Введение в дисциплину

 

Эффективность функционирования современной организации в любой области деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно она управляется.

Повысившийся уровень конкуренции в бизнесе и возросшая сложность задач государственного или муниципального управления в быстро изменяющемся глобализированном мире предъявляют дополнительные требования к профессиональному уровню того, кто осуществляет управление компанией, банком и т.д.

В настоящее время, когда создаются и находят широкое применение стандарты управления проектами, также значима роль принятия решения в нестандартных, сложных ситуациях, в условиях неполной информации и риска, с которыми приходится сталкиваться управленцу в реальной управленческой практике. К тому же достижению лидирующих позиций в условиях жесткой конкуренции или управлению в условиях противодействия требуют, подчас, поиска и принятия уникальных, единственно возможных решений, но главное - адекватных той управленческой ситуации, в которой принимается решение.

Поэтому сегодня совместно с технологиями в типичных, стандартных ситуациях приходится использовать высокие технологии управления, способные обеспечить конкурентное преимущество.

Профессионализм менеджера состоит в умении вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения, без которого эффективное управление организацией невозможно.

Каждый профессиональный менеджер понимает, что для начинания любого дела необходимо определить цель своих действий, как для каждого конкретного действия — оперативную, так и на долговременную перспективу - стратегическую.

Цели должны быть:

1) конкретными;

2) измеримыми;

3) достижимыми;

4) взаимоддерживающими.

Т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижимости.

Если такого критерия нет, то не будет возможности осуществлять одну из основных функций управления - контроль.

Современную организацию отличают масштабы управленческой деятельности, отделение управленческой деятельности от непосредственного процесса производства или оказания услуг.

Профессионально принятому управленческому решению всегда предшествует анализ ситуации и ожидаемого хода ее изменения в будущем. Это служит основанием для выработки программы действий организации.

Деятельность современной организации в условиях глобализации и повышения уровня конкуренции делает более весомой роль профессиональных знаний и компетентности, так называемой экспертной составляющей. Поэтому реализация наиболее важных управленческих функций на основных этапах управленческого цикла предполагает в процессе выработки, принятия и реализации решения использования высококвалифицированных специалистов - экспертов.

Для руководителя большое значение имеет умение правильно организовать работу экспертов, обеспечить корректное получение экспертной информации, выработку коллективного решения.

Достижение управленческого успеха не может быть случайным. За этим стоит верное видение управленческой ситуации и профессиональное владение технологиями, способными обеспечить достижение поставленной цели. Особая роль в формировании системы управления принадлежит проектированию организации. Задачи и проблемы, стоящие перед организацией, стратегия ее развития должны учитываться при формировании структуры предприятия, а в ряде случаев и определять саму структуру.

Поскольку каждое решение - это проекция в будущее, оно всегда содержит в себе степень неопределенности, поэтому для руководителя важно уметь правильно определять степень риска при принятии решения.

Целью изучения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» является овладение студентами методами принятия управленческих решений, основанных на современной теории разработки решений.

Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач:

1. Изучение теоретических основ разработки управленческих решений.

2. Анализ механизмов решения основных классов управленческих задач.

3. Изучение современных методов поиска эффективных решений.

4. Приобретение навыков по использованию современных методов разработки управленческих решений на основе решения ряда учебных задач и анализа практических ситуаций.

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана. Эти связи многоплановы. В курсах таких базовых дисциплин, как «Менеджмент», «Экономическая теория», «Высшая математика», «Статистика», «Экономико-математические методы в управлении». Теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентами при изучении курса «Методы принятия управленческих решений», будут использованы ими при решении конкретных задач в учебных курсах «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом».

Процесс принятия организационных решений менеджерами в современных организациях является предметом исследования дисциплины «Методы принятия управленческих решений».

Сложность присуща самим системам и составляющим их подсистемам, взаимосвязям между подсистемами, потоками информации и ресурсов внутри исследуемой системы, а также между системой и внешней средой.


 

Представим основные характеристики организации:

1) сложность;

2) неопределённость;

3) открытость;

4) динамизм развития.

 

Рассмотрим характеристику «сложность организаций», как объекта управления, более подробно.

Сложность современных организаций проявляется в трёх основных направлениях:

1) сложные взаимоотношения:

- внутри организации;

- с внешней средой.

2) подсистемы и элементы:

- большое число;

- разнообразие.

3) мощные потоки:

- поток ресурсов;

- поток информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: