Основные понятия, определяющие суть системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, как приоритетного направления государственной молодежной политики

Последние десятилетия в истории нашей страны принесли с собой огромные изменения, которые в обязательном порядке отразились на жизни российского общества. Потрясения, военные конфликты, нищета, потери, и многие другие тяжелые испытания, которые пришлось пережить российскому народу, привели к позиции выживания у людей, упадку экономики, ослаблению государственных границ, падению культуры, исчезновению идеологии, разочарованию. Народ, который за последние 20 лет был обречен на выживание естественно потерял в большинстве своем ряд устоев, ценностей, изменил представление о себе. Это можно сравнить с утопающим судном, когда через пробоину, вода заполняет трюмы, команда сделает все, чтобы избавиться от дополнительного груза, чтобы спасти собственные жизни.

На сегодня перед современной Россией стоят задачи не только экономического, оборонного, политического характера, но и очень важные задачи в сохранении своей молодежи, как авангарда общества, как его основной силы в ближайшем будущем.

Существует мнение, что наша страна нуждается в новом социальном типе личности, России нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Старшее поколение, пережившее ряд экономических кризисов, военные конфликты, террористические акты, бессилие власти, приоритетом в воспитании собственных детей выбирало безопасность и уверенность в будущем. Можно сказать, что для талантливых, активных, образованных молодых людей безопасность и уверенность в будущем в последние годы стали напрямую связаны с получением образования и жизнью за рубежом, с построением карьеры, с повышением собственной конкурентноспособности, с избеганием обязательной службы в армии, с получением быстрой и крупной выгоды. Определенная душевная опустошенность, низкая культура, «дефицит нравственности» привели к падению роли и значения патриотизма, как одной из великих ценностей нашего народа.

Патриотическое воспитание современной российской молодежи должно стать приоритетным направлением воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашей страны.

Патриотическое воспитание молодежи в современной России – неотъемлемая часть процесса реализации государственной молодежной политики. Задачи патриотического воспитания и формирования личности как патриота своей страны, которые стоят перед педагогами, руководителями общественных объединений многочисленны и многогранны. Затрагивая понятие «патриотизм» большинство из них вкладывает в это понятие свое собственное, субъективное понимание. В основном патриотизм определяется как любовь к Родине, готовность встать на защиту своей страны, желание созидать на благо своего народа.

В области патриотического воспитания молодежи до сих пор не существует четких ориентиров. Скорее всего, это обусловлено богатой историей нашей страны, множеством взглядов и мнений отечественных мыслителей, поликультурностью и поликонфессиональностью народов, живущих в России.

Идеи и мысли о патриотизме на протяжении всей российской истории занимали особое место в духовной жизни общества, во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

В трудах В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева многих других русских философов, писателей и общественных деятелей отражена мировоззренческая позиция, так называемая социокультурная модель «Русской идеи».

Суть «русской идеи» в особой религиозно-исторической миссии России – стать объединяющей, примиряющей основой в конфликте Запада и Востока. Россия будущего – это место становления вселенской христианской культуры.

Патриотизм как «русская идея» неотъемлемая и в то же время важнейшая часть бытия гражданина России, любого созидательного сообщества людей, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы, рассматривался в трудах М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Ф.И. Тютчева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова и др.

Защита Отечества, любовь к Отечеству, осознание гражданского долга, наряду с критикой самодержавия, произвола помещиков, крепостного права в России подчеркиваются в идеях, позициях и действиях декабристов.

Патриотизм как явление, как духовно-нравственное состояние неотделим от истории нашей страны, от этапов ее падения и подъемов.

Октябрьская революция 1917 года разделила российское общество на «белых» и «красных». Патриотические установки характерны как для одной стороны, так и для другой. Представители «белого движения» искренне любящие свою Родину отстаивали то, что принадлежало им по праву рождения - привилегии, собственность. Для «красных» - победа в гражданской войне - это свобода, право на собственную жизнь, возможность трудится на своей земле и дать эту возможность своим потомкам. Идеи российского патриотизма в эмиграции - сохранение национальных, исторических и культурных корней русского общества, национальное самосознание, возрождение России.

Идеи российского патриотизма за рубежом в годы советской власти публиковались русскими мыслителями, эмигрировавшими за пределы России после революции - Н.А. Бердяевым, Н. Алексеевым, Л. Карсавиным, И. Ильиным, В. Вышеславцевым, А.Карташевым, С. Левицким, С.Троицким, О.Платоновым, Г. Федотовым, Г. Флоровским.

В 30-е годы XX столетия в советской России формируется тот патриотизм, который стал основным фактором, основной силой, которая смогла сокрушить фашизм и одержать победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. И в дальнейшем патриотизм, самопожертвование и несгибаемая воля советских людей сыграли огромную роль в восстановлении страны из руин после войны.

Весь мир стал свидетелем самоотверженной борьбы советских солдат и тружеников тыла. Стойкость, мужество и героизм советских воинов в борьбе с ненавистным врагом, непоколебимая вера в победу тех, кто приближал Победу в тылу – составляющие героического патриотизма советского народа.

Истинный патриотизм явился основой духовного и нравственного превосходства советского народа над фашистами и стал опорой для существующей власти во времена испытаний и лишений.

В самые трудные периоды развития истории страны происходит обновление, очищение и проявление высших духовных ценностей во имя всего Отечества.

Среди представителей фундаментальной науки, уделявших большое внимание изучению патриотизма как одного из значительных и социально значимых явлений советской действительности, выделяются А.А. Агаев, А.Н. Вырщиков, Н.И. Губанов, С.Д, Емец, В.М. Зарванский, А.Н. Колесников, М.М. Кучуков, В.В. Макаров, Р.Я Мирский, В.Ш. Нахушев, Ю.С. Петросян, П.Н. Поспелов, П.М. Рогачев, П.Е. Сапегин, М.А. Свердлин, Л.П. Стариков, В.А. Хмелевский и др.

В работах этих авторов, в частности, рассмотрены особенности и закономерности исторического развития патриотизма как идеи и социокультурного феномена, разработаны методологические подходы к исследованию, выявлению принципов, признаков, структурыпатриотизма, анализу его содержания и структуры изучению проблемы патриотизма через тезаурус взаимосвязанных терминов, понятий, категорий, ценностей».

Патриотизм как социокультурное явление, как основа национальной духовности и составляющая общественного сознания в настоящее время актуален для российской действительности также как и много веков назад.

В последние десятилетия проблемы российского патриотизма рассмотрены в значительном объеме научно-исследовательской литературы. Скорее это вызвано тем, что в последнее время патриотизм стал одной из самых спорных острых тем, которые широко обсуждаются в самых разных сферах быстроменяющейся общественной жизни России.

Реформы последнего времени, кардинальные изменения во всех сферах российской жизни не могли не отразиться на духовно-нравственных основах российского менталитета. К сожалению, данные изменения по большинству мнений негативно отразились на представлениях о патриотизме, особенно в молодежной среде. Былые нравственные ценности, такие как добросовестность, честь, гордость за страну и другие, утратили свою силу. На первый план выступили погоня за личным достатком, корысть во всех ее смыслах, личный успех в ущерб других и т.д.

Именно эта довольно острая проблемная ситуация заставляет сегодня лучшие умы страны задумываться о необходимости возрождения былых ценностей, необходимости воспитания в молодом поколении понимания истинного патриотизма и формирования гражданского общества.

В ходе современного исследовательского процесса многие авторы вновь и вновь обращаются к богатому историческому и научному наследию отечественной мысли, глубокому, объективному анализу научных трудов последнего столетия.

Одной из проблем, которые стоят перед современными российскими исследователями в формировании патриотизма, это скорее всего развитие существующих идей патриотизма с серьезным учетом многонациональности России, многокультурности нашей страны, необходимости сохранения российского патриотизма при условии единства и многообразия.

А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев, пришли к следующим выводам, касающимся исторического развития идеи российского патриотизма:

«Во-первых, патриотизм как явление общественной жизни и компонент общественного сознания является неотъемлемым структурным элементом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции.

Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества российского государства.

В-третьих, необходимо отметить, что сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки, умаляли ее наиболее существенные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.

В-четвертых, современное понимание патриотизма предполагает деятельное участие всех граждан в упрочении авторитета России как внутри страны, так и в мире за счет активного развития национальной промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства, высоких технологий.

Позиция патриотизма – это стремление человека к участию в модернизации страны, к резкому повышению эффективности хозяйства, к волевой концентрации всех социальных сил для прорыва вперед, к выходу из затянувшейся апатии и безразличия к собственному настоящему и будущему.»

Провозглашение патриотизма как национальной идеи руководством нашей страны, скорее всего, послужит серьезным фактором для дальнейшего плодотворного развития научной мысли в формировании новых подходов в обширном и разноплановом процессе воспитания российской молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: