Слово как единица языка. Исторические изменения в структуре слова

Задание № 10

Исторические изменения в структуре слова

Словообразование

Теоретическая часть:

1. Исторические изменения в структуре слова: опрощение, переразложение, осложнение (усложнение). Проиллюстрируйте каждый случай 1– 2 примерами.

2. Словообразование. Способы словообразования.

Литература

Учебники по Введению в языкознание (соответствующие параграфы)

 

Практическая часть:

1. Можно ли привести в качестве примеров опрощения следующие слова? Ответ обоснуйте: А) Зрачок, зрячий; Б) излучина, лукавый, лукоморье.

Приведите свои примеры, отражающие разные исторические изменения в структуре слова.

2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов:

Радиолюбительский, засорение, бесстрашные, быстрорастворимый, обанкротился, волчий, ультрамодные, прилёт, кофеваркой, прихожая, салатницу, россказни, разжились, покраснение, записывала, переглядываться, четырнадцать, подстаканник, взмах, малоисследованный, синева, полноправный, подснежник, почернелый, открытие,подскоки, зелень.

3. Составьте индивидуальный словарь терминов: морфемика, словообразование, деривация, морфема, морф, субморф, алломорф, вариант морфемы, корень, аффикс, флексия, суффикс, префикс, инфикс, интерфикс, конфикс, основа, производная / непроизводная основа, производящая база (основа), членимая / нечленимая основа, опрощение, переразложение, усложнение, все способы словообразования, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.


Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 9

Морфемика и словообразование. Морфемная структура слова.

 

1. Что такое морфема? Назовите типы морфем по разным основаниям. Что такое морф и субморф? Продемонстрируйте на примерах.

2. Определите, в каких словах есть флексии: стена, дом, сделал, ходить, лисий, два, лился, змей, стремление, заячья. В тех случаях, когда фонетическая флексия не совпадает с графической передачей морфем, используйте транскрипцию.

3. Выделите суффиксы, какие из них словообразующие, какие – формообразующие: скучал вечером, котята, писать, добрее, трое, читавший, втроем, думая, учитель.

4. Выделите основу и флексию. Определите тип основы (членимая - нечленимая, производная – непроизводная). Укажите производящую базу (основу). Решение, здание, медвежья, печник, гостиная.

5. Сколько разных слов приведено в данном списке? Новое слово записывайте с новой строки, его формы – рядом: нос, носик, носок, носика, носки, носить, носивший, неся, нести, носи, принеси, принося, принес, принести, носовой.

6. Расскажите о способах словообразования в русском языке.

 

7. Определите морфемную структуру слов. Сделайте словообразовательный разбор.

Переписываться, перелесок, говорит, бестелесный,доченька, пятнадцать, подоконник, взлет, железнодорожный, белизна, синь, пожелтелый, самоварный, вечнозеленый, изморось.


 

Введение в языкознание, 1 курс

Задание № 8

Синонимия и антонимия в языке

Теоретическая часть:

1) Понятие о синонимии и синониме в языке. Синонимия на разных уровнях языковой системы. Синонимический ряд. Типы синонимов (по разным классификационным основаниям).

2) Антонимия. Антонимическая пара. Типы антонимов. Функции антонимов в русском языке.

Литература

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1989

Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1999 (любое издание)

Сусов И. П. Введение в языкознание. – М., 2007.

Алефиренко Н. Ф. Теория языка: Вводный курс. – М., 2007.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1989 (любое др. издание)

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л.А. Новикова. – М, 1997. (см. предисловие)

Словарь русского языка в 4 томах (МАС)

Практическая часть:

1. Определите оттенки в значении синонимов (обоснуйте, пользуясь словарями). Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Составьте с ними предложения.

Шпион – разведчик, похождения – подвиги, признаки – симптомы, ограбление – грабеж, праздность – безделье, наказание – возмездие, соучастник – единомышленник, клика – шайка – банда, растратить – растранжирить – расточить, жадный – алчный – скупой – корыстолюбивый.

 

2. Подберите синонимы к иноязычным словам. Есть ли различия в сфере употребления этих слов?

Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, импозантный, индифферентный, конфессия, лаконичный, локальный, легитимный, оптимальный, оптимистический, пиетет, рафинировать, тривиальный, утилитарный, филантропия, фривольный, экзальтированный, эрзац.

 

3. Определите значение прилагательного (используя словари) в следующих словосочетаниях. Подберите синонимы и антонимы к прилагательному в каждом словосочетании.

Холодный воздух, холодный ответ, холодный человек, холодный взгляд, холодный прием.

 

4. Сделайте фонетическую транскрипцию, укажите фонетические процессы. Установите, соблюдается ли в выделенных словах слоговой принцип русской графики? Определите лексическое значение слова обильные в данном контексте. Используя словари, подберите к словам огромной, скорби синонимы и антонимы (если возможно), установите их типы.

В безлунную ночь страстной субботы по окраинам города, в узких щелях улиц медленно ходит женщина в черном плаще, лицо ее прикрыто капюшоном и не видно, обильные складки широкогоплаща делают ее огромной, идет она молча и кажется немым воплощением неисчерпаемой скорби.


Практическое занятие № 7

Слово как единица языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: