. земля истощается.
Основные орудия труда: топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, цепы, каменные зернотерки, ручные жернова
Юг: вид земледелия - перелог
Много плодородных земель. Засевали участок в течение 2-3 лет, затем выбирали новый участок.
Основные орудия труда: соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом и иные орудия для горизонтальной вспашки.
Скотоводство.
Свиньи, коровы, мелкий рогатый скот. Рабочий скот волы и лошади.

Развито рыболовство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел), особенно на севере.

Предки наши питались самой грубой, иной раз даже и сырой пищей: мясом животных, рыбой, молоком.

 

Каковы же были славяне, наши далекие предки?
По описаниям древних историков, они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду. Славяне удивляли греков своей неутомимостью и быстротой. Они мало пеклись о своей наружности, считая, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное приятное лицо. Это описание славян и антов оставили нам византийские писатели-историки Прокопий Кесарийский и Маврикий, знавшие их еще в VI веке.

Византийские авторы не упоминают ни об одном из славянских полководцев, хотя наши предки громили легионы и крушили Римскую империю с востока. Славяне сражались не стеной, не сомкнутыми рядами, а рассеянными толпами и всегда пешими. Чрезвычайная храбрость славян была известна всем. И не случайно, что в сражениях за другие страны и народы славян ставили всегда впереди основного войска. Древнее славянское оружие состояло из мечей, дротиков, стрел, пропитанных ядом, и больших, тяжелых щитов.

Византийские сочинения VI в. оставили свидетельства о жестокости славян, но эта жестокость была в духе того времени, так как к пленным славянам более цивилизованные тогда народы (римляне, греки и др.) тоже относились варварски. Но славяне, воинственные духом, всегда оставались добродушными. Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную грекам того времени. С пленными славяне обходились дружелюбно, всегда назначали им срок наказания, отпускали их на волю за определенный выкуп или жили с ними "в свободе и братстве". Столь же единогласно древние авторы свидетельствуют о гостеприимстве славян.

Славянские женщины издавна любили рядиться (наряжаться), украшали себя кольцами, серьгами, ожерельями.

Целомудрие не только славянских жен, но и мужей считалось нормой жизни. Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. Так, при осаде Константинополя в 626 г. греки между убитыми нашли много славянских женщин.

Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами обидчиков, ибо славяне, подобно другим языческим народам, стыдились забывать обиду. В случае убийства не только сам преступник, но и весь его род беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови за кровь.

Говоря о полянах, Нестор пишет об их кротости, стыдливости жен, образованности. О древлянах же он говорит уже не так лестно, это и понятно: Нестор сам был выходцем из племен полян. Он пишет, что древляне имели дикие обычаи, что они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов.

Венеды (славяне), как повествует древнеримский историк Тацит, едва закрывали свою наготу. Еще в VI в. славяне сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Шкуры лесных и домашних зверей согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшения из бисера и металла, добытых на войне или выменянных у иностранных купцов.

Славяне имели некоторое понятие об искусстве. Он вырезали на дереве изображения человека, птиц, зверей, раскрашивали их. Известна любовь славян к музыке (музыкальные инструменты - гусли, волынки, гудки, дудки). Народными играми и потехами славян были борьба, кулачный бой, бег взапуски.

Еще не зная грамоты, славяне имели некоторые сведения об арифметике, хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их к многосложному счислению. Наблюдая времена года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев: просинец (январь) - от синевы неба; сечень (февраль); сухий (март); березол (апрель) - от березовой золы; травный (май); изок (июнь) - от какого-то древнего названия птички; червен (июль) - не от красных ли плодов и ягод?; зарев (август) - от зари или от зарницы; рюен, или ревун (сентябрь) - от рева зверей; листопад (октябрь); груден (ноябрь) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный (декабрь).

Сначала у славян, как сообщает Н.М. Карамзин, правление было народным, затем превратилось в "аристократическое". Первыми правителями были военные вожди. Затем власть перешла к боярам, князьям, панам, жупанам, королям (кралям). Византийские летописи в 764 г. упоминают о боярах, вельможах - главных болгарских чиновниках. Слово "князь", очевидно, родилось от слова "конь", а возможно, и от "каган" (восточное слово) или от немецкого "кёниг".

Но древние бояре, воеводы, князья, паны, жупаны и даже славянские короли зависели от воли соплеменников. Эти почетные звания - древние славянские. Еще в договоре с греками в 911 г. Олег упоминает о великих русских боярах, да и само слово "князь", данное нашими предками Рюрику, думается, не могло быть новым и означало знаменитый, воинский или гражданский сан.

Язык славян греки в VI в. находили весьма грубым. Древнейшим памятником письменности является Библия, переведенная на славянский язык Кириллом и Мефодием в IX в. Но уже в Библии имеется много заимствованных у греков слов и выражений.

Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время (до XIII в.) был единым. Но под влиянием внешних и внутренних факторов он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

Предки наши до конца Х века были язычниками: истинной веры христианской не знали, а поклонялись обожествленным силам природы и душам усопших.

Они чтили как главное божество бога-громовержца Перуна. Славяне представляли его высоким, плечистым, чер­новолосым и черноглазым человеком с золотой бородой. В правой руке у него лук, в левой — колчан со стрелами. Он мчится по небу в колеснице и пускает огненные стрелы.

Почитали также бога ветра именем Стрибог. Божество солнца называли Дажбогом, покровителя стад, «скотьего бога», — Велесом. Все эти боги считались детьми одного божества — бога неба Сварога, и потому их всех называли иногда сварожичами. Верили в других богов: в лесу, по древнему верованию наших предков, жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в руслах рек — русалки. Особенно же чтили домашнего бога.

Люди в глубокой древности, как дети, совсем еще не понимали, что творится в природе: всюду чудились им могучие существа, благие и злые. Благодетельным существом считали они солнце, которое своим светом прогоняло ночную тьму, теплом согревало землю, вело, как живое существо, постоянную борьбу с холодом и тьмою.

Черные тучи представлялись им страшными чудовищами, драконами, громадными птицами — врагами солнца. Страшно становилось людям, когда темная грозовая туча надвигалась на небо. Ползет это неведомое темное существо по небу, все ближе и ближе подбирается к солнцу и вдруг хватает его. Вместо ясного солнечного света мгла над землею. Смутно на душе у людей. Вдруг — удар грома, грохот раскатывается по всему небу, огненные стрелы пронизывают тучу. То идет страшная борьба: бог-громовержец разит чудовище-тучу своими молниями-стрелами. Из тучи льется дождь: это живая вода, которую таило чудовище; но заставил его Перун пролить ее на землю. Жадно пьет земля живую воду и входит в еще большую силу. Туча разбита стрелами бога-громовержца. Сильный ветер гонит своим могучим дыханием остатки ее с неба. Снова голубое небо приветливо обнимает землю, снова над ней сияет красное солнышко. Радуются люди, приносят они благодарность и небесному воителю Перуну, и могучему ветру.

Но не всегда эти боги благодетельны для человека. Иногда солнце так жжет землю, что она трескается от зноя, травы выгорают на полях, хлеба — на нивах. Ветер порой задует с такой яростью, что выворачивает из земли вековые деревья, разметывает жилища людей. Но страшнее всех — громовержец: раздаются над землей его страшные удары, разит он землю ужасными огненными стрелами. Вековой дуб разлетается мелкой щепой от этих ударов. Не щадят порой эти стрелы и человека. Велика милость богов, но ужасны боги в гневе своем. В страхе падает на землю несчастный человек, умоляет грозных богов о пощаде, готов принести им жертву, показать полную свою покорность.

Языческих храмов у предков наших не было, а молились они своим богам в лесной глуши, у озер и рек, на возвышенных местах. Делали идолов, то есть изображения своих богов в виде людей, обыкновенно из дерева. Приносили им в жертву разных животных, молились.

Особенных жрецов у восточных славян не было, обряды совершали старцы, старшины родов.

Было у славян верование в будущую загробную жизнь. Покойников своих они закапывали в землю, а иногда сжигали. С покойным зарывали в могилу или клали с ним на костер пожитки его, утварь, а также оружие и боевого коня, если покойник был воин. Предки наши верили, что умершие снова воскреснут и тогда им понадобится все то, что окружало их в жизни. После погребения на могилах совершали пиры — тризны.

Верили славяне и в предзнаменования. Думали, что боги разными приметами дают людям возможность узнать будущее. Отсюда ведет начало обычай гадать. Те люди, которые умели объяснять знамения и гадать, назывались волхвами, кудесниками, ведунами и ведьмами. По верованиям славян, заклинаниями и волхованиями те могли отвратить беду или накликать ее.

Славяне и их соседи в VII - IX вв

"Повесть временных лет" перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы).

Часть перечисленных племен не была так связана с Русью (литва, корель, зимигола, либь, ямь), как другие ассимилированные славянами (меря, мурома, весь). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех соседях славян, которые были наиболее тесно связаны с Русью.

Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.

На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угорские племена. К ним относятся волховская чудь (выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем "из варяг в греки"), водь, ижора, весь (кроме белоозерской), айсты (эсты). Во времена Нестора айстами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н. э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.

Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь (ваккья, ваддя). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево (Ладоги), Онеги и Белоозера, вышло на Северную Двину.

Трудно проследить историю карел (корел) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. "Повесть временных лет" не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива (у Выборга) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери (отсюда Ингрия, Ингерманландия). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.

Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью (как водь и ижора), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.

Меря, по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: "на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же". Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексина и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.

В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население. Это были аланы - "ясы" русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры (мадьяры). Выходцы из прикамья, ближайшие родичи югров (хантов и манси), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.

К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

К славянам ильменским примыкали со всех сторон племена финские: чудь, меря, весь. К полянам, северянам, вятичам прилегало в те времена на юг и восток царство Хазарское. Хазары — народ племени турецкого. Царя хазарского величали каган. Был он веры иудейской, и многие хазары держались верования иудейского, однако не теснили и другие вероисповедания. Жило в земле хазарской множество магометан, или мусульман, — последователей вероучения араба Магомета, жили и язычники, и христиане. Как-то раз магометане разрушили церковь христианскую. И строго наказал их за это каган. В землю хазарскую приходили проповедники учения Христова: каган сам не крестился, но никому не запрещал этого делать. Властитель всегда содержал двенадцать тысяч воинов. Умрет, бывало, воин,— на место его сейчас берут другого.

Каган держался очень гордо, недоступно. Беседовать с ним могли только наместник его и очень немногие — самые знатные сановники. Даже они входили к властителю с благоговением, не иначе — как босиком. Народу каган показывался только раз в четыре месяца, верхом. За ним на почтительном, большом отдалении шло войско. Народ падал ниц и поднимал голову, только когда он проедет. Остальное время властитель проводил во дворце со множеством жен своих. При такой жизни он, конечно, править царством не мог. Настоящим повелителем был наместник, который обыкновенно начальствовал и над войском.

Войско хазарское не смело и думать о бегстве перед неприятелем. Любой воин — даже военачальники и наместник — за бегство с поля битвы подвергался обычно казни, и казни жестокой: виновного рассекали надвое и вешали рассеченного на кресте или на дереве. Жен, детей, имущество, оружие казненного раздавали людям. Впрочем, иногда каган и миловал — определял виновного к себе в конюхи.

Кагану полагалось править не более сорока лет. Через сорок лет правления кагана убивали, «дабы он не мог ослабеть умом и духом». Но как бы ни умер повелитель, для похорон его строили гробницу — дворец в двадцать покоев. В каждом покое рыли по могиле и засыпали дно ее камнями и негашеной известью. Под дом проводили речной проток. Схоронив кагана в одной из могил, всем бывшим при погребении отсекали головы, дабы никто не мог узнать — где похоронен владыка. А известь и вода делали свое дело — следов захоронения не оставалось.Никто не смел проехать мимо такой гробницы верхом. Он должен был сойти с коня, поклониться гробнице и далее идти пешком, пока гробница не скроется с глаз его.

В народных песнях о бывалом — былинах — вспоминается, как богатырям русским приходилось отстаивать землю свою от Жидовина. В этом Жидовине, конечно, вспоминается народ хазарский с его каганом иудейской веры. Как о нем не вспоминать: нередко тревожил он русскую землю!

Песня изображает Жидовина страшным великаном. Ископыть — яма, выбитая копытом коня его, — с полпечи.

Проезжал Жидовин заставу богатырскую, что стояла перед Киевом. На заставе атаманом поставлен был славный богатырь Илья Муромец, крестьянский сын. Проезжал Жидовин, насмехался над богатырями. Этого ему простить нельзя. Выбирают богатыри, кому ехать сразиться с Жидовином. Выбрали Ваську Долгополого, из приказного рода. Говорит Илья Муромец:

Не ладно, ребятушки, положили.
У Васьки полы долгие,
По земле ходит Васька, заплетается.
На бою на драке заплетется,
Погибнет Васька по-напрасному.

Выбрали Гришку, сына боярского. Опять не одобряет Илья:

Не ладно, ребятушки, удумали.
Гришка роду боярского.
Боярские роды — хвастливые
На бою-драке призахвастается,
Погибнет Гришка по-напрасному.

Думают — пошлем Алешу Поповича! А Илья свое:

Алешенька роду поповского;
Увидит Алеша на нахвальщике
Много золота-серебра, —
Злату Алеша позавидует,
Погибнет Алеша по-напрасному.

Наконец падает выбор на Добрыню Никитича. Добрыня — роду княжеского. Выехал в поле, посмотрел в трубочку серебряную. Вызвал Жидовина на бой.

Б росился на него Жидовин..
Мать сыра земля всколебалася,
Из озер вода выливалася,
А конь под Добрынею на колена пал!

Взмолился Добрыня Богородице и убежал. Пришлось выезжать самому Илье, -

Некем ему заменитися!

Выехал в поле Илья, вместо трубки посмотрел в свой молодецкий кулак, вызвал Жидовина на бой. Долго борются противники, один другого одолеть не могут. Вдруг у Ильи «левая ноженька ускользнулася». Он упал, Жидовин — на него! Хочет пороть ему белую грудь. Вспоминает Илья:

Написано было у святых отцов,
Удумано у апостолов:
Не бывать Илье в чистом поле убитому.
И — втрое у него силы прибыло!

Придала Илье силы уверенность, что ему не положено умереть в бою. Пособрался он, понатужился, вскинул Жидовина на воздух, ударил оземь, потом отрубил ему голову, вздел ее на копье свое булатное. Едет к заставе. Встречают атамана богатыри. Сбросил он голову с копья, приговаривает:

Ездил я в поле тридцать лет,
Экого чуда не наезживал!

Соседние миролюбивые славянские племена полян, северян, вятичей, радимичей хазары обложили данью. Летопись рассказывает, будто северяне, вятичи, радимичи платили по беличьей шкурке с дыма (с дома), поляне же — по мечу с дыма.

Когда впервые привезли эти мечи от полян в землю хазарскую, они мудрецам хазарским не понравились

Быть нам самим данниками полян, — предсказали они. — Заострены их мечи с двух сторон, а наши — только с одной стороны!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: